Мастер - класс для педагогов по приобщению к русской народной культуре"
методическая разработка

Подчередникова Марина Николаевна

Сегодня речь пойдет о русском быте и о русской культуре.

Все дальше уходит от нас добрая традиция встречать праздники, радости и

горести всей семьей, теряется присущее русскому человеку ощущение помощи стен в родном доме. Не пора ли задуматься над заветами предков и вспомнить все то доброе, что было в нашей истории.Старое уходит, а ведь его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это так важно в наше время. Не ушло ли безвозвратно все старое, доброе, что велось веками. Многое забыли, растеряли. Давайте вместе сохранять то, что уцелело. Чувство сопричастности к собственному народу начинается с восхищения тем, что видят перед собой дети, отчего они получили яркое впечатление. И это полученное в детстве впечатление, может быть даже неосознанное, глубоко играет значимую роль в становлении культурной личности. Понимая значимость приобщения детей к народной культуре педагогическим коллективом, при участии родителей, были создан мини-музей, стилизованная “Русская изба».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Дня открытых дверей

«День русской культуры»

Культура – это память человечества о самом себе.

Алексей Тегин

 При входе раздают эмблемы («Матрёшка», «Дымковская барышня», «Гжельская роза»). Гости распределяются на команды согласно эмблемам. Педагоги и дети в народных костюмах. Зал оформлен в русском стиле. Звучит русская народная музыка.

Приветствие гостей

Е.А. : Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас в нашей горнице!

Если величать, так на пороге встречать.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты.

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды –

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим!

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье,

Хлебосольство и открытый дом.

Мероприятие открывается танцевальной композицией «Белый лебедь».

 Презентация музея

Е.А. Сегодня речь пойдет о русском быте и о русской культуре.

Все дальше уходит от нас добрая традиция встречать праздники, радости и

горести всей семьей, теряется присущее русскому человеку ощущение помощи стен в родном доме. Не пора ли задуматься над заветами предков и вспомнить все то доброе, что было в нашей истории. Старое уходит, а ведь его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это так важно в наше время. Не ушло ли безвозвратно все старое, доброе, что велось веками. Многое забыли, растеряли. Давайте вместе сохранять то, что уцелело. Чувство сопричастности к собственному народу начинается с восхищения тем, что видят перед собой дети, отчего они получили яркое впечатление. И это полученное в детстве впечатление, может быть даже неосознанное, глубоко играет значимую роль в становлении культурной личности. Понимая значимость приобщения детей к народной культуре педагогическим коллективом, при участии родителей, были создан мини-музей, стилизованная “Русская изба».

В нашем дошкольном учреждении давно ведется работа по приобщению детей к русским традициям, быту и культуре. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Согласно народным традициям в «избе» стоит русская печь. Вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на стенах полки с домашней утварью. В нашей избе есть самовар, чугунки, кадки, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, прялка, рукомойник, веретено, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода.

В помещении музея русского быта размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», «Народных инструментов», образцы изделий народных промыслов: «Хохлома», «Городец», «Жостов», «Гжель».

Экспонаты музея активизируют творческий потенциал детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству и в свободной художественной деятельности.

Нерегламентированная деятельность в нашем музее приносит детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в народные игры,  рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства. Мы стараемся привить детям любовь к своему народу, стране, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре, а это в свою очередь способствует обогащению внутреннего мира ребенка.  Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть, построить будущее.

Основные направления нашей работы:

1.   Создание атмосферы национального быта.

Атмосфера национального быта оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка: развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Окружающие предметы, характерные для русского народного быта позволяют детям ощутить себя частью великого народа.

2.   Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).

Ценность фольклора заключается в том, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

4. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако здесь отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего.

Игры

Сегодня мы предлагаем вам окунуться в почти забытый мир русского быта.

Команда «Матрёшки», а давайте с вами поиграем. Есть старинное русское развлечение, которое актуально до сих пор, называется «Малечина-калечина». Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике1-2пальцев, при этом инструмент нельзя поддерживать руками. Обращаясь к малечине, нужно сказать следующие слова: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера:1,2,3…». Кто дольше всех продержит, тот и выиграл.

Ещё у нас есть Гжельская роза, выходите к нам, давайте и с вами поиграем.

Игра называется «К вам барышня пришла». Выбираем водящего, а все остальные становятся рядом. Водящий подходит к участнику игры и даёт следующее задание: «К вам барыня пришла, голик, да веник принесла. Велела не смеяться и не улыбаться, да и нет не говорить, и звук Р (или другой) не произносить. Далее следует любой вопрос. Если участник засмеялся или ответил неправильно, то он проиграл.

Викторина  для всех

«Гости мои хорошие, гости мои пригожие, как хорошо вы играть умеете, а теперь попробуйте разгадать викторину «Русская изба».

(Викторина по книге Марины Улыбышевой «Русская изба»)

1.Белая изба – это …

-изба, покрашенная в белый цвет

- изба с русской печью и трубой

- изба, в которой очень чисто

-изба, где вся мебель и утварь белого цвета

2.Как называется настил для спанья между печью и стеной под потолком?

- гамак

- матрас

-кровать

-полати

3. «Курить» в древние времена означало:

-курить сигарету

-разжигать огонь, топить

-разводить кур

-пожар

4.Какой инструмент использовали при постройке избы?

-топор

-пилу

-молоток и гвозди

-стамеску

5.При строительстве дома под первый венец клали …

- инструменты, дерево, гвозди

- монеты, зерно, шерсть

- скатерть, хлеб, квас

- посуду, дрова, выпечку

6.Какой самый важный вопрос при постройке избы?

-Чем покрыть крышу?

-Сколько комнат делать?

-Делать ли подпол?

-Где сложить печь?

7.Что такое «бирюльки»?

-бумага

- игра

-украшения

-монеты

8.Самое чистое и почетное место в доме называется «красный угол». А что там

находится?

- красная лавка

-место, где отдыхают

-божница – полка для икон

-угол, выкрашенный в красный цвет

9.Что называется избой?

-деревянный бревенчатый дом

-сарай

-кирпичное строение

-закуток для скота

10.Для чего человек может залезть в печь?

-спрятаться

-почистить печь от золы

-попариться

-постирать

Ведущий: Молодцы, викторину разгадали!

А теперь пора нам с вами в музей пройти.

(Команда «Матрёшки» рассаживается за столы, а остальные гости на стулья чуть поодаль)

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы Колокольчик.

Сейчас возрождается старинный вид женского рукоделия – изготовление традиционной тряпичной куклы. Такая кукла несёт память русской культуры, память о наших бабушках и прабабушках. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора.

Русские тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню Ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Для своих детей в семье куклы делали обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как Родина куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Куколка похожа на колокольчик, а колокольчик - на силуэт женщины.

Тряпичная куколка-Колокольчик сейчас известна как игровая кукла, но мы можем предположить, что она обладает и обережными свойствами: например, дарится тому, кто ждёт вестей, а также тому, кто отправляется в путь. А также в старину считали, что звон отпугивает злых духов и даже лечит болезни. Колокольный звон – один из самых сильных оберегов, поэтому вполне вероятно, что и Колокольчик – куколка не только игровая, но и обережная.

У куклы Колокольчик три юбки  и счастье складывается тоже из трех частей: если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то и человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Кукла Колокольчик проста в изготовлении. На ней три юбочки, на головке красивый платочек. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Для ее изготовления нам понадобятся :

1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата для головки.

7. И, конечно же, Колокольчик!

1. Берём вату и скатываем в шарик.

2. К этому шарику привязываем колокольчик на нитке.

3. Этот шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.

     4. У нас получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри юбочки – звонкий колокольчик!

      5. Теперь возьмем круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка       получилась.

6. Теперь очередь самого маленького кружка ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

7. Квадратный белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

8. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

9. Чтобы получились ручки у нашей куколки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

10. Теперь прикладываем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы и привязываем его к шее куколки.

11. А теперь покрываем нашу куколку косыночкой и завязываем её под ручками сзади. Кукла Колокольчик готова!

Посмотрите, сколько у нас красивых куколок получилось, а главное, что они созданы вашими руками и с любовью для дорогих вам людей!

Спасибо вам огромное, за то, что провели это время с нами!

Е.А. : Просим вас к столу,

Вкусным чаем насладиться.

К чаю ароматному

Угощенье знатное,

Чай нам жажду утоляет,

Да людей навек сближает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Приобщение к русской народной культуре в системе народного образования

Данная статья посвящена знакомству детей с русским народным творчеством. В ней рассмотрены следующие вопросы:Ценность использования народного творчества в развитии ребенкаСредства и механизмы при...

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

Мастер - класс для педагогов Тема: «Патриотическое воспитание средствами физической культуры» (через народные подвижные игры)

Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр....

Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»...

Мастер-класс для педагогов: «Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля»

Мастер-класс для педагогов:«Организация игр-драматизаций русских народных сказок с использованием игровых наборов Фребеля» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посре...