Авторская статья. Наставничество как фактор повышения профессионального мастерства педагогов и качества образования в ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Наставничество как фактор повышения профессионального мастерства педагогов и качества образования в ДОУ
О. А. Караульнова, заведующий;
И. В. Петрова, старший воспитатель
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский, Кемеровская область - Кузбасс
В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности педагогов в ДОУ.
Ключевые слова: педагог, педагогический коллектив, наставник, молодой специалист, организация наставничества в детском саду.
В год педагога и наставника в МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» была разработана модель наставничества, которая способствует непрерывному профессиональному росту, самоопределению и социальному развитию педагогов, что актуально в настоящий момент для нашего МАДОУ. В первую очередь были изучены нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, а затем составлена нормативная база наставничества в МАДОУ:
- положение «О целевой модели наставничества МАДОУ»;
- приказ заведующего «Об организации наставничества»;
- программа наставничества;
- дорожная карта по реализации «Положения о целевой модели
наставничества»;
- приказ о закреплении наставнических пар;
- планы работы наставнических пар.
Цель данной системы наставничества – реализация комплекса мероприятий по созданию эффективной среды наставничества в МАДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогов, самореализации.
Задачи:
- создать психологически комфортную образовательную среду наставничества, способствующую раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов;
- оказывать помощь в эффективных форматах непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников организации;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, внедрению разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- знакомить педагогов с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности.
Этапы реализации:
- подготовка условий для запуска программы наставничества;
- формирование базы наставляемых;
- формирование базы наставников;
- отбор и обучение наставников;
- формирование наставнических пар или групп;
- организация работы наставнических пар или групп.
Для формирования базы наставников, наставляемых и определения направлений, была создана творческая группа, команда «Совет наставников», которая предложила пары педагогов, указав желаемого наставника и наставляемого. После определения наставнических пар, было дано право выбора направления работы каждой пары. В результате проделанной работы были выявлены следующие формы наставнических пар:
- «руководитель - педагог» (руководитель, старший воспитатель);
- «педагог - педагог» (воспитатель, воспитатель);
- «педагог - педагог» (учитель –логопед, инструктор по физической культуре).
А также темы направления (работы):
- Внедрение в образовательный процесс ДОУ интерактивной доски.
- Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста с использованием ИКТ.
- Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
- Формирование позитивных взаимоотношений в семье – основа нравственного воспитания дошкольников.
- Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
- Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как средство личностного самоопределения в будущем.
- Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности.
- Логоритмика как средство развития речевой и двигательной активности дошкольников.
В условиях цифровизации образовательной среды, с активным применением различных форм дистанционного образования, ИКТ-компетентность становится одной из ведущих для успешной профессиональной деятельности педагога. Большинство наших педагогов владеют программными средствами, умеют выбирать наиболее удобные способы представления информации и организации образовательного процесса, используют ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, на своих страницах размещают педагогические наработки, происходит диссеминация опыта работы.
Итогом нашей работы планируется разработка программы наставничества «Через тернии к звездам», которая включает шесть направлений наставнической деятельности МАДОУ. В основе каждого из этих направлений – принципы, которым должен следовать педагогический коллектив:
- диалог наставника с наставляемым;
- конкретные действия вместо устных поучений;
- комфортный режим работы и здоровая психологическая среда в паре, группе и педагогическом коллективе в целом [1].
Планируемые результаты внедрения программы наставничества:
- значительное улучшение показателей, наставляемых, включенных в профессиональную деятельность;
- улучшение психологического климата в образовательной организации внутри педагогического коллектива;
- организация профессиональной деятельности педагогов МАДОУ на основе успешного применения ИКТ-технологий;
- создание модели управления научно-методической работой в образовательной организации;
- полное признание приоритета семейного воспитания и создание в МАДОУ профессионально-родительского сообщества, объединенного общей целью воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
- расширение сетевого взаимодействия со школой МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени героя Кузбасса Н.И.Масалова.
Наставничество в детском саду – это не только универсальная технология, с помощью которой наставник передает наставляемому опыт, знания, формирует у него навыки, компетенции, ценность через неформальное общение на основе доверия и партнерства [2].
Литература
- Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении / С.Ф. Багаутдинова. – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 3.
- Сурьянинова Т. А. Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении / Т. А. Сурьянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
Технологии проектирования - фактор повышения профессионального мастерства педагогов.
Технологии проектирования – фактор повышения профессионального мастерства педагогов и создания в МБДОУ условий для эффективной воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.Основными документам...
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.
Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
"Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ"
семинар -практикум для педагогов...
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...
Публикация из опыта работы: «Наставничество как инструмент обеспечения качества дошкольного образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОО».
Публикация содержит информацию о том , как в ДОО систематизирована работа по наставничеству....