методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)
проект на тему исследовательская деятельность "Почемучки" мы с ребятами окрашивали яйцо и капусту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования
«Методическая разработка – 2024»
ПРОЕКТ
Тема: «Лаборатория Почемучкина»
Автор: Крысенко Ольга Сергеевна
Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»
Увельский муниципальный район
п. Нагорный
2024 год.
Актуальность
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
Целевая группа: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.
Проблема: Кто такие исследователи?
Тип проекта: краткосрочный (20.11.2023 г.-27.11.2023 г.)
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4.Развивать наблюдательность;
5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Ожидаемые результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Этапы работы над проектом:
Работа по данной теме состоит из трех этапов:
1. Организационно - подготовительный
2. Основной – практический
3. Заключительный (аналитический)
1 этап: - Организационно - подготовительный:
Мотивация детей.
Определение цели и задач проекта.
Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Разработка комплексно - тематического плана работы.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
2 этап: Основной – практический:
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап: Заключительный (аналитический):
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Перспективный план:
Организационно - подготовительный: | |
Форма работы | Форма отчета |
Сбор анализ информации, работа с методической литературой, изучение интернет ресурсов | Список используемой литературы |
Консультации для родителей | Информация в уголок родителей |
Консультация для педагогов. «Кто такие исследователи?» | Выступление на педагогическом часе. |
Основной – практический | |
Сроки | Совместная деятельность |
20.11.2023г. | Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». |
21.11.2023г. | Вода имеет свойства окрашивание |
22.11.2023г. | Эксперимент с капустой |
23.11.2023г. | раскрашивание полученного результата |
24, 25,26.11.2023г. | Домашнее задание |
Заключительный (аналитический) | |
27.11.2023г. | Анализ результатов проекта. Презентация для родителей и педагогов. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Методические ресурсы:
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)
https://kuv-roshds10.edumsko.ru/folders/post/2750831
Материально-технические:
Пищевые красители, уксус, яйца, банки, капуста, клеенка, ложка, презентация, интернет ресурсы.
Работа с родителями
Консультации:
-«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
-«Научите ребенка любить живую природу»,
-«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
-«Экспериментируем дома».
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
-Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
Таким образом, Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Перспективы дальнейшего развития:
Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в работе в процессе обучения детей дошкольного возраста, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, где дети воспринимают и чувственно познают мир, двигаются, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.
Проект может быть:
- формой реализации тематической недели.
- разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
- средством привлечения внимания дошкольников, выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
- использован в организации работы по теме самообразования, что позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Приложение 1
Конспект занятия
по опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Волшебница вода»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели:
- Закрепить представления о свойствах воды;
- Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, имеет элементарные представления из области живой и неживой природы, проявляет заботу об окружающей среде.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды) .
Отгадывание загадок о природе, воде.
Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар»Н. Михайловой, «Лёд»Г. Ладонщикова.
М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны»
Опыты с водой.
Материалы:
• Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)
• Аудиокассета «Шум моря».
• Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы) .
• Схема «Круговорот воды в природе»(работа со схемами) .
• Экологические знаки «Береги воду»(работа со схемами)
• Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытно-исследовательская работа) .
• Карточки для фиксирования опытов, карандаши.
• Схемы «маленькие человечки».
Организационный момент.
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята.
(звуки природы)
- Воспитатель: Ребята что вы слышите?
Дети: шум воды.
Воспитатель: Правильно, вы услышали шум воды.
-Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
В водопроводном кране.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Воспитатель:- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие.
(волшебное превращение)
Воспитатель: -Я Учёный -Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие непростое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.
Наша первая станция «Для чего нужна вода? »
Воспитатель: -Капельки, а для чего нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду .
Воспитатель:-Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите, зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках
Дети: Вода нужна растениям, животным, человеку.
Воспитатель: -А вы сегодня пользовались водой?
Дети: Мы мыли руки, чистили зубы, пили чай .
Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.
Беседа «Какая бывает вода»
Воспитатель:- Капельки как вы думаете, какая бывает вода?
Дети: Вода бывает газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная .
Воспитатель:- А вы в море купались?
Дети: Да, купались.
Воспитатель:- Какая вода на вкус в море.
Дети: Вода в море солёная.
Воспитатель: -Её можно пить? (нельзя)
Воспитатель е будешь болеть.
-Морская вода это «хорошо» или «плохо»
(элементы ТРИЗ)
Хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить;
Хорошо - можно купаться, плохо - нельзя варить суп;
Хорошо - приятно смотреть, плохо - когда штормит .
Воспитатель: -Наше интересное путешествие продолжается.
Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.
По болоту мы идём,
С кочки на кочку, с кочки на кочку
И в воду не упадём.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Вот и добрались.
Вторая станция «Чтобы было, если ….»
Воспитатель: -Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. - Что будет?
-Если бы вся вода была грязной?
Дети: В реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти.
Воспитатель:- Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать?
Дети: Не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран.
Д/игра «Угадай экологический знак».
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают, я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.
«Где живёт вода? »
Воспитатель:-Капельки, кто знает, что это?(показывает глобус)
Дети: Это глобус.
Воспитатель: -Глобус –это маленький макет земли.
- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).
- Много воды на нашей планете?(воды очень много).
- А где же живёт вода?
Дети: В море, океане, ручейках, в озере, в реке.
Воспитатель:- Вы сказали, что вода живёт и в реке.
- Как образуется большая река?
Дети: Из множество маленьких ручейков и речек.
Воспитатель: -Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море.
Физкультминутка
Воспитатель: -Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках?
Друг за другом, друг за другом,
Ручейки бегут, бегут.
Прямо в речку попадут.
А из речки сразу в море,
Огромное, большое.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
Вот и приплыли на следующую станцию.
Третья станция «Круговорот воды в природе»
(сказка о маленьких капельках)
Воспитатель: -А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу.
(показ схемы «Круговорот воды в природе»).
Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.
- В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.
Воспитатель: -Чтобы было, если капельки не возвращались на землю.
Дети: На земле совсем не осталось бы воды.
(краткая беседа об услышанном).
Четвёртая станция «Опытническая»
-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции, нам надо перейти через мостик.
- По мосточку мы пройдём
И на станцию придём.
-Вот и дошли до станции.
-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.
Опыт№1 «Какая вода»
В стаканчиках налита чистая вода.
Воспитатель: – Какая вода по цвету? (бесцветная)
- У чистой воды есть запах? (нет).
-Вода прозрачная или мутная (прозрачная) .
-Вода чистая или грязная (чистая) .
-Нальём воду в конусообразную колбу.
Вывод: Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)
-Вода - жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка) .
Опыт№2 «Лёд – это тоже вода».
Потрогать лёд.
Воспитатель: Лёд какой (твёрдый).
Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)
Опыт №3 «Пар –это тоже вода»
Воспитатель: (снимает крышка с чайника с горячей водой).
Кипячёная вода – идёт пар, вода испаряется.
Игра «Какие человечки»
- В паре живут газообразные человечки.
-Хотите поиграть с человечками. (да)
Игра «Вода, лёд, пар».
Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.
Рефлексия
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие.
-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным? (да хотим)
-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?
Дети: (мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду).
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.
Приложение 2
Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома
Тема: «Лед – вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
Тема: «Твердое – жидкое»
При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.
Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.
Тема: «Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.
Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
Тема: «Испарение»
Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).
Тема: «Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).
Тема: «Конденсация»
Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.
Тема: «Свойства веществ»
Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
Тема: «Воздух и его свойства»
Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.
Тема: «Два апельсина»
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Тема: «Плавание тел»
Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.
Тема: «Секретное письмо»
Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:
Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.
2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.
Тема: Разный «характер» у яиц
Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.
Тема: «Чистый лед»
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
Тема: «Снежные цветы»
Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.
В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.
Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.
Тема: «Куда делась вода?»
Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?
Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из ванны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.
Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.
Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....