Варианты использования сказкопсихопедагогики в условиях ДОО
методическая разработка

Николаева Татьяна Григорьевна

Сказка тесно связана с игрой, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты использования сказкопсихопедагогики в условиях ДОО

Сказка тесно связана с игрой, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

В детском саду используется такой метод как моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

  Есть вариант использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: медведь – коричневый, лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

В ДОУ можно использовать метод выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Очень часто в детском саду встречаются проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева»).

- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

- Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Творческие задания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, которое является новым, оригинальным и уникальным (нового образа, рисунка, сказки).
Далее приведены примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

- Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
- Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

- Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания. Сказки, но по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Сказки о бытовых предметах. Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. Например:

- Реальное начало - сказочное продолжение;

- Узнай сказку по песенке героев: не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»), Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь - липовая нога»), Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»);

- Продолжи сказку: вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять;

- от точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее;

- нарисуй сказку: дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому);

- игровые задания: при выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого. «Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: раз, два, три, Горшочек, вари! «продукты» по порядку входят в круг – «горшочек».  Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в более быстром темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу). Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари!

Можно использовать следующие дидактические игры:

- «Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)

- «Треугольник и квадрат» (математическое развитие)

- «Хорошо плохо» (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).

- «Добрые – злые» (развитие изобразительных навыков и эмоций)

Таким образом использование сказкопсихопедагогики дает широкие возможности реализации в педагогическом процессе различных целей. Как образовательных, так и сохранении психологического здоровья, развития коммуникации, профилактика детских страхов и тд.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. -52 с. -Текст : непосредственный.
  2. От рождения до школы. Программа дошкольного образования : учебное пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.  – Москва: Москва-синтез, 2019. – 224 с. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный.
  3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – Москва : Ось - 89, 2003. – 144 с. - Текст : непосредственный.
  4. Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. – Москва : Эксмо, 2001. – 288 с. – ISBN 5-04-008400-5. - Текст : непосредственный.
  5. Строгова, Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. А. Строгова. – Москва : Владос, 2018. – 88 с. - ISBN: 978-5-907013-34-6. - Текст : непосредственный.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.К. Зинкевич. – Санкт-Петербург : Портал, 2021. – 288 с. - ISBN: 978-5-907241-62-6 - Текст : непосредственный.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. - ISBN 5-9268-0022-6 – Текст : непосредственный
  8. Зимина, И.С. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 18-28. - Текст : непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования театра теней в детском саду

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ДЕТСКОМ САДУавтор: воспитатель МБДОУ д-с к-в № 7 города Кропоткина Т.Е. КузьменкоУважаемые ...

"Варианты использования "деревянных бус""

совместная деятельность педагога сдетьми раннего и дошкольного возраста...

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками

Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками           1.Фольклорные праздники - развлечения.2.Рисование ладошкой и пальч...

Презентация "Вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста"

Физическое воспитание оказывает разностороннее благотворное влияние на детей, если оно осуществляется ежедневно при реализации нескольких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя п...

Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников.

Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников....

Варианты использования ИКТ в практике педагога дошкольного учреждения

ИКТ расширяет возможности организации образовательной деятельности. Мультимедиа-ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед педагогом новые возможнос...