Информационно-познавательный проект по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий» в группе общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет № 6 «Солнышко»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Родничок»
Информационно-познавательный проект
по ранней профориентации
«Калейдоскоп профессий»
группа общеразвивающей направленности
от 6 до 8 лет № 6 «Солнышко»
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2023
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни!»
(Антон Павлович Чехов (1860–1904) русский писатель)
Актуальность
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать
потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя
субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна
из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей
формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является
ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей
уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные
представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни
людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое
воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми
поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми
гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности
(детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека,
помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и
отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных
людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим
психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать
потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя
субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна
из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей
формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является
ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей
уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные
представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни
людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое
воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми
поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми
гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности
(детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека,
помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и
отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных
людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим
психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в соответствии с современными образовательными программами являются центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
4
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в
соответствии с современными образовательными программами являются
центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой
деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно
он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего
дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые:
родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное
знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей
закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой
деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать
профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни
4
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в
соответствии с современными образовательными программами являются
центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой
деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно
он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего
дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые:
родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное
знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей
закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой
деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать
профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать
потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя
субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна
из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей
формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является
ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей
уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные
представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни
людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое
воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми
поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми
гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности
(детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.
Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека,
помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и
отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных
людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим
психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
4
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в
соответствии с современными образовательными программами являются
центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой
деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно
он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего
дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые:
родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное
знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей
закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой
деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать
профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни
Проблема
В начале учебного года, в рамках сетевого взаимодействия с социальными и образовательными учреждениями города дети нашей группы посетили бюджетное учреждение «Радужнинский политехнический колледж». В ходе увлекательной экскурсии сотрудники колледжа знакомили дошкольников с видами профессий и специальностей: повар, кондитер; сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике; делопроизводитель; оператор нефтяных и газовых скважин. В результате экскурсии ребята проявили огромный интерес к профессиям, к характерным особенностям данных специальностей.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов). Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
В силу большой заинтересованности детьми данной темой, принято решение о реализации проекта «Калейдоскоп профессий».
Новизна проекта
Ознакомление воспитанников с профессиями строиться с учётом интереса воспитанников, учитывая возрастные особенности детей, специфику рынка труда нашего региона и профессий родителей (законных представителей). В процессе реализации проекта дети, совместно с родителями (законными представителями,) представят свои мини-проекты о своей любимой профессии.
Цель: Формировать представление детей о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.
Задачи, ориентированные на детей:
Образовательные: Продолжать формировать знания о профессиях взрослых. Дать представления о том, что с одним объектом культуры, производства, социальным объектом связан целый комплекс разнообразных профессий. Создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям.
Развивающие: Развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности. Развивать связную речь, умение высказываться по теме.
Воспитательные: Воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых.
Задачи, ориентированные на родителей (законных представителей):
- Вовлечь семьи воспитанников в совместную с детьми и педагогами информационно-познавательную деятельность по ознакомлению с профессиями взрослых;
- Предоставить возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности;
- Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий и бесед;
- Способствовать проявлению интереса к экскурсиям и беседам, проводимых для детей в детском саду;
- Заинтересовать в подготовке в домашних условиях с детьми рассказов о профессии своих родителей (законных представителей);
- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
- Организовать выставку совместных с детьми рисунков на тему «Кем я хочу стать!».
Предполагаемый результат проекта
При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к профессиям взрослых – позиционирование себя в различных т профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности. Повысится заинтересованность детей в получении первоначальных знаний в области трудовой деятельности взрослых.
Реализация проекта на этапе завершения дошкольного образования позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.
- К моменту завершения проекта:
- Ребенок имеет представления о мире современных профессий нашего региона;
- Ребенок имеет положительное отношение к разным видам технического труда;
- Ребенок знает о назначении предметов и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- Ребенок будет чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- Ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- Ребенок понимает, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Тип проекта: Долгосрочный.
Участники проекта: Дети 6-8 лет, воспитатели группы, родители (законные представители), социальные институты города.
Вид проекта: Информационно-познавательный.
Направленность: Профориентация
Период проекта: Сентябрь-май.
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение отведенного времени на реализацию проекта. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип наглядности. Практическое участие и наглядное оформление. Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями.
Методы и приемы:
- Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение, художественное слово, чтение художественной литературы.
- Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, предметов труда и т.д. Показ познавательных презентаций, видеороликов, мультфильмов.
- Практический метод: рисование, лепка, раскрашивание, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Игровой метод: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, создание игровой ситуации.
- Метод целевых экскурсий.
- Метод личного примера: организация встреч с людьми разных профессий. Мировоззрение педагога и родителей их взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Алгоритм ознакомления с профессией:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта
I этап (организационный): Подбор методического сопровождения, разработка перспективного плана, подготовка материалов и оборудования, встречи с семьями воспитанников по вопросам совместной проектной деятельности, организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными институтами города (1,2-я неделя сентября).
II этап (практический): реализация проекта (сентябрь – апрель).
III этап (итоговый): Анализ и обобщение опыта. Подведение итогов реализации проекта. Освещение результатов проектной деятельности на итоговом родительском собрании. Представление опыта работы в образовательных сетевых профессиональных интернет сообществах, в коллективе ДОУ (май).
Перспективный план реализации проекта
Месяц (Профессия) | Вид деятельности/ Тема | Цель | Работа с семьями воспитанников |
Сентябрь (Повар, Кондитер, Сварщик, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, Делопроизводитель, Оператор нефтяных и газовых скважин, Нефтяник, Геолог, Учитель) | Беседа «Какие мы знаем профессии?» | Обогащать знания и представления детей о профессиях | Консультации «Как профессии родителей влияют на детей» Совместное создание фотоальбома «Профессии моих родителей!» Совместная экскурсия в БУ «Радужнинский политехнический колледж» (сопровождение) |
Экскурсия в БУ «Радужнинский политехнический колледж» | Формировать представление о востребованных профессиях нашего региона | ||
Чтение художественной литературы С. Михалков «А что у вас» (Дело было вечером делать было не чего) | Продолжать знакомить детей с профессиями родителей | ||
Сюжетно-ролевые игры: «Кафе»; «Идем в школу» | Закреплять знания о педагогических профессиях и профессиях общепита, развивать умение отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности | ||
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о | Обогатить представления детей о многообразии мира профессий | ||
Просмотр мультсериала- «Навигатум: В мире профессий» - «Почему родители ходят на работу»; «Повар»; «Геолог»; «Кем я хочу стать когда вырасту» сочинение Димки»; «Повар и кондитер» | Продолжать знакомить дошкольников и с разнообразием мира профессий, сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет. | ||
Октябрь (Фермер, Комбайнер, Садовник, Водитель, Таксист, Автослесарь, Кондуктор, Воспитатель, Младший воспитатель, Дворник) | Сюжетно-ролевые игры: «На автобусе в детский сад», «Детский сад», «Таксист», «Автосервис» | Развивать игровой интерес, дать представления о конкретном функционале профессий | Консультация «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников» Привлечение семей воспитанников к совместному субботнику на участке группы. Консультация «Игра в жизни ребенка» |
Презентация с использованием ИКТ «Все профессии нужны, все профессии важны» | Обогащать знания детей и представления детей о профессиях | ||
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» | Продолжать знакомить детей с профессией "водитель", приучать бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга. | ||
Просмотр мультсериала- «Навигатум: В мире профессий» - «Фермер»; «Автослесарь», «Комбайнер», «Воспитатель» | Сформировать понимание значимости и ценности каждой профессии, изначально сняв проблему «подъёма имиджа рабочих профессий». | ||
Дидактические игры: «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», | Расширить у детей знания и представления о профессиях | ||
Проведение совместного с семьями воспитанников субботника на участке группы (сбор опавших листьев, уборка территории) | Прививать любовь к труду, продолжать на практике знакомить детей с профессией «дворник», укреплять детско- родительские отношения, вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс ДОУ | ||
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы | Обогащать знания и представления детей о профессиях взрослых | ||
Ноябрь (Банкир, Бухгалтер, Продавец, Дизайнер, Швея, Кастелянша, Актер) | Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Продавец» | Расширить знания детей о профессии «продавец», развивать читательский интерес | Рекомендации для родителей (законных представителей) «Как организовать экскурсию с детьми в магазин»
|
Серия бесед с использованием иллюстрированного материала: «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий» | Обогащать знания детей и представления детей о профессиях | ||
Просмотр мультсериала- «Навигатум: В мире профессий» - «Продавец», «Бухгалтер», «Дизайнер» | Продолжать знакомить дошкольников и с разнообразием мира профессий, сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет. | ||
Дидактические игры: «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись» | Расширить у детей знания и представления о профессиях | ||
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Театр», «Банк» | Развивать игровой интерес, дать представления о конкретном функционале профессий | ||
Декабрь (Программист, Строитель, Архитектор, Эколог, Лесничий, Почтальон, Сантехник, Плотник) | Просмотр мультсериала- «Навигатум: В мире профессий» -«Строитель»; «Програмист»; «Сантехник» | Продолжать знакомить дошкольников и с разнообразием мира профессий, сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет. | Привлечь родителей (законных представителей) к изготовлению поздравительных открыток. Рекомендовать совместно с детьми посетить почтовое отделение Консультация «Профессии моей семьи» Консультации: «Обязанности детей дома», «Ранняя |
Серия бесед с использованием иллюстрированного материала: «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий» | Обогащать знания детей и представления детей о профессиях | ||
Чтение художественной литературы Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» | Воспитывать любовь к труду | ||
Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Мы «Строители», «Юные экологи» | Развивать игровой интерес, дать представления о конкретном функционале профессий | ||
Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино» | Закрепить представление детей о профессии «почтальон» | ||
Дидактические игры: «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо» | Расширить у детей знания и представления о профессиях | ||
Январь (Полицейский, Пожарный, Спасатель МЧС, Художник, Врач, Медсестра, Ветеринар, Ученый) | Сюжетно-ролевые игры: «На страже порядка», «Больница», «Мы художники». | Вызвать у детей интерес к профессиям. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия. | Вовлечение родителей (законных представителей) в совместное с детьми участие в олимпиадах, викторинах по ранней профориентации в сетевом издании «Моя Югра» Побуждать родителей (законных представителей) к активному участию в жизни дошкольного учреждения, предложить познакомить детей группы со своей профессией с использованием ИКТ и наглядного материала. Предложить совместное с детьми изготовление кормушек для птиц в рамках развития трудового воспитания ко «Дню зимующих птиц» (15 января) |
Просмотр мультсериала- «Навигатум: В мире профессий» - «Врач, пожарный, полицейский»; «Пожарный, спасатель МЧС»; «Ученый»; «Детский стоматолог» | Продолжать знакомить дошкольников и с разнообразием мира профессий, сформировать любовь к труду (трудолюбие) с ранних лет. | ||
Организация ряда познавательных бесед «Профессия моей мамы» с привлечением семей воспитанников (профессии: «Врач», «Медсестра», «Художник») | Продолжать обогащать знания детей о профессиях. Воспитывать гордость за своих родителей, уважение к труду. Развивать интерес к профессиям родителей (законных представителей). | ||
Чтение художественной литературы В Лифшиц «И мы трудиться будем» | Воспитывать любовь к труду | ||
Дидактические игры: «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет | Расширить у детей знания и представления о профессиях | ||
Подвижные игры | Развивать игровой интерес, учить детей называть трудовое действие словом | ||
Февраль (Летчик, Стюардесса, Пограничник, Моряк, Десантник, Танкист, Артиллерист ) | Сюжетно-ролевые игры: «На страже Родины», «Наша армия» | Вызвать у детей интерес к военным профессиям. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия. | Консультация «Человек труда – звучит гордо» Вовлечь семьи воспитанников в совместную с детьми и педагогами информационно-познавательную деятельность по ознакомлению с профессиями. Предложить совместное представление мини-проектов о любимой профессии детей. Привлечь семьи воспитанников к совместной расчистке прогулочного участка группы от снега, в рамках воспитания любви и уважения к труду на основе примера родителей. |
Подвижные игры: «Самолеты», «Парашютисты» | Развивать интерес к профессиям. | ||
Совместное с родителями (законными представителями) представление своих мини-проектов о своей любимой профессии или профессии своих родителей. | Расширить знания и умения детей публично представлять любимую профессию, развивать речь, воспитывать любовь и уважение к труду родителей (законных представителей) | ||
Чтение художественной литературы С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные» | Воспитывать уважение к труду | ||
Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», | Расширить у детей знания и представления о профессиях | ||
Совместное изготовление с родителями (законными представителями) фотоальбома «Профессии моих родителей» | Воспитывать любовь к труду, гордость за своих родителей, расширить знания о разнообразии трудовой деятельности взрослых | ||
Март (Машинист поезда, Поездной диспетчер, Проводник, Мастер дорожного строительства, Дорожный рабочий, Парикмахер, Визажист) | Познавательные беседы с использованием иллюстрированного материала: «Мир профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» | Обогащать знания детей и представления детей о профессиях | Консультация «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профориентации дошкольников» Рекомендовать семьям воспитанников сходить с ребенком в парикмахерскую и посмотреть наглядно на работу парикмахера. Предложить совместно с детьми высадить рассаду цветов, в рамках развития трудовых навыков, для последующего озеленения прогулочного участка группы. |
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на поезде», «Салон красоты» | Расширить и закрепить знания детей о работе в сфере красоты и железнодорожной сфере, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к труду, вежливое обращение к старшим и друг другу. | ||
Дидактическая игра «В мире профессий» с использованием Интерактивного комплекса АЛМА «Региональный компонент ХМАО» | Развивать умение сопоставлять предметы труда с соответствующей профессией | ||
Чтение художественной литературы Житков «Железная дорога»; М.Ильин «Машины на нашей улице» | Воспитывать уважение к труду | ||
Обсуждение пословиц и поговорок о труде | Расширить знания детей о ценности и необходимости труда | ||
Презентации «Мастер красоты», «Путешествие на поезде» | Знакомить детей с особенностями профессий салона красоты и железнодорожной службы. | ||
Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить | Формировать умение сопоставлять вид профессии с особенностями характера человека | ||
Просмотр мультфильма «Крошка Антошка ТВ» - Железнодорожный транспорт | Расширить представление детей о том, что такое железнодорожный транспорт, локомотив, пассажирский, грузовой поезд и какими бывают грузовые вагоны. | ||
Апрель (Астроном, Космонавт, Космический биолог, Инженер конструктор, Инженер робототехника, Авиамеханик) | Познавательная беседа с использованием ТСО «Космос» | Знакомить детей с космическим пространством, воспитывать гордость за страну, которая первая покорила космос | Консультации «Профессии будущего»; «Все профессии важны»; «Как руководить трудовой деятельностью ребенка» Совместный досуг с детьми «В мире профессий» Освещение результатов проектной деятельность на итоговом родительском собрании |
Строительная игра «Мы инженеры конструкторы» (строим ракеты, космодром) | Развивать воображение, фантазию, интерес к космосу | ||
Просмотр мультфильмов МЕГАсборник «Белка и стрелка» - «Тайны космоса» и др. | Формировать знания о первых животных полетевших в космос | ||
Просмотр серии мультфильмов про космос «Крошка Антошка ТВ»: «Про землю», «Изучаем космос», «Солнечная система» и др. | Продолжать знакомить детей с космосом, развивать интерес к профессии «космонавт» | ||
Сюжетно-ролевая игра: «Отправляемся в космос» | Развивать игровой интерес, закреплять полученные знания о космосе, о космических профессиях. | ||
Чтение художественной литературы В.Маяковский «Кем быть?»; М.Познанская «Пойдем на работу» | Продолжать воспитывать уважение и любовь к труду | ||
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии» | Закрепить знания детей о разнообразии профессий, развивать умение рассказывать о конкретном функционале той или иной профессии (место труда, предметы труда и т.д.) | ||
Викторина «Профессий много в мире есть…» | Закрепить знания о многообразии профессий | ||
Выставка рисунков «Кем я буду» | Понимать значимость профессии в жизни людей. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий |
Список используемой литературы
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.
4. Ильчук Н.П. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - М.: АСТ, 1998.
5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.
6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.
7. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде-М.: Просвещение,1974.
8. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ, 2014.
10.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии». Развитие логического мышления и речи у детей. Издательство ГНОМ, 2014.
11.Редактор Н.Л.Шестернина. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.- М.:Школьная книга (для занятий с детьми дошкольного возраста), 2014.
12.Л.В. Коломойченко. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. –М.: ТЦ Сфера, 2015.
13. Жукова Р.А. «Трудовое воспитание». Разработки занятий. Подготовительная группа. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
14.Официальный канал мультсериала для детей "НАВИГАТУМ: Калейдоскоп Профессий". Более 70-ти образовательных мультфильмов о самых различных профессиях- https://www.youtube.com/channel/UC75fUiCNt49TR2LdoGwxPEw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа дошкольного образования группы общеразвивающей направленности 2-3 лет «Солнышко»
Рабочая программа дошкольного образованиягруппы общеразвивающей направленности 2-3 лет«Солнышко»...
"Профессии моих родителей". Информационно-познавательный проект по ранней профориентации детей средней группы ДОУ
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить его с различными видами труда. Ребенок живет в обществе, где все люди трудятся, поэтому необходимо позн...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какая у тебя профессия Айболит?» /знакомство с профессией врач/ для детей от 4-х до 5-и лет группы общеразвивающей направленности
Детство – это то время, когда через игру маленький ребенок познает мир. Учится ориентироваться не только в пространстве, языке, обществе, но и закладывает основы профориентации. Все представлени...
Мастер-класс по ранней профориентации "Калейдоскоп профессий"
Мастер-класс по ранней профориентации для детей дшкольного возраста...
Конспект интегрированной НОД в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста " Профессия врач"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"27793450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1755","width":"1242"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"277...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно ролевых и игр – ситуаций. "В мире профессий" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет
Цель: дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых....