Консультация Устиновой М.Г, педагога МБДОУ «Детский сад «Светлячок» на тему: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
(Конфуций)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ustinovoy_m.g.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация Устиновой М.Г, педагога МБДОУ «Детский сад «Светлячок» на тему: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ»
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
(Конфуций)
С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.
Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности". Одним из способов развития самостоятельности является детский мастер-класс.
«Детский мастер-класс» - форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети, которые принимают участие — Умельцами.
Организовать детский мастер-класс можно 1 раз в неделю, но не более трех в день. Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, но и обучают Умельцев пальчиковой зарядке, инсценировке сказок, играм и т.д. Проведение Мастер - класса организуется во второй половине дня. Задействуется все пространство группы. После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.
Мастер-классы делятся на 6 основных групп:
1. группа: Обучающие мастер-классы – это мастер-классы, посвящённые обучению
2. группа: Художественно - эстетические мастер – классы, направленные на формирование эстетического вкуса.
3. группа: Тематические мастер-классы – этот вид работы посвящён определённой теме.
4. группа: Досуговые, или развлекательные мастер-классы – это именно та форма работы, которая направлена на отдых и развлечения.
5. группа: Крупногабаритные мастер-классы – это когда все воспитанники и их родители создают один проект на всех.
6. группа: Анимационные мастер-классы – это когда под руководством воспитателя, родителя и дошколята создают мультфильм или творческий ролик.
Можно проводить детские мастер - классы совместно с родителями. Ребята - мастера с родителями дома готовят мастер - класс по изготовлению поделки в любой технике. В этом случае родители могут выступать в роли помощников своим детям, если у них появляются какие - либо затруднения.
При тесном взаимодействии с родителями можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса. В ходе подготовки и проведения мастер – класса мы создаем определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений» (Н.Е. Веракса «Инициатива в ДОУ»)
Правила организации детского мастер-класса:
1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
2. День и время мастер-класса обговариваются на групповом сборе.
3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
4. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
5. Педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого мастер-класса, чтобы всем было удобно.
6. Оптимальное количество параллельных мастер - классов - три. В каждом из них должен принимать участие взрослый, в качестве партнёра по совместной деятельности.
Структурой детского мастер-класса является:
1. Презентация темы мастер-класса
2. Выбор детьми мастер-класса.
3. Представление опыта Мастером
4. Практическая часть
5. Презентация продуктов деятельности
6. Благодарность Мастеру
7. Представление Умельцев
Правила для участвующих в мастер-классе:
- Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
- Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.
- Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
- Вопросы задаём вежливо.
- Не стесняемся задавать вопросы.
- Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
- Благодарим Мастера за представленный опыт.
Ценностью детских мастер-классов является:
Для детей, дающих мастер-класс:
- Приобретение опыта публичных выступлений;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- Формирование ответственности;
- Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе:
- Овладение новыми способами действий;
- Приобретение опыта коллективной деятельности;
- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.
- Развитие вопросительности;
- Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- способ практического использования культурных практик;
- способ сплочения группы;
- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы;
- способ сплочения семьи.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»
Детский мастер-класс это эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а т...
Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной организации.
НОВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ...
Консультация: Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ
С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные ...
«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различ...
Мастер – класс педагогов МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка». Выступление на тему: "Игра – головоломка "Танграм". Воспитатель Видякина Н. И.
Танграм — это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет дом...
Детский мастер класс -культурная практика
laquo;Детский мастер-класс»как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации...