Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников
статья (младшая группа)
Обучение младших дошкольников с помощью дидактических игр:особенности руководства,виды дидактических игр и значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_obuchenii_mladshih_doshkolnikov.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.
Ваганова Юлия Максимовна
студент, отделения дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж,
РФ, г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство формирования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ключевые слова: игра, предметный мир, младшие дошкольники, ознакомление.
Мир вещей имеет в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.
#1062;ель создания дидактических игр:
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Эти игры гры способствуют развитию познавательной деятельности представляют собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствии содержания, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
#1044;идактические игры как способ обучения младших дошкольников:
Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
2. Виды дидактических игр, используемых в обучении дошкольников:
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы
Педагогическое руководство дидактическими играми:
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, игрушки, игры; продумывать, как разместить материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр; подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку; учить детей бережно обращаться с игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности ; заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
Показатель эффективности игры:
С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач — показатель эффективности игры.
Список литературы:
- Крупская Н.К .Избранные педагогические сочинения : [В 2-х т. Пер. с рус.] / Н. К. Крупская ; [Предисл. А. Агаева]. - Баку : Маариф, 1983:Текст : непосредственный
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. /А.И. Сорокина— М.: Просвещение, 1982. — 96 с.-Текст:непосредственный.
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников./ Е.И. Удальцова —Мн., 1976. Минск : Народная асвета, 1976. -128с.;—Текст:непостредственный.
- Алексеева Е.В. Дошкольное детство: вопросы, гипотезы, ответы : сборник статей / Алексеева Е. В. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2022. - 375 с.-ISBN 978-5-8158-2292-4-Текст:непосредственный
- Н. И. Монахов .Умом и сердцем : Мысли о воспитании : [Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. Н. И. Монахов]. - 5-е изд. - Москва : Политиздат, 1989. - 367,[.; ISBN 5-250-01016-4:Текст: непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как форма обучения младших дошкольников
Значение дидактической игры...
Образовательная программа по обучению младших дошкольников играм в шахматы через дидактические игры
Программа занятий по шахматам в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. В программе широко используются шахматные сказки ...
Использование дидактических игр для обучения старших дошкольников грамоте.
В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.Занимательные упражнения и дидактические...
Методическая разработка "Использование игровых технологий в обучении младших дошкольников правилам дорожного движения"
Формирование навыков у младших дошкольников основам безопасности дорожного движения на улицах города....
Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.В дидактических играх пе...
Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
Консультация для воспитателей...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в обучении младших дошкольников
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...