Варианты использования сказкопсихопедагогики в условиях ДОО
методическая разработка
Сказка тесно связана с игрой, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты использования сказкопсихопедагогики в условиях ДОО
Сказка тесно связана с игрой, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
В детском саду используется такой метод как моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Есть вариант использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: медведь – коричневый, лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
В ДОУ можно использовать метод выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Очень часто в детском саду встречаются проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева»).
- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).
- Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).
Творческие задания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, которое является новым, оригинальным и уникальным (нового образа, рисунка, сказки).
Далее приведены примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
- Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
- Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания. Сказки, но по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Сказки о бытовых предметах. Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете. Например:
- Реальное начало - сказочное продолжение;
- Узнай сказку по песенке героев: не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»), Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь - липовая нога»), Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»);
- Продолжи сказку: вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять;
- от точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее;
- нарисуй сказку: дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому);
- игровые задания: при выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого. «Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: раз, два, три, Горшочек, вари! «продукты» по порядку входят в круг – «горшочек». Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в более быстром темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу). Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари!
Можно использовать следующие дидактические игры:
- «Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)
- «Треугольник и квадрат» (математическое развитие)
- «Хорошо плохо» (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
- «Добрые – злые» (развитие изобразительных навыков и эмоций)
Таким образом использование сказкопсихопедагогики дает широкие возможности реализации в педагогическом процессе различных целей. Как образовательных, так и сохранении психологического здоровья, развития коммуникации, профилактика детских страхов и тд.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. -52 с. -Текст : непосредственный.
- От рождения до школы. Программа дошкольного образования : учебное пособие / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Москва: Москва-синтез, 2019. – 224 с. – ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный.
- Вачков, И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – Москва : Ось - 89, 2003. – 144 с. - Текст : непосредственный.
- Соколов, Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. – Москва : Эксмо, 2001. – 288 с. – ISBN 5-04-008400-5. - Текст : непосредственный.
- Строгова, Н. А. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. А. Строгова. – Москва : Владос, 2018. – 88 с. - ISBN: 978-5-907013-34-6. - Текст : непосредственный.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.К. Зинкевич. – Санкт-Петербург : Портал, 2021. – 288 с. - ISBN: 978-5-907241-62-6 - Текст : непосредственный.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с. - ISBN 5-9268-0022-6 – Текст : непосредственный
- Зимина, И.С. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 18-28. - Текст : непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты использования театра теней в детском саду
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРА ТЕНЕЙ В ДЕТСКОМ САДУавтор: воспитатель МБДОУ д-с к-в № 7 города Кропоткина Т.Е. КузьменкоУважаемые ...
"Варианты использования "деревянных бус""
совместная деятельность педагога сдетьми раннего и дошкольного возраста...
Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.
Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...
Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками
Варианты использования малых форм фольклора в работе с дошкольниками 1.Фольклорные праздники - развлечения.2.Рисование ладошкой и пальч...
Презентация "Вариант использования средств и форм физического воспитания в течение одного дня в работе с детьми дошкольного возраста"
Физическое воспитание оказывает разностороннее благотворное влияние на детей, если оно осуществляется ежедневно при реализации нескольких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя п...
Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников.
Различные варианты использования степ - платформ в физическом воспитании дошкольников....
Варианты использования ИКТ в практике педагога дошкольного учреждения
ИКТ расширяет возможности организации образовательной деятельности. Мультимедиа-ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед педагогом новые возможнос...