"Ранняя профориентация дошкольников"
проект (старшая группа)

Постникова Жанна Александровна

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.

Представленный проект может быть востребован педагогами дошкольных образовательных учреждений

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc141.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Аленушка»

Проект профориентационной работы в детском саду для детей 5-6 лет "Ранняя профориентация дошкольников"

Воспитатель СЗД:

 Постникова Жанна Александровна                                                    

Г. Нижняя Тура, 2021

Содержание

Введение        3

Содержание проекта        4

Актуальность проекта        4

Педагогическая целесообразность, новизна цель и задачи проекта        6

Ожидаемый результат        8

Система работы  по формированию у детей представлений о труде взрослых        8

Заключение        18

Список литературы        19

Приложения        20


Введение

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.

Представленный проект может быть востребован педагогами дошкольных образовательных учреждений


Содержание проекта

Актуальность проекта

Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд способствует развитию способностей ребёнка и обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Данная ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальность проекта вызвана тем, что во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях  реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Для привлечения внимания детей к данной теме, мы создавали проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии пожарный, инспектор дорожного движения, полицейский, врач – героях нашего времени. Реализация данного проекта дает  возможность  научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь и сформировать представления дошкольников о мире труда и профессий.

Педагогическая целесообразность, новизна цель и задачи проекта

Педагогическая целесообразность Проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и основ безопасности жизнедеятельности. Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их развития. 

В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Изучение особенностей различных профессий проходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы  положили игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создали определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Цель: формирование ранней профориентации детей 5-6 лет и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи:

Для детей

Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли безопасности в трудовой деятельности и в жизни  человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость профессии, которые спасают жизни людей;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  •  формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении опасных ситуаций;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.
  •  Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Сроки: среднесрочный с мая по сентябрь 2020 года

Участники проекта: воспитанники 5-6 лет, педагоги, родители, социальные партнеры. 

Ожидаемый результат:

  • вызван интерес к окружающему миру;
  • расширены у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) ;
  • обеспечена активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
  • Сформированы первоначальные знание детьми информации о профессиях спасающих жизнь человека.
  • Понимание значения слова  «профессия».
  • Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
  • Изготовлены книги о профессиях.

Система работы  по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

1. Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).

2. Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно – творческая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, строится с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) . Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Для решения поставленных задач создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями

Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Поликлиника», «Пожарная часть», «ГИБДД», «Полицейский участок»  подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Литературный центр. Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок.

Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровым центром, стендом в холле группы, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в службу ГАИ.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарного, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

В образовательном учреждении имеются все необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, мультимедийные установки).

План реализации проекта:

I этап – Подготовительный апрель 2021:

В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями. Индивидуальные беседы с детьми о том, кем и где работают их родители.
Внесение в группу книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников.
Оформление стенда «Все работы хороши — выбирай на вкус», прогнозирование результата, мониторинг воспитанников, анкетирование родителей.

В мониторинге приняли участие 23 ребенка 5-6 лет. Для определения культуры безопасности дошкольников использовались методы наблюдение и диагностика Р. Стеркиной, Н. Авдеевой, О.Князевой, включающая в себя блоки:  «Дети на дороге»,   «Огонь - друг, огонь - враг!»,  «Здоровый ребёнок», «Один дома». Ребенку предлагаль дать ответ как бы он повел себя в данной сложившейся ситуации. Ответ ребенка оценивался в 1 балл, если он давал полный, правильный исчерпывающий ответ.Ответ ребенка оценивался в 0,5 балла- если ребенок давал не точный ответ, не развернутый ответ.Ответ ребенка оценивался в 0 баллов, если ребенок затруднялся в ответе, отвечал не правильно, либо совсем не давал ответа.

На рисунке 1 представлены результаты исследования показали, что 40% детей знакомы с различными видами опасносте, но однако лишь 10% группы знают, как правильно нужно вести себя в сложившихся ситуациях и соответствуют высокому уровню, 47% группы знают об опасностях, но иногда сомневаются в правильных действиях и поведении, 43% группы не знают как вести себя в сложившихся ситуациях, и что нужно делать.

Лишь 20% обследованных детей знают про профессии сотрудник ГИБДД, пожарный, врач, полицейский. 34% не могут опредилиться с предметами труда заявленных профессий либо не знают какими качествами должен обладать человек этой профессии. 46% (дети 4 лет) не имеют представления о том чем занимается человек данной профессии. Разговаривая с детьми о том, кем они себя видят в будущем, лишь 2 ребенка ответили, что мечтают стать полицейскими.

 Нами было проведено анкетирование родителей данной возрастной группы по теме безопасности ребенка (приложение №2). Анкетирование показало, что все родителя занют какие опасности могут грозить ребенку, но 36% родителей порой сами не придерживаются этих правил, 11% родителей никогда не вели беседы и не разговаривали с детьми об опасных ситуациях.

II этап — Организационный май 2021:

Оформление информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»
Презентация для детей: «Все работы хороши — выбирай на вкус»
Составление календарно-тематический плана, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.

III этап - Познавательно-творческий июнь-сентябрь 2021 г

Реализация основных видов деятельности по плану проекта.

Мероприятия по реализации проекта в работе с детьми представлены в виде блочной системы имеют свои цели и задачи, расписаны в приложении.

Блоки

Сроки реализации

Ответственные

Я сотрудник ГИБДД

Июнь 2021

Сотрудники ДО «ООШ №17», учителя начальной школы «ООШ №17» родители, социальные партнеры

Полицейский моя профессия

Июль 2021

Мы пожарные

Август  2021

Я – врач. Скорая помощь

Сентябрь 2021

Экскурсии-наблюдения:

экскурсия в ПЧ, ГИБДД .

- Организованная деятельность по ознакомлению с профессиями:

НОД по Социализации и физическому развитию «Пожарные на учении» (пожарный) .

«Встреча с Дядей Степой - милиционером» (полицейский) .

Виртуальная экскурсия в поликлинику (медицинские работники: педиатр, окулист, лор, стоматолог, регистратор, медсестра, фармацевт) .

«Знатоки дорожной азбуки» (сотрудник ГИБДД).

- Беседы о профессиях родителей и сотрудниках детского сада:

Беседа «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники)

Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»

- Чтение художественной литературы:

Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»,  Пожарник: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа».

Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер».

Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел».

Шофер, работник Железной дороги, ГИБДД: Калинина «Как ребята переходили улицу», Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».

- Театрализованная деятельность: миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарник, милиционер, доктор, драматизация отрывков художественных произведений.

- Организация дидактических, словесных и настольных, игр:

Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».

настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть»;

Собери картинки кубики: пожарник, полицейский, врач;

- Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Регулировщик».

- Изобразительная деятельность и художественное творчество:

Рисование представителей профессий: «Мой Доктор», «Разные профессии». Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей и рисование инструментов и оборудования.

IV этап — Презентационный октябрь 2021 г:

Квест- игра «Азбука безопасности»

Защита проекта – итоговая презентация.

Мониторинг воспитанников по итогам работы

На контрольном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе, использовались те же критерии оценок.

Результаты исследования показали, 97% детей стали знать о различных видах опасносте, 47% группы занют, как правильно нужно вести себя в сложившихся ситуациях и соответствуют высокому уровню, 43% группы знают об опасностях, но иногда сомневаются в правильных действиях и поведении, 10% группы не знают как вести себя в сложившихсяя ситуациях, и что нужно делать.

Таким образом по результатам можно сделать вывод о том, что систематическая целенаправленая работа с целенаправленным комплексом педагогических условий дошкольного образовательного учреждения совместно с родителями позволит повысить уровень сформированности знаний детей о безопасности жизнедеятельности и профессиях спасающих жизнь человека, о чем свидетельствует позитивная динамика после проведенной работы.

Основной вывод об эффективности деятельности, целесообразности продолжения реализации проекта, перспектив и направлений дальнейших исследований.

1. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате деятельности.

2. Педагоги уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Считаем, что необходимо продолжить деятельность, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.

Перспективы на развитие профориентационной работы:

- вести активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации - поддерживать имидж дошкольного работника;

- совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий;

- продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации  воспитанников.

Мы уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Мы уверены, что  именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!


Заключение

Разработанная система мероприятий  способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в городе и регионе. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

 Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых– это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. В формирование у детей готовности к изучению профессии на уровне дошкольного образования используются средства игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО. Знакомство детей с миром профессий осуществляется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов, родителей, школы и социальных партнеров.


Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2019
  2. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.М.:Скрипторий 2015
  3. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
  4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 136 с.
  5. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
  6. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:Вако, 2018
  7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 244 с.
  8. Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа.Разработки занятий.М.:Корифей, 2016
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  10. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  11. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
  12. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  13. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008
  14. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
  15. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
  16. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207 с.
  17. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с
  18. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.М.:Сфера, 2017

Приложение 1

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 6 лет

Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 - 6 лет, которая разработана на основе парциальной программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

«Ребенок дома»
«Ребенок на улицах города»
«Пожарная безопасность»
«Азбука здоровья»
Критерии оценки знаний детей средней группы:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать значение сигналов светофора
2. Знать и называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Знать виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Знать и называть дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
6. Знать место для игр и правила поведения во время игр
7. Знать правила езды на велосипеде.

8. Знать работу сотрудника ГИБДД
II. «Ребенок дома»
1. Знать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
III. «Пожарная безопасность»
1. Знать о причинах и последствиях пожаров
2. Знать правила поведения во время пожара

3. Знать работу пожарного
IV. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать и называть части тела человека
3. Знать о правильном питании
4. Знать о назначении скорой помощи

Критерии оценки знаний детей старшей и подготовительной к школе группах:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать и называть дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Знать об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Знать о светофоре, его видах и значении
5. Знать кто такой регулировщик и его сигналы
6. Знать и называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Знать о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Знать о правилах езды на велосипеде
III. «Ребенок и другие люди»
1. Знать о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Знать номер вызова полиции 02
3. Знать и называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
V. «Пожарная безопасность»
1. Знать номер вызова пожарных 01
2. Знать о причинах и последствиях пожаров
3. Знать правила поведения во время пожара
VI. «Азбука здоровья»
1. Знать о роли гигиены, режима дня, физических упражнений, закаливания для здоровья
2. Знать части тела человека и их функции
3. Знать о правильном питании
4. Знать о службе скорой помощи,
5. Знать номер вызова скорой помощи 03
Оценка знаний ведется по трех балльной системе:
3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
2 балла - средний уровень — ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
1 балл - низкий уровень — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
К каждому из критериев подобраны задания для каждого возраста, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 6 лет.

Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 5 – 6 лет:
«Ребенок на улицах города»
1 задание Игра с макетом улицы
Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки
Для старшей и подготовительной группы
Знают ли что такое перекресток и островок безопасности
2 задание Игра «О чем говорит светофор»
Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора
Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.
Для старшей и подготовительной групп
Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора
3 задание Беседа по сюжетным картинкам
Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.
Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?
4 задание Игра «Правильно – неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде
Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно)
Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?
5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта
Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»
В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт.
Для старшей подготовительной группы
6 задание «Регулировщик»
Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы
Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора
Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика
«Ребенок дома»
1 задание Игра «Источники опасности»
Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы
Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов
Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?
Для старшей и подготовительной группы
2 задание «Мой домашний адрес»
Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес
Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.
3 задание «Моих родителей зовут»
Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей
Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Ребенок и другие люди»
1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком
Ход игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?
«Ребенок и природа»
1 задание «Правильно - неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными
Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.
Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?
2 задание «Можно - нельзя»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде
Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде
Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему?
Для старшей и подготовительной группы:
3 задание «Топаем, хлопаем»
Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения
Ход игры: Воспитатель называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают.
«Пожарная безопасность»
1 задание «Пожар»
Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности
Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара
Ход игры: детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку
- Отчего происходит пожар?
- Что нужно делать, если случился пожар? И т.п.
2 задание «Разложи по порядку»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожара
Материал: картинки с изображением действий во время пожара.
Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«Азбука здоровья»
1 задание «Здоровый малыш»
Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиены
Материал: игра – лото «Здоровый малыш»
Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо».
2 задание «Гигиена и хорошее здоровье»
Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функциях
Материал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье»
Для старшей и подготовительной группы
1 задание «Телефон»
Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб
Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефонов
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру.


Приложение 2

Диагностика Представления о труде взрослых

С детьми проводится  индивидуальная беседа.

Задаются  вопросы:

- Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку предлагается  рассказать:

  -Какими орудиями труда пользуется?.

Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:

-Что делает человек данной профессии?

Ответы детей заносятся в таблицу

Таблица  Диагностика представлений о труде взрослых

Фамилия, имя ребёнка

Профессия

Орудия Труда

Процесс труда (что делает человек?)

Диагностика

Диагностическая карта сформированности знаний у детей дошкольного возраста  по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Вопросы

                              Код ребенка

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Какую пользу для общества приносят  полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Кто такой инспектор ГИБДД?

Какими качествами должен обладать инспектор ГИБДД

Какие инструменты нужны инспектору ГИБДД для работы?

Какую пользу для общества приносят  пожарные?

Какими качествами должен обладать пожарный?

Какие инструменты нужны пожарному для работы?

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие инструменты нужны врачу для работы?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.


Приложение 3

Анкета для родителей

«Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей»

           Уважаемые родители!  Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас. Только совместная согласованная работа семьи и дошкольного учреждения, основанная на доверии и взаимной поддержке, может стать основой полноценного  воспитания ребенка.

  1.  Оцените, пожалуйста,  возможный риск попадания Вашего ребёнка в опасные ситуации по пятибалльной системе:

1.1. На дорогах.

1.2. На игровой площадке.

1.3. Дома.

1.4. В лесу.

1.5. На водоёме.

1.6.В общении со сверстниками.

1.7. В ситуации  общения с незнакомыми людьми.

 2.Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка какие  либо личностные или поведенческие особенности, провоцирующие опасное поведение:

 -_гиперактивность, агрессивность, чрезмерная застенчивость, чрезмерная неуверенность, рассеянное внимание, сильная подверженность чужому влиянию (подчеркните нужное); 

- другие подобные качества:________________________________________

3. Можете ли Вы сказать о себе, что являетесь для своего ребенка образцом безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).

3.1.Да, могу.

3.2. Это не всегда так.

3.3. Затрудняюсь ответить.

4. Считаете ли Вы необходимым наличие у Ваших детей навыков безопасного поведения? (Нужное подчеркнуть).

4.1. Да.

4.2. Нет.

4.3. Затрудняюсь ответить.

5. Нужно ли специально обучать детей правилам безопасного поведения?

(Нужное подчеркнуть).

5.1. Да.

5.2. Нет.

5.3. Затрудняюсь ответить.

6. Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ на пятый вопрос.___________________

7. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься обучением детей основам безопасного поведения? (Проранжируйте ответы, распределите их по местам от 1 до 4).

7.1. Дошкольное учреждение.

7.2.Специалисты МЦС, полиции, здравохранение.

7.3. Семья.

7.4. Ваш вариант ответа._____________________________________________

8. Уделяется ли в Вашей семье внимание формированию у ребёнка культуры безопасности? (Нужное подчеркнуть).

8.1. Да.

8.2. Нет.

8.3. Да, но недостаточно.

9.Если да, то какие методы воспитания Вы используете? (Нужное подчеркнуть).

9.1. Читаем нравоучения.

9.2. Накладываем запреты.

9.3. Проводим беседы.

9.4.  Анализируем с ребёнком опасные ситуации и вместе  с ним рассматриваем возможные выходы из данной ситуации.

9.5.Обсуждаем опасные ситуации на конкретных житейских примерах.

9.6. Другие методы__________________________________________________

10. Обладаете ли Вы  знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях дошкольников, определяющих выбор методов формирования у них культуры безопасности?

10.1.Да.

10.2. Нет.

10.3. В недостаточной мере.

11. Нуждаетесь ли Вы в оказании информационной поддержки со стороны дошкольного учреждения, служб, ведающих вопросами охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста? (Нужное подчеркнуть).

11.1. Да.

11.2. Нет.

11.3. Затрудняюсь  ответить.

12. Какой вид информационно – просветительской работы для Вас более приемлем? (Нужное подчеркнуть).

12.1.Родительские собрания в дошкольном учреждении.

12.2. Индивидуальные консультации.

12.3. Групповые консультации.

12.4. Памятки, буклеты, информационные стенды, сообщения  на сайте дошкольного учреждения.

12.5. Родительские практикумы, семинары, тренинги.

12.6. Предоставление материала и (или) рекомендаций для самообразования.

12.7. Другие формы работы:__________________________________________

13. Готовы ли Вы к тесному сотрудничеству с дошкольным учреждением по организации совместной работы в обеспечении личной безопасности Ваших детей и воспитанию у них культуры безопасности? (Нужное подчеркнуть).

13.1.Да, готов (а).

13.1. Нет, не готов (а).

13.3.Готов (а) , при   условии__________________________________________

14. Если да, то, какие формы сотрудничества с дошкольным учреждением Вас привлекают? (Нужное подчеркнуть).

14.1. Участие в различных тематических конкурсах, викторинах, развлечениях для детей и родителей.

14.2. Помощь в организации целевых прогулок, экскурсий.

14.3.Помощь в изготовлении костюмов, различных пособий.

14.4. Обмен информацией и опытом на сайте дошкольного учреждения.

14.5. Непосредственное  участие в реализации образовательной программы.

14.6. Ваш вариант:__________________________________________________

15. Какие темы для обсуждения и детального изучения были бы Вам интересны? (Нужное подчеркнуть).

15.1. Возрастные особенности дошкольников, определяющие необходимость обеспечения присмотра, опеки, защиты, формирования культуры безопасности.

15.2. Потенциальные опасности, их источники. Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка.  Права ребёнка и обязанности родителей.

15.3. Физическая безопасность.

15.4. Психологическая безопасность. Психологическая безопасность  и стили семейного воспитания. Безопасность игрушек. Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребенка.

15.5.Собственная культура безопасности родителей, компетентность в формировании культуры безопасности у детей.

15.6. Ребёнок и безопасность. Индивидуальные особенности детей и специфика формирования культуры безопасности. Выбор форм и методов семейного воспитания с учётом воспитания, с учётом индивидуальных особенностей ребенка.

15.7. Ваш вариант:_________________________________________________



Приложение 4

Блок « Я сотрудник ГИБДД»

С /р игры: 

«Мы водители»,  

«Экскурсия по городу»,

 «Путешествие по улицам города»

«Улица и пешеходы»

«Путешествие с Незнайкой»

«Поездка на автомобиле»

«Автопарковка»

«Станция технического обслуживания»

«Автомастерская»

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Пешеходная дорожка», «Улица, на которой мы живём», «В стране дорожных знаков».

Ручной труд «Светофор», «Транспорт».

Аппликация «Автомобиль», «Улица города», «На перекрестке».

Пространственное моделирование «А у нас во дворе».

Конструирование: «Строим дорогу».

Выставка детских  рисунков на тему «Правила дорожные - детям знать положено!»

Знакомство с художественной литературой

С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист»,

С.Маршак «Милиционер», «Мяч»

Я.Пишумов «Самокат»

О.Бедарев «Если бы…», «Азбука безопасности»

В.Семернин «Запрещается – разрешается»

«Песенка о правилах»

 В.Кожевников «Светофор»

А.Северный «Светофор»

Н.Носов «Автомобиль»

Г.Юрмин «Любопытный мышонок»

«Безопасные сказки» Шорыгина Т.А.

Отгадывание загадок по ПДД

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

развлечение  «Путешествие в страну дорожных знаков» (старшие группы)

развлечение «Знатоки дорожных знаков» (старшие группы)

развлечение «В гостях у светофорика» (мл. и ср.гр.)

кукольный театр

Слушание аудиозаписи шум транспорта.

Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Целевая прогулка

«К пешеходному переходу»

«К светофору»

«Наблюдение за транспортом (дорожным движением)»

Работа с родителями

Создать и раздать памятки водителям, везущим детей в д/с

Памятки по предупреждению аварийных ситуаций

Папка – передвижка «Правила дорожного движения»

 «Уголки безопасности» привлечение родителей к организации развивающей  среды в ДОУ

Анкетирование «Я и мой ребенок на улице»        

Родительское собрание - вопрос по безопасности на дорогах

консультации:

 «Безопасность детей на улицах города»,

«Воспитываем грамотного пешехода»

«Правила поведения в общественном транспорте»

«Будьте внимательны на улице»

«Как переходить улицу с детьми»

«Если вы купили велосипед»

«Как научить ребёнка наблюдать за дорогой»

«Если вы взяли ребёнка с собой на улицу»

Групповые родительские собрания

(вопрос по безопасности на дорогах)


Блок «Мы пожарные»

Цель проекта: вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями пожарной службы.
2. Способствовать умению детей составлять рассказ и презентовать перед детьми свои знания о профессиях, связанных с пожарной службой.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
4. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей.

Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях пожарной службы.
2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Познавательная деятельность:

1. «Огонь-друг, огонь-враг»

2. «Почему поезд бывает пожарным?»

3. «Спичка- не игрушка, огонь- не забава»

5. «Стихия- огонь»

6. «Электрические приборы в доме»

7. «Пожарная безопасность в лесу»

8. «Знакомство со службой 01»

9. «Чтобы не было беды, лучше правила учи»

Развитие речи:

1. «Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», беседа по содержанию»

2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

3. «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

4.Загадки по правилам пожарной безопасности.

5. Составление творческих рассказов на тему.

6. Постановка кукольного театра «Кошкин дом»

7.Моделирование ситуаций.

8. Литературная викторина «Огонь в литературе»

9. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам.

10.Чтение, беседа, моделирование ситуаций по рассказам «Бумажный самолётик», «Украшаем ёлку»

11. Инсценировка стихотворения И.Солнышко «Пожарная машина»

Ознакомление с художественной литературой:

1. С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Сказка про спички»

2. Б. Житков «Пожар», «Дым»

3.Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»

4.Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»

5. О. Сенатович «Осенний пожар»

6. Н. Белянина «На досуге», «От горящей спички летом»

7. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

8.И.Демьянов «Коробок-чёрный бок»

9. Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» [«Дошкольное воспитание» №5 2006 стр.120]

Беседы:

1. «Огонь -наш друг»

2. «Как люди овладели огнём»

3. «О пользе огня в жизни человека»

4. Эта спичка-невеличка.

5. «Отчего происходят пожары»

6. «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстраций

7. Беседы о труде пожарных с рассматриванием иллюстраций, плакатов.

8.Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа.

9. «В жизни всегда есть подвигу место» с чтением стихотворений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа»

10.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки»

11. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, беседа о её назначении.

12.Беседы по иллюстрациям, плакатам на тему «Огнеопасные предметы»

13. «Электрические предметы в доме»

14. Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность»

15. «Действия при пожаре»

16. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций

17 . Правила безопасности в детском саду.

Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

1.Развлечение на тему: «Добрый и злой огонь»

2.Спортивное развлечение: «Отважные пожарные»

3.Игра «Мы пожарными растём»

4.Литературно- спортивное развлечение по пожарной безопасности.

6.Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»

7. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»

8. Блицтурнир «Пожарная безопасность»

9.Литературная викторина «Огонь в литературе»

10. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»


Формы реализации проекта в игровой деятельности.

Дидактические игры:

«Угадай профессию»

«Собери картинку»

«Кому что нужно для работы»

«Опасные соседи»

«Слушай внимательно»

«Если возник пожар»

«Доскажи словечко»

«Что на картинке?»

«Огнеопасные предметы»

«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

«Чудесные спички»

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете, в игровом уголке:

«Определи место знаков в квартире»

«Пожароопасные места в квартире»

«Твои первые действия при пожаре»

«Пожар в подъезде»

«Если возник пожар»

«Если в квартире много дыма»

Игровые тренинги с телефоном.

Сюжетно-ролевые игры:

«Позвони 01»

«Юные пожарные»

«Пожарная часть»

Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

  1. Организация выставки детских рисунков «Спички- детям не игрушки»
  2. Аппликация «Костёр»
  3. Иллюстрирование причин пожаров «Отчего происходят пожары»
  4. Конструирование из бумаги «Пожарный автомобиль»
  5. Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
  6. Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ.

8.Творческое рисование на асфальте «Спичка»

9. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

10. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Слонёнок»

Формы реализации проекта в исследовательской деятельности.

Опытническая деятельность:

1. «Огонь потушить можно……»

2. «Чем же дышит огонь дышит»

3. «Водой масло не затушишь»

4. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»

5. «От чего во время пожара часто происходят взрывы»

6. «Пожары загрязняют воздух»

Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.

1. Экскурсии в пожарную часть.

2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ.

3.Встречи с пожарным инспектором.

4. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация.

Формы работы с родителями.

Консультации:

1. «Опасные предметы в доме»

2. «Детям о труде пожарных»

4. «Знакомим детей со службой 01»

5. «ребёнок один дома»

6. «Детям об электричестве»

7. «Откуда опасность?»

8. «Учим детей правильному поведению в лесу»

9. «Безопасность наших детей- в наших руках»

Папки-передвижки:

1. «Спички детям не игрушка»

2. «Чем нельзя украшать новогоднею ёлку»

3. «Пожарная безопасность»

4. «Возможные причины возникновения пожаров»

5. «Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии»

Информационные стенды:

1. «01»

2. «Соблюдай правила пожарной безопасности»

3. Осторожно, огонь!

4. «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре»

Беседы:

1. «О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара»

2. «Чтобы не было беды»

3. «Безопасность в вашем доме»

4. «Если в доме начался пожар»

5. Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка»

Мероприятия, совместные с родителями:

1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности»

2. Конкурс детско-родительских рисунков на тему: «Пожарная безопасность».

3. Досуг «Отважные пожарные»»

4. Конкурс детско-родительского творчества на тему: «Знаки по ППБ»»

5. Совместное посещение с детьми пожарной части №4.


Блок «Я врач. Скорая помощь»

Цели:

-Расширять представления детей о деятельности врачей разных специальностей и активизировать  в речи соответствующие  понятия

- Пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке .

- Развивать творческое воображение, продолжать формировать умение договариваться.

- Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование). Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища

- Помочь   детям наладить  взаимодействия в совместной игре;

- Формировать здоровьесберегающие компетенции: умение заботиться о собственном здоровье, знание о способах оказания первой помощи

 Совместно с детьми:

Экскурсии:

    -  в медицинский кабинет;

    -  в аптеку. 

Беседы на темы:

-  « Как я посещал врача».

      -«Роль лекарств и витаминов»

-«Кто нас лечит»

-«Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья»

-«Врачи – наши помощники»

-«Будем спортом заниматься»

 -Если ты попал в беду:

-«Когда съедобное ядовито»  (первая помощь при отравлениях)

-«Наши помощники и враги дома»  (первая помощь при травмах)

-« Когда врача нет рядом»  (первая помощь при перегревании и обморожении)

-«Как нужно вести себя  в  кабинете  врача»

 

НОД:

       - «Что у меня внутри»

-«Знакомство с лекарственными растениями нашей местности»

      -«Сохрани свое здоровье сам»

 

Игровая деятельность

Подвижная игра                                                                              

  «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»

Дидактические игры:

     - «Кто что делает?»

- «Четвертый лишний».

- «Узнай по описанию».

- «Узнай на ощупь».

- «Назови действия».

- «Собери чемоданчик доктора».

- «Кем быть?»

Ручной труд

-Изготовление карточек пациента, карточек врачей

 оборудовать  кабинетврача    (лор, окулист, педиатр),  регистратуру, аптечный пункт;

  • Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д.
  • Инструменты:фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало  лор-врача,

таблица для проверки зрения,  ростомер,  градусники  и т.д.

  • Талоны, рецепты, рекламки, визитки.

Содержание деятельности с семьёй:

  • Консультации: - «Игра в жизни ребёнка»;    - «Красивая осанка – залог здоровья

          - «Что такое сюжетно-ролевая  игра?»

  • Привлечение родителей к оформлению игрового уголка:

- атрибуты игры;

- костюмы;

Основной этап

Сюжетно-ролевые  игры:   «Больница»,  «Скорая помощь»,  «Аптека»,    

   «Посещение окулиста»,    «Медицинская комиссия

 

«Развитие речи»

Рассматривание иллюстраций «Профессии»

 Беседы: «О профессии врача, медсестры»;

«Кто лечит больных»,

«Что делает мама, когда я заболел»,

«Что нужно доктору для работы»

Заучивание стихов и загадок о спорте; НОД «Осанка зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки», «Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку;  экскурсия в школу, спортзал;

 

«Изобразительная деятельность и восприятие художественной литературы»

 

 

 

 

 

Ознакомление с художественной литературой Чтение стихотворений: К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Г. П. Шалаева «Кем мне стать». Обсуждение сюжетовпоступков О физическом воспитании

Е. Кан «Наша зарядка»;  В .Суслов «Про Юру и физкультуру».

О закаливании

М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»;    О. Высотская «Волны»;   С. Михалков «Про мимозу»;    В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»

О сне

П. Воронько «Спать пора»;  Н. Лоткин «Тихий час»;  С. Михалков «Не спать»;    С. Маршак «Дремота и зевота».

О питании

З. Александрова «Большая ложка»;   А .Кардашова «За ужином»;

С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;

Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».

О санитарно – гигиенических навыках

А. Кузнецова «Кто умеет?»;   Н. Найденова «Наши полотенца»;

М. Яснов «Я мою руки»;   К. Чуковский «Мойдодыр».

О прогулке

А. Барто «Прогулка»;   И. Беляков «На санках»;   Е. Благина «Прогулка»;

И. Залетаева «Скакалочка»;   В. Донникова «На катке»;    Г. Глушнев «Горка»;   А. Кузнецова «Качели»,  «Зимой»;   Г. Ладошников «Золотистая гора» ,    «В день морозный»,  «Помощники весны»;  С. Михалков «Прогулка».

О психологическом климате в группе и дома

З. Александрова «Шарик»;   И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»;  А.Кузнецова «Подружки»;   Н.Найденова «Новая девочка»;

Г. Ладошникова «Я не плачу».

О болезнях, их лечении и профилактике

Р.Кудашева «Петушок»;   С.Михалков «Прививка».

К.Чуковский «Доктор Айболит»;   Ю.Яковлева «Больной»;  

Ю.Синицина «С человеком беда»;   И.Туричина «Человек заболел»,

«Загадки о врачах и о здоровье»

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела», «Выздоровление куклы Кати, возвращение в детский сад».

 Лепка «Витаминки»

Рисование «Доктор Айболит»

Конструирование «Постройка больницы, аптеки»

 

 

«Музыкальная деятельность»

 

Музыкальная деятельность Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы»

 

 «Социально -  коммуникативное развитие»

 

Игровая деятельность

 

Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела», «Папа вызывает врача», «Скорая помощь»

Задачи. Роли. Игровые действия. Развитие сюжета. Материал. Словарь

«Больница». Врач – специалист (Доктор). Ведет прием, прослушивает, смотрит горло, меряет температуру, назначает лечение.. Выписывает рецепт. Дает советы. Выдает больничный лист.

Медсестра. Выполняет назначения врача. Делает уколы, ставит банки, горчичники. Помогает врачу. Беседует с больными. Выписывает направления на обследование. Моет инструменты.

Санитарка. Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор. Записывает больных на прием. Выдает талон на прием и медицинскую карту.

Пациент. Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой. Рассказывает и показывает, что болит. Просит назначить лечение. Выполняет все советы и назначения врача. Записывается на прием к врачу.

Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность. Продавец в аптечном киоске отпускает лекарства по рецепту врача.

Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.

 

 «Физическое  развитие»

 Закаливание (утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (в помещение); подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (на улице);

Физкультурные занятия; утренняя гимнастика; физкультурные досуги: «Путешествие в страну чудес»; «Зов джунглей», «Праздник зверей»; «Встреча Зимы»; Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества; «Масленица»; «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Полет в Космос»; «День защиты Детей»;  «День Нептуна»; «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»;

 

«Безопасность»

 

НОД: «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Что мы делаем, когда едим», «Как движутся части тела», «Отношение к больному человеку, «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь», «Личная гигиена», «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Режим дня», «На воде, на солнце», «Спорт»

«Взаимодействие с родителями»

Оформление информационного стенда: «Организация сюжетно-ролевой игры»

 Фотовыставка «В гостях у доктора Айболита»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница»

«День открытых дверей», «День здоровья», «День физкультурника»; Конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим спорт»; Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты»;

Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»; изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; поход на лыжах; родительское собрание «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и дома»; Консультации: «Значение режима в воспитании детей», «Больше внимания осанке детей»; Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома», Викторина с родителями «Спорт – это жизнь»;

Беседы «Уход за телом ребенка», «Какую обувь носить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....