Консультация Устиновой М.Г, педагога МБДОУ «Детский сад «Светлячок» на тему: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Устинова Марина Георгиевна

 «Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

                             (Конфуций)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ustinovoy_m.g.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация Устиновой М.Г, педагога МБДОУ «Детский сад «Светлячок» на тему: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ»

 «Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

                             (Конфуций)

    С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.

   Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.   

   В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности". Одним из способов развития самостоятельности является детский мастер-класс.

  «Детский мастер-класс» - форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

    Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети, которые принимают участие — Умельцами. 

   Организовать детский мастер-класс можно 1 раз в неделю, но не более трех в день. Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, но и обучают Умельцев    пальчиковой зарядке, инсценировке сказок, играм и т.д. Проведение Мастер - класса организуется во второй половине дня. Задействуется все пространство группы. После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

   Мастер-классы делятся на 6 основных групп:

1.     группа: Обучающие мастер-классы – это мастер-классы, посвящённые обучению

2.     группа: Художественно - эстетические мастер – классы, направленные на формирование эстетического вкуса.

3.     группа: Тематические мастер-классы – этот вид работы посвящён определённой теме.

4.     группа: Досуговые, или развлекательные мастер-классы – это именно та форма работы, которая направлена на отдых и развлечения.

5.     группа: Крупногабаритные мастер-классы – это когда все воспитанники и их родители создают один проект на всех.

6.     группа: Анимационные мастер-классы – это когда под руководством воспитателя, родителя и дошколята создают мультфильм или творческий ролик.

         Можно проводить детские мастер - классы совместно с родителями. Ребята - мастера с родителями дома готовят мастер - класс по изготовлению поделки в любой технике. В этом случае родители могут выступать в роли помощников своим детям, если у них появляются какие - либо затруднения.

При тесном   взаимодействии с родителями можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса.   В ходе подготовки и проведения мастер – класса мы   создаем   определенные условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.  «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений» (Н.Е. Веракса «Инициатива в ДОУ»)

    Правила   организации детского мастер-класса:

1.     Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.

2.     День и время мастер-класса обговариваются на групповом сборе.

3.     Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.

4.     Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

5.     Педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого мастер-класса, чтобы всем было удобно.

6.     Оптимальное количество параллельных мастер - классов - три.  В каждом из них  должен  принимать участие   взрослый, в качестве  партнёра по совместной деятельности.
   Структурой  детского мастер-класса является:

1.     Презентация темы мастер-класса

2.     Выбор детьми мастер-класса.

3.     Представление опыта Мастером

4.     Практическая часть

5.     Презентация продуктов деятельности

6.     Благодарность Мастеру

7.     Представление Умельцев

   Правила для   участвующих в мастер-классе:

- Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

- Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

- Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

- Вопросы задаём вежливо.

- Не стесняемся задавать вопросы.

- Все работы признаются ценными.  Плохих работ не бывает.

- Благодарим Мастера за   представленный опыт.

  Ценностью детских мастер-классов является:

  Для детей, дающих мастер-класс:

- Приобретение опыта публичных выступлений;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

- Формирование ответственности;

- Развитие инициативности.

  Для детей, участвующих в мастер-классе:

- Овладение новыми способами действий;

- Приобретение опыта коллективной деятельности;

- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться   правилам.

- Развитие вопросительности;

- Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

  Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- способ практического использования культурных практик;

- способ сплочения группы;

- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;

- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

- возможность выстроить сотрудничество с родителями.

  Для родителей:

- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:

- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

- способ участия в реализации образовательной программы;

- способ сплочения семьи.

   Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Детский мастер-класс это  эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а т...

Консультация: Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ

С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования  в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные ...

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различ...

Мастер – класс педагогов МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка». Выступление на тему: "Игра – головоломка "Танграм". Воспитатель Видякина Н. И.

Танграм — это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет дом...