Нравственное воспитание дошкольников на примерах подвига и героизма
методическая разработка
В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания дошкольников путем синтеза искусств,, показывающих в художественной форме примеры героизма, подвига.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_geroicheskih_primerov_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение героических примеров в духовно – нравственном воспитании
Нравственное воспитание дошкольников на примерах подвига и героизма посредством синтеза искусств
Одним из наивысших духовно – нравственных проявлений человека является героизм - способность жертвовать собой во имя добра и справедливости, не жалеть ничего, и даже самой жизни для спасения других людей, для будущего своей Родины, для своего народа и всего человечества.
Ключ к героизму заключается в заботе о других людях, в стремлении защищать и отстаивать справедливость, сознательно рискуя и не ожидая награды за свой подвиг.
Психологи выделяют ряд признаков и качеств, характеризующих человека, способного стать героем:
- забота о состоянии других;
-сочувствие и сострадание;
-умение принимать точку зрения другого;
-компетентность и уверенность в себе, владение определенными навыками;
-умение работать над достижением своей цели, даже после ряда неудач, не воспринимая их как поражение;
-способность преодолевать страх.
Как сформировать предпосылки развития таких качеств у детей? Мы, конечно, знакомим детей с образами героев, проводим беседы и различные мероприятия на тему мужества и героизма. Но так ли они результативны, как бы нам хотелось?
Для детей особенно важен пример, образец для подражания. А кто является героем для современных детей? Что они понимают под термином «героизм»? кому хотят подражать?
Для выяснения этих вопросов нами был проведен опрос произвольно выбранной группы детей. Детей спрашивали, кто является героем? Каких героев они знают?
Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что дети воспринимают слово «герой» как образ некоего супермена, сверхчеловека, наделенного необычными способностями. Героями реальными дети считают тех, чья профессиональная деятельность связана со спасением людей. Абсолютно не знакомы детям герои труда, герои в повседневной жизни.
Нереальные герои сомнительного содержания являются сегодня примером для наших детей. А какое место занимают здесь герои из истории и культуры нашей страны? Ведь невозможно вырастить нравственную личность без знания истории, традиций своего народа, нельзя воспитать человека, любящего и уважающего свою семью, свое Отечество, способного ради них на подвиг.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую их действительность очень эмоционально. Именно воздействуя на эмоции, мы можем решать задачи духовно – нравственного воспитания.
Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс, который близок и понятен детям.
Синтез всех видов искусств наиболее эффективен в работе с дошкольниками. Соединяя художественное слово, музыку и визуальный ряд, мы воздействуем на чувства и сознание детей, обеспечивая эмоциональный отклик и более глубокое понимание темы.
Проводя мероприятия, посвященные истории страны и ее героям, важно использовать лучшие образцы литературы, музыки, живописи, видеоматериалов. Знакомя детей с героической историей в области литературы, мы используем героические сказки: «Святогор – богатырь», «Никита Кожемяка», «Добрыня Никитич и Змей», «Иван – крестьянский сын и Чудо –Юдо», «Кощей Бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Бой на Калиновом мосту», былины.
Многие могут возразить: эти сказочные герои тоже вымышленные, в чем же разница?
Герои этих сказок, обычные люди, попавшие в сказочные обстоятельства, они сознательно рискуют собой, они не сверхлюди, часто они и гибнут, и только сказочные персонажи помогают их оживить. Эти герои сражаются не только за свое личное, но и за Родину, за свой народ. Они побеждают благодаря своим личным качествам – мужеству, доброте, смекалке, верности воинскому долгу, друзьям.
Музыкальным рядом, сопровождающим эти произведения, являются такие как: «Богатырские ворота» Мусоргского, фрагменты из «Руслан и Людмила» Глинки, «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского – Корсакова, «Богатырская симфония» Бородина, кантата «Александр Невский» Прокофьева. Мы знакомим детей с аутентичными народными музыкальными инструментами – гуслями, рожками, кугиклами, свирелями, гудками и т.д., даем возможность послушать их, увидеть, по возможности, поиграть на них.
Ряд картин Васнецова – иллюстрации к русским волшебным сказкам, являются визуальным дополнением, обогащающим впечатления детей.( «Три богатыря», «Кащей Бессмертный», «Витязь на распутье», «Иван царевич и Серый волк», «Бой Пересвета с Челубеем»). Также знакомим с богатырским циклом Степана Гилева, Федоровича «Святогор богатырь», Рериха «Богатыри проснулись», Рерберга «Богатырская застава».
По возможности, знакомим детей с образцами вооружения наших предков, пусть иногда и игрушечными, но дети могут их подержать, поиграть с ними.
Отдельно хотелось бы выделить образ Ильи Ивановича Муромца. Мы знакомим детей с его историей, как с историей реального, не вымышленного человека, истинного героя Руси.
Знакомя детей с периодом Великой Отечественной войны, мы используем авторские произведения, такие как: «Похождения жука – носорога» Паустовского; «Пусть стоит старый солдат», «Как Сережа на войну ходил» Ю. Яковлева. Знакомим со стихами, песнями военных лет, используем презентации и хроники военных лет. Организовываем просмотр мультфильмов «Солдатская сказка», «Воспоминание», «Сказка о громком барабане», «Легенда о старом маяке».
Но время исторических событий довольно далеко уже от наших детей. Они знакомятся с реалиями окружающей их повседневной жизни. Поэтому
Крайне необходимо знакомить детей с героями этой жизни – рассказывать о людях, иногда и детях, совершающих подвиги сейчас и рядом с нами: кто-то спас людей из огня, из воды, наши врачи совершили подвиг во время пандемии, строители Крымского моста совершили трудовой подвиг, героями являются наши бойцы, волонтеры, космонавты. Улицы родного города, названные в честь героев должны быть знакомы детям. Мы должны объяснять, кому и за что поставлены памятники, в честь кого названы улицы.
Конкретно, в нашем районе, дети живут на улицах, носящих имена героев. Это улицы имени Тюленина, Стрельникова и Бархатовой. Рядом с нами находится и остановка имени Охрименко.
Мы незаслуженно обходим стороной такую дату, как 9 декабря, когда отмечается День героев Отечества. Хотелось бы сделать ее проведение традицией дошкольных учреждений.
Говоря о влиянии искусства на душу ребенка, отдельно остановимся на таком его виде, как киноискусство.
Кино в современном мире является одним из самых востребованных массовых искусств. Его влияние огромно, но оно может быть и положительным, и отрицательным. Если мы вернемся к нашей анкете, то увидим, что дети ассоциируют себя именно с кино и мультгероями.
Влияние кино, интернета, современных компьютерных технологий велико, и не всегда заметно внешне. Не будем говорить об отрицательном его влиянии, об этом сказано много критиками и психологами.
Отрицательному влиянию на души и умы детей необходимо противостояние. И оно существует.
Кино обеспечивает максимальную наглядность информации о событиях, ситуациях, происходящих в жизни, с которыми мы иногда знакомы, но понять и глубоко прочувствовать их можем, только увидев на экране.
Макаренко говорил: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в условия, когда он мог бы проявить мужество». Но мы не можем создавать такие искусственные условия, тем более, для детей. И на помощь здесь нам может прийти кино.
Фильм создает предполагаемые обстоятельства, требующие принятия решения, дает возможность человеку через сопереживание чувствовать себя героем, мудрецом и т.д. Смотря фильм, дети погружаются в мир его героев, идентифицируют себя с ними, идеализируют их, усваивают их ценности и убеждения, копируют слова и поступки.
Качественные фильмы про большие и светлые подвиги своей пронзительностью и благородством непосредственно воздействуют на умы и души детей. Но, иногда, за привлекательным образом могут скрываться далеко не привлекательные ценности.
Мы должны быть очень осторожны с тем, что смотрят наши дети, что они приобретают из увиденного, подходить к этому осознанно и критически.
Каждый просмотр фильма, мультфильма мы должны воспринимать как воспитательное мероприятие, которое нуждается в специальной организации, должно иметь четкий план и строго определенную тематику. Для этого целесообразно составить картотеку видеоматериалов по темам, например : о героях, о храбрости и трусости, о добре, о семье, о дружбе и т.п.
Особое место нужно уделить работе с родителями по этой теме. Нами были проведены «круглые столы» для родителей «Ребенок в мире ТВ», «Мультик – опасная зона», организован просмотр фильма «О вреде западных мультфильмов», встречи с психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора"
Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение»....
"Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»
Описана актуальность изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....
Воспитание патриотических чувств дошкольников на примере подвига людей, переживших блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной Войны!
Во время беседы с родителями воспитанников на тему патриотического воспитания детей, один из участников дискуссии задал вопрос о том, стоит ли вообще рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда? Ест...
Педагогический проект на тему: Нетрадиционные формы духовно-нравственного воспитания дошкольников на примере темы «Моя семья-моё богатство!»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности....
Выступление из опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа» 18.06.2021 г.
У педагогической общественности давно сформировалось убеждение, что православные традиции должны широко применяться в образовательном процессе. Необходимо, чтобы в беседах с дошкольниками ...
«Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере подвигов русского народа в годы Великой Отечественной Войны».
Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина....
«Духовно нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора»
В своей работе мы стараемся приобщить детей детей к народным традициям через фольклор. Благодаря фольклору ребенку легче входить в окружающий мир. Проводя народные праздники, развлечения в...