"Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ"
методическая разработка

Соловьёва Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ

                                                                Подготовила: учитель-логопед Соловьёва О.В.

Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творческой личности.

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которыми должен владеть  педагог, работая с современными родителями и современными детьми.

Инновационная  технология  продуманная во всех деталях технология, основанная на внедрении современных, новых методов и приемов работы.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Владея новыми и новейшими методами и приемами, педагог без труда сможет организовать педагогический процесс и наладить тесное сотрудничество, как с родителями, так и с детьми.

Интерактивные формы и методы

Традиционные              Новые           Новейшие

  • Тренинг
  • Педагогический ринг
  • Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» 
  • Метод «Модерации» 
  • Метод «Кейсов»  
  • Симпозиум
  • Дебаты
  • Диспут
  • Методический мост
  • Педагогические ситуации, экспромт
  • Методический фестиваль
  • Методические посиделки
  • Методический диалог
  • ярмарки педагогических идей, аукцион
  • Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская
  • «Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» 
  • Метод SWOT
  • «Квик – настройка»
  • «Аквариум» 

Одна из эффективных интерактивная форма, работы с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение).

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинаров.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:

1. Выбирается проблема для обсуждения;

2. Формируется креативная группа: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

3.Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

• Вступление. Во время которого объявляется проблема. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

• Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи. На этом этапе категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

• На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации.

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:

  • ситуации – иллюстрации;
  • ситуации – упражнения;
  • ситуации – оценки;
  • ситуации – проблемы.

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой метод представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

• Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

• Острое, меткое слово приветствуется.

• Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль , заключать в себе вопрос, который на практике решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

 «Нужны ли детскому саду стандарты? «Чему сегодня нужно учить дошкольников?"», «Каковы сегодня цели воспитания?», «Какова роль семейного воспитания сегодня?»

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций.

Методический мост

Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Методический фестиваль

Данная форма работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методические посиделки

Цель– формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Эффективной формой является проведение выставки - ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует  к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост. Благодаря этой форме работы создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. (для ст. воспитателя)

«Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.

Очень интересный интерактивный метод –

Метод SWOT (сваф) – анализ (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы) – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT – анализ может быть использован как форма проведения  педсовета, родительского собрания и др.

Бинарное  занятие

Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Бинарное учебное занятие – это занятие, при подготовке которого
педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

«Квик – настройка»

 форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для воспитателей города, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - 

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3.Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

 «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригрупповая работа, где образуется группа (6-7 человек, работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.).Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные формы - как фактор повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ Учитель-логопед: Соловьёва О. В.

Слайд 2

. . Инновационная технология – продуманная во всех деталях технология, основанная на внедрении современных, новых методов и приемов работы.

Слайд 3

«интерактив» из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный» , “act”- действовать способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Слайд 4

Интерактивные формы и методы Традиционные Новые Новейшие Тренинг Педагогический ринг Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» Метод «Модерации» Метод «Кейсов» Симпозиум Дебаты Диспут Методический мост

Слайд 5

Педагогические ситуации, экспромт Методический фестиваль Методические посиделки Методический диалог ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская «Коучинг–сессия» или «коуч-сессия» Метод SWOT Бинарное занятие «Квик – настройка» «Аквариум»

Слайд 6

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» . Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум» .

Слайд 7

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Технологии проектирования - фактор повышения профессионального мастерства педагогов.

Технологии проектирования – фактор повышения профессионального мастерства педагогов и создания в МБДОУ условий для эффективной воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.Основными документам...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

САМООБРАЗОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных нав...

Мастер-класс «Инновационные формы-как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Мастер-класс«Инновационные формы-как фактор развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»...