Проект "Светлая Пасха"-из опыта работы
проект (подготовительная группа)

Реализация детско-родительского проекта "Светлая пасха" с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_svetlaya_pasha.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Светлая Пасха» -реализация проекта с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Воспитание ребёнка в семье, является одним из вопросов, который пытались и пытаются решить педагоги и ученые прошлого и настоящего времени. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок может вырасти ни к чему не приспособленной личностью.    

В настоящее время существует очень много методик по воспитанию детей в семье. Но обществу требуется современный подход в этом процессе. Этот подход должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Как сказал В.А. Сухомлинский «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у ребенка образа семьи, системы ценностей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

          В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие детского сада с семьей.

Формирование семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.

Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада. Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают:

-установление партнерских отношений педагогов и родителей;

-просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;

- разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников семейных ценностей.

В рамках ФГОС ДО и ФОП ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей в нашей группе является организация  детско-родительских проектов.

Детско-родительский проект – это такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим ребенком в процессе выполнения практических заданий.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В нашей группе было проведено анкетирование с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем вышесказанным возникла необходимость в разработке проекта «Моя любимая семья», направленного на приобщение детей к семейным ценностям и на просвещение родителей по данному вопросу.

Задачи проекта:

- побуждать родителей к установлению и сохранению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций и способствовать созданию условий для приобщения детей к этим семейным ценностям;

- создать условия для повышения уровня родительской активности и развитию навыков общения и сотрудничества с детьми;

- повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Новизна проекта заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй.

Особенностью данного проекта является то, что он осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами. А совместная исследовательская деятельность детей и взрослых способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

В рамках проекта «Моя любимая семья» был разработан блок по ознакомлению детей с народными обрядовыми праздниками (Масленица, Рождество, Пасха).

 Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Светлая Пасха», участниками которого стали воспитатели, дети, музыкальный руководитель, семьи воспитанников.  

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Тем самым мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Цель проекта: Создание условий для расширения знаний воспитанников об истоках обрядов и традиций народного праздника «Пасха.

Задачи:

         - познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи;

- развивать интерес к русской национальной культуре;

         - воспитывать патриотические чувства к православным традициями              русского народа, к народному творчеству.

План реализации проекта:

  • Беседы «Что такое Пасха?»,«Пасхальное яйцо».
  • Чтение: А. Майков «Вербная неделя», А. Майков «Христос воскрес!», А. Блок «Вербочки», А. Плещеев «Как солнце блещет ярко…», В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня».
  • НОД по познавательному развитию «Пасха – самый большой и светлый праздник»; НОД по художественно – эстетическому развитию «Писанки» (рисование); НОД по художественно – эстетическому развитию «С Пасхой! » (аппликация).
  • Народные игры «Горелки», «Раскручивание яиц», «Катись яичко», «Катание яиц», «Кто быстрее возьмёт яйцо?», «Чоканье яйцами».
  • Пальчиковые игры «В лужах солнышко искрится», «Стол пасхальный накрываем», «Подснежник», «Поиграем с яичком».
  • Дидактические игры: «Сложи картинку пасхального яйца», «Пасхальные традиции», «Укрась яйцо к Пасхе», «Сдувание яйца», «Найди пару».
  • Консультации для родителей: «Пасха - радостный и светлый праздник», «Как провести день Пасхи с детьми!».

         Итоговым    мероприятием стал мастер-класс «Пасхальные чудеса», который провели мамы и бабушки воспитанников. Дети познакомились с традициями празднования Пасхи в то время, когда их бабушки и дедушки были детьми. Мамы рассказали о том, какие традиции существуют в их семьях. Во время практической части мастер-класса  дети, разделившись на подгруппы, под руководством гостей  осваивали разные способы украшения пасхальных яиц. Итогом мероприятия стала выставка яиц, украшенных в технике декупаж, стразами и с использованием гофрированной бумаги. Результат не оставил равнодушными  всех участников творческого процесса. Все были рады. Каждый из детей гордился своей работой.

Реализация детско-родительских проектов сближает педагогов и родителей, родителей и детей. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они, оказывается, даже не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных мероприятиях.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Литература

  1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1. – С. 273-278.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;Горбунова  Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.- С. 5-6.
  3. Коломийченко Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Кугдарова А. В., Андросова М. И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 71–74. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770715.htm.
  5. Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95551.htm.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

выставка "пасха в кубанской семье". Информация из опыта работы "Кубановедение в ДОУ"

выставка "пасха в кубанской семье". Информация из опыта работы "Кубановедение в ДОУ"...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...