Детский мастер класс -культурная практика
методическая разработка (подготовительная группа)

Комова Татьяна Николаевна
«Детский мастер-класс»
как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kp_detskiy_mk.docx20.74 КБ
Office presentation icon kp_detskiy_mk.ppt683.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский мастер-класс»

как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации

Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.)

В процессе приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира) приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок овладевает культурными практиками.

Культурные практики, по определению Н.Б Крыловой, - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.

В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.

В нашей группе появилась новая культурная практика, которая обладает всеми вышеперечисленными характеристиками. Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

Эта практика стала называться «Детский мастер класс». Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

Первый мастер- класс был организован по просьбе детей. Когда воспитанница нашей группы Мила Рендель презентовала свою исследовательскую деятельность с темой исследования: «Эбру – тайна рисования на воде». Ребята задавали много вопросов и попросили показать интересную технику рисования.

Мила показывала только способ рисования, а дизайн рисунка каждый ребенок определял сам для себя. Выступая в роли «Мастера». (В контексте названия этой культурной практики дети стали называть Мастером того ребенка, который проводит мастер-класс, а дети которые принимают участие - Умельцами). Мила говорила уверенно, потому что представляла то, в чем она был уверенна, то чем владела лучше всех детей в группе.

Это событие стало поводом для проявления подобной инициативы другими детьми и началом новой культурной практики, получила название «Детский мастер класс». Многие дети заявили свое желание провести свой собственный мастер класс. Таким образом, Мастер – это ребенок, который в рамках одного конкретного детского мастер-класса может предъявить сверстниками свой опыт. Количество детей стать Мастерами с каждым днем увеличивалось, в связи с этим была создана и оформлена доска выбора. Каждый раз, на утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов, но не более трех. Каждый мастер размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото. Воспитанники группы, в соответствии со своими интересами, размещают свои фотографии на доске выбора в кармашек мастер-класса, на который они хотят пойти. Детский мастер-класс может проводиться 1 раз в неделю или стать ежедневными.

Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, выполнять физические упражнения, показывать тренировки, приемы борьбы, но и обучают Умельцев: играть в шашки, инсценировать сказки, потешки и т.д.

После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка творческих работ или фото вставка в приемной.

У нас сложилась определенная структура детского «МК».

  • Презентация темы мастер-класса (Ребенок презентует свой продукт)
  • Выбор детьми мастер-класса.
  • Представление опыта Мастером (Дети показывают свой способ)
  • Практическая часть
  • Презентация продуктов деятельности (общий круг, презентуют продукты)

Правила организации.        

  1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. День и время мастера – класса согласуются на групповом сборе.
  2. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
  3. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

Постепенно мы с ребятами поняли, что нужны правила.

  1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
  2. Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.
  3. Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
  4. Вопросы задаём вежливо.
  5. Не стесняемся задавать вопросы.
  6. Все работы признаются ценными.
  7. Плохих работ не бывает.

В чём ценность детских мастер-классов:

Для детей, дающих мастер-класс:

  • Приобретение опыта публичных выступлений;
  • Формирование коммуникативных навыков;
  • Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
  • Формирование ответственности;
  • Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

  • Овладение новыми способами действий;
  • Приобретение опыта коллективной деятельности;
  • Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
  • Развитие вопросительности;
  • Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Для педагога:

  • способ поддержки детских инициатив;
  • способ сплочения группы;
  • возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
  • возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
  • возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

  • возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
  • увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
  • способ участия в реализации образовательной программы.

           В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт  публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, Интернета.

          Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.

        Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

        Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой  культурной практики как Детский мастер - класс  в образовательной деятельности, так как она работает на достижение  целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ - sdo-journal.ru› Номера журнала› Инициатива в ДОУ

2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17      октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - Режим доступа: legalacts.ru

4. Статья «Организация культурных практик детей дошкольного возраста» урок.рф› Библиотека…_detej_doshkolnogo_v…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детский мастер-класс» как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации. Подготовила: Т.Н. Комова

Слайд 2

Культурные практики (Крылова Н.Б) - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта. деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта

Слайд 5

Структура детского мастер-класса Презентация темы мастер-класса Выбор детьми мастер-класса. Представление опыта Мастером Практическая часть Презентация продуктов деятельности

Слайд 7

Правила организации детского мастер-класса Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

Слайд 8

Правила для детей, участвующих в мастер-классе: Выступая говорим громко, внятно, не торопясь. С лушаем внимательно, не перебивая Мастера. Вопросы задаём вежливо. Не стесняемся задавать вопросы. Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает. Благодарим Мастера за представленный опыт. Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

Слайд 9

В чём ценность детских мастер-классов Для детей, дающих мастер-класс: Приобретение опыта публичных выступлений; Формирование коммуникативных навыков; Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером; Формирование ответственности; Развитие инициативности.

Слайд 10

Для детей, участвующих в мастер-классе: Овладение новыми способами действий; Приобретение опыта коллективной деятельности; Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам. Развитие вопросительности; Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Слайд 11

Для педагога: способ поддержки детских инициатив; способ сплочения группы; возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей; возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны; возможность выстроить сотрудничество с родителями. Для родителей: возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него: увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка; способ участия в реализации образовательной программы .

Слайд 12

Детский мастер - класс в образовательной деятельности, работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Детский мастер-класс это  эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а т...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация: Детский мастер-класс как новая культурная практика в ДОУ

С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования  в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные ...

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различ...