Дидактическая игра как форма обучения младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа) по теме

Стародубова Ольга Вадимовна

Значение дидактической игры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Игра является ведущем видом деятельности детей раннего возраста. Дидактическая игра – это игра, в которой в игровой форме происходит обучение и воспитание дошкольников. Детей одновременно учат и забавляют. Дидактическая игра – одна из важных разновидностей игровой деятельности, она имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Дети раннего возраста активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю.»

Воспитание

Задачи

Примеры игр

1.Умственное

1.Формирование нравственных представлений о предметах и явлениях.

2.Систематизирование знаний.

3.Развитие у ребенка умений сравнивать, классифицировать.

4.Развитие сенсорных способностей (знакомство с цветом, формой).

5.Активизация словаря и его обогащение. Формирование правильности звукопроизношения, развитие связной речи.

«Чудесный мешочек»

«Подбери чашку к блюдцу»

«Четыре картинки»

2. Нравственное

1.Для формирования нравственного воспитания большое значение имеет содержание игр.

2.Формирование моральных качеств личности, развитие нравственных чувств: доброты, дружбы, культуры поведения.

«Уложи куклу спать»

«Завтрак куклы»

3.Трудавое

1.Уважение к труду и трудящимся людям.

2.Развитие трудолюбия.

«Кто построит этот дом?»,

«Кому что нужно для работы?».

4.Эстетическое

1.Развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного.

2.Материал в игре должен соответствовать правилам, нормам, эталонам красоты.

«Бантики для солнышка»

«Сложи узор»

5.Физическое

1.Способствует эмоциональному подъему.

2.Укркпление мелкой моторики рук.

3.Положительная оценка хода игры и ее результата положительно влияет на самочувствие ребенка.

Любая игра.

Игра с вкладышами.

Игрушка «Собери пирамидку».

Классификация дидактических игр.

  1. По материалам

        - Игры с предметом, игрушками, природными материалами. Дети учатся сравнивать, знакомятся со свойствами предмета, классифицируют. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством (серия игр с куклами, «Чудесный мешочек», «Чьи это домики»).

        - Настольно – печатные игры (лото, собери по картинки, кубики, парные картинки).

        - Словесные игры; развивают звукопроизношение, закрепление, активизация словаря, формирование мыслительной деятельности («Когда это бывает?», «Назови одним словом»).

     2) По содержанию

        - по ознакомлению с окружающим

        - по сенсорному восприятию

        - по формированию элементарных математических представлений

        - по развитию речи

       - по ознакомлению с природой

    3) По форме организации

        - игровые путешествия

        - игровые поручения основаны на поручении что-либо сделать6 («Разложи колечки по величине»).

        - игровые задачи (в основе отгадывание загадок).

        - игровые беседы(диалоги), словесные игры.

   4) По характеру игрового действия

        - Игровое поручение

        - Игры с прятаньем и поиском

        - С отгадыванием и загадыванием

       - Сюжетно-ролевые и дидактические игры (Сюжетно-дидактические игры)

       

Место дидактических игр в педагогическом процессе

Оно может быть различным:

- Дидактическая игра может выступать как форма организации обучения.

- Как метод или прием обучения (как метод закрепления знаний, их обогащение, как метод сообщения новых знаний, как метод применения и использования знаний).

- Как средство всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового.

- Как форма организации детской жизни.

Методика руководства дидактической игрой в младшей группе:

Знакомство с дидактическими играми осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. Воспитатель сам привлекает детей, вызывает интерес и желание играть, объясняет правила в процессе, играет вместе с детьми.

Организуя дидактические игры, педагог пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи. Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития. Все дидактические игры характеризуются общей для них чертой — наличием детской активности. Правильно организованная игра способна творить чудеса. Ребенка можно воспитать, перевоспитать, обучить, подготовить к школе, развить в нем определенные черты характера (сообразительность, находчивость, инициативу) или усовершенствовать навыки. И все благодаря игре. Важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, поощрять успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра- как форма обучения дошкольников

Дидактическая игра- как форма обучения дошкольников...

Дидактическая игра как форма организации педагогического процесса,виды дидактических игр.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

«Дидактическая игра, как форма развития дошкольника»

Значение дидактической игры для развития дошкольника....

СТАТЬЯ: "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА."

Большое значение в умственном развитии детей имеет - дидактическая игра.Она вводится в занятия и повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции и сообщает детям о новых знаниях....

"Дидактическая игра как форма обучения дошкольников"

Дидактическая игра- как игоровой метод обучения....