Совместный проект детей, родителей и воспитателей «Широкая Масленица»
проект (старшая группа)

Колчина Ирина Николаевна

Формирование и развитие личности ребёнка на традициях русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shirokaya_maslenitsa.pdf1.83 МБ
Файл pasport_proekta_shirokaya_maslenitsa.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема проекта

Широкая Масленица

Вид проекта

По доминирующей деятельности: творческо-информационный

По количеству участников: коллективный

По характеру контактов: открытый

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатель группы № 10

Актуальность проекта

Актуальность изучения данного праздника связана с тем, что невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны и патриота, не зная обычаев и традиций собственных предков, прошлого своего народа. Из реализации народного творчества складывается культура, традиции которой передаются из поколения в поколение. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и главное, их понимание. Одним из таких традиционных народных праздников является Масленица.

Цель проекта

Формирование и развитие личности ребёнка на традициях русской культуры.

Проблема проекта

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно- нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального творчества.

Проблемные вопросы

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Задачи проекта

Задачи:

1.Формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица

2. Познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, хороводы, сказки, игры)

3. Познакомить с традициями русского праздника.

Дать представление о русских народных играх-забавах.

4. Познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

Продукт проекта

Блины из солёного теста и чучело из ниток.

Практическая значимость

Взаимодействие детей и родителей. Данная тема будет полезна в дальнейшем в школе

Сроки реализации

Краткосрочный (1 неделя)

Ресурсы проекта

1.Человеческие: дети старшей группы, родители, воспитатель группы № 10

2.Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, материалы для продуктивной и игровой деятельности, детская художественная литература, дидактические игры, конспекты бесед, сценарии развлечений, методическая литература, мультимедийные презентации

3.Информационные: книга со стихотворением, загадки, сказки

4. Финансовые: нет


Подготовительный этап

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

15.12.2023

Опрос детей во время утреннего круга с целью определения темы проекта Определение темы, цели и задач предполагаемого проекта. Поиск необходимой информации, материалов для реализации проекта. Разработка плана по реализации проекта.

Родительское собрание с целью согласования с родителями темы проекта, этапов и времени его реализации

Групповое помещение с выделенными зонами для образовательной и творческой деятельностей.

Мультимедийный комплекс для демонстрации презентаций и видеоматериалов.

Интерактивная доска.

компьютер. USB- накопитель.

Цветная бумага для поделок.

Материалы для изобразительной деятельности.

Фотоаппарат.

Ксерокс. Принтер.

Раздаточные дидактические материалы и наглядные пособия.         

-Утеря надобности проекта

Пути преодоления: мотивация детей, родителей

- Социальный статус семьи

Пути преодоления: консультация у психолога детского сада

-Большая заболеваемость

Пути преодоления: профилактика заболеваний

Определена тема, цель и задачи проекта. Найдены нужная информация и материалы для проекта. Разработан план. Проведен опрос с детьми.

Основной этап

Дорожная карта основного этапа проекта

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

11.03.2024

Дома вместе с родителями

 Рассказать ребёнку о традициях русского народа?

Родители и дети

Изучили родословную, подготовили материалы. Дети получили много эмоций и узнали много нового

11.03.24

В первой половине дня

Вторая половина дня

(вечерний круг)

Беседа: «Как на Масленой неделе» -уточнить и расширить знания детей о традициях народного праздника в разные дни недели понедельник - «Встреча».

«Масленичное солнышко» в технике модульного оригами.

Чтение: «Масленица угощает!» И. Мордовина. Цель- внимательно слушать, беседовать по тексту.

Воспитатель и дети

12.03.2024

В первой половине дня

(утренний круг)

Вторая половина дня

(вечерний круг)

Совместное планирование деятельности на текущий день. Что вы знаете о традициях семьи? Как называется праздник на Руси, который, народ отмечает в конце зимы? Что мы знаем об этом празднике? О чём хотели бы узнать? Где мы можем найти информацию?

                                           

Кукла Масленица из ниток"

Цель: научиться делать народную обрядовую куклу на основе традиционных технологий.

Просмотр слайдов презентации «Как праздновали масленицу на Руси»

Цель: приобщать к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять участие в празднике

Подвижная игра:

Игра «Солнцеворот»

В центре круга ведущий с обручем, на котором привязаны цветные ленты.

«Гори, гори ярче, летом будет жарче,

А зима теплее, а весна милее»

За ленты водят хоровод, ближе подходят к солнцу. На слово – ГОРЮ, «солнце» ловит детей.

 

Воспитатель и дети

Появился интерес к последующей деятельности, изучили стихотворении.

Выучить стих о

Масленице

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём

Нам метели и морозы нипочём, читать выразительно, эмоционально.

Поговорили по теме

13.03.2024

В первой половине дня

(утренний круг)

Вторая половина дня

(вечерний круг)

Беседа: «Масленицаа-обьедуха»

 «Из чего пекут блины», опираясь на опыт и знания детей, перечислить ингредиенты для приготовления блинов, назвать с чем едят блины.

Лепка из солёного теста «Как на масленой неделе»

Цель: продолжать знакомить детей с материалом для лепки: соленое тесто.

Беседа «Середина Масленицы- «Лакомка»: знакомить с традициями и обрядами в среду на Масленицу.

Воспитатель и дети

Дидактическая игра:

Упражнение " Какой?" (подбор прилагательных к существительным)

Праздник (какой) - весёлый, народный, русский, славянский, забавный.

Блин (какой) - круглый, желтый, масленый, гречишный, пшеничный, сладкий, дрожжевой, тонкий, вкусный.

Изготовили блины из соленого теста

14.03.2024

В первой половине дня

(утренний круг)

Вторая половина дня

(вечерний круг)

Беседа: «Разгуляй», в этот день прекращают хозяйственные работы и начинают гуляние. Люди всех возрастов выходят на улицу, чтобы покататься на санях, понаблюдать за кулачными боями, битвами за снежные города, или стать их участниками, поколядовать. В этот день жгут ритуальные костры и прыгают через них.

Чтение потешек, дразнилок, небылиц, пословиц.

Заключительный этап

Дата

Место в режиме дня

Итоговые

Мероприятия

Оценка эффективности

реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

15.03.2024

В первой половине дня

Вторая половина дня

 (вечерний круг)

Развлечение «Проводы Русской зимы».

«Что больше всего понравилось на масленой неделе?»

Включенность: участие каждого в проекте

-соответствие содержания работы по заявленной теме

-практическая значимость проекта

-реализуемость: цели и задачи ясны, доступны и реализованы

Все запланированные задачи и цели реализованы при условии участия всех: родителей, воспитателя, детей.

Все запланированные задачи и цели реализованы, все участвующие остались довольны  

Презентация совместно реализованного проекта;

Оформление совместной презентации проекта детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

Конспект совместной деятельности детей, родителей и воспитателей "Путешествие в сказку"

Это конспект встречи в семейном клубе с использованием здоровьесберегающих технологий, театрализации и продуктивной деятельности (оригами)....

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей группы. Вечер – досуга «Поиграем с Ёлочкой».

Совместная игровая деятельность с детьми, родителями и педагогами группы.Установление положительного эмоционального контакта между участниками встречи, посредством совместной деятельности....

Проект " Огород на окне" Совместное творчество детей,родителей и воспитателей группы " Капельки"

Опыт работы совместного творчества детей < родителей и воспитателей группы " Капельки"...

Интегрированный проект совместной деятельности детей, родителей и воспитателя " Животные"

Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обесп...

Совместный творческий проект детей, родителей и воспитателей " Природа и фантазия"

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители. Возраст детей: 4-5 лет. Актуальность:Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золота...

Совместный проект детей, родителей и воспитателей «Будь здоров!»

Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье...