"Деятельность воспитателя по развитию мелкой моторики у детей"
статья

Галина Михайловна Николаева

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме педагогической науки и практики дошкольного образования. Авторы раскрывают педагогические условия успешного развития мелкой моторики ребенка раннего возраста, его роли в речевом развитии детей.

Ключевые слова: мелкая моторика, ребенок раннего возраста, упражнение, педагогические условия. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Матвеева Светлана Яковлевна,

 Николаева Галина Михайловна,

Ивкина Алиса Витальевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 50»
г. Чебоксары, Чувашская республика

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме педагогической науки и практики дошкольного образования. Авторы раскрывают педагогические условия успешного развития мелкой моторики ребенка раннего возраста, его роли в речевом развитии детей.

Ключевые слова: мелкая моторика, ребенок раннего возраста, упражнение, педагогические условия.  

В научной литературе зависимость между развитием мелкой пальцевой моторики и речи рассматривается как психофизической и педагогической проблемой развития ребенка раннего возраста. Изучению зависимости между развитием тонких движений рук и речи ребенка раннего возраста посвящены труды исследователей (Сеченов И. М., Сухомлинский В. А., Кольцова М., М.). «Рука — это вышедший наружу мозг человек» цитировал  Э.Кант.

В. А. Сухомлинский писал, что начало умений и дарования  детей находятся на кончиках их пальцев, от них, рассуждая абстрактно, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Следствие слабого развития моторики рук – проблемы с речевым развитием.

На первоначальном этапе жизни как раз мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности. Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связана очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. Зависимость между развитием тонких движений рук и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Многие авторы, исследующие эту проблему, характеризуют хватание как сенсомоторную, а не предметную реакцию. Тактильно-двигательная память включается в работу, когда что-то трогаешь, каким-то образом действуешь. Развитие двигательной активности ребенка позволяет решить эту проблему. Формирование движений происходит при участии речи. Такие исследователи, как Выготский Л.С., Лурия А.Р., Венгер Л.А, Кольцова М.М. и многие другие доказали, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано по мере расширения его двигательной деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Она пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой природой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, спустя время появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

В наше время современные родители знают о мелкой моторики и необходимости ее развивать. Но постоянная занятость и нехватка времени, наоборот толкает родителей покупать детям одежду на молнии, обувь на липучках. Также часто детей занимают телефонами, лишь бы дите не мешал.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики очень важно уже с самого раннего возраста.

Массировать грудничку пальчики рук. Малыш учится захватывать, удерживать  игрушку и манипулировать им. Но так как просто делать упражнения ему будет не интересно — надо обратить их в полезные игры. Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста. В игре дети ярко выражают свое стремление познать, свои чувства.  Игра формирует совместные эмоции.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.  Воспитатели развитию мелкой моторики воспитанников отводят большую роль. Поэтому ставят перед собой задачу привлечения, для совместной работы над проблемой, родителей дошкольников.  

Желание ребенка заниматься и играть зависит от доверительных отношений воспитателя с ребенком. С самых первых дней важно проявлять внимание и заботу к потребностям ребенка, чтобы он пребывал в атмосфере психического комфорта.

Этому способствует:

  1. Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей ребенка к проявлению активной деятельности.
  2. Удовлетворение потребности ребенка действовать с предметами, играть с игрушками, желании общаться.
  3. Использование художественного слова (стихи, потешки, прибаутки) тексты которых сопровождаются изображением какого-то существа или действия с помощью пальчиков (жестов, движений рук, ног, туловища).
  4. Игровые методы взаимодействия с ребенком (сбор пазлов, мозаика, шнуровка, нанизывание бус, сортировка круп, теневой театр ручных зверей…)
  5. Лепка из разного материала (глина, пластилин, тесто) и рисование.
  6. Использование Су Джок массажер. Состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев.
  7. Игры маленьких детей с силиконовыми пластинами (пуп-ит) с большим количеством круглых пупырышков. Ребенок нажимает на пупырышки, продавливает их с одной пластины. Затем ее можно перевернуть и продавливать снова, в обратную сторону. В процессе игры пупырышки издают щелкающий звук, приятный слуху, что стимулирует игру. Игрушка полезна тем, что массирует кончики пальцев малышей.
  8. Играя с счетными палочками, тоже можно развить мелкую моторику   пальчиков, координации движений. В младших группах упражнения       выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются указаниями взрослых. Дети соединяют палочки в простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображают несложные предметы (забор, дорожка узкая, широкая, длинная и короткая, окно и т.д.). Ребята постарше могут составлять рисунок по схемам.
  9. Сенсорная панель, где расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследования их, создавая опыт тактильных ощущений.
  10. Наблюдение за динамикой развития мелкой моторики и развития речи.

Таким образом, к педагогическим условиям, позволяющим развить мелкую пальцевую моторику успешным, на наш взгляд, можно отнести действия педагога, направленные на:

  • оказание практической и консультативной помощи родителям;
  • разработку плана работы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, желание и возможности;
  • установление доверительных и личностных отношений;
  • включение игр и упражнений в ежедневные занятия с детьми;
  • хвалить и поддерживать малыша даже за маленькие успехи;
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка в созданных условиях.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Будут развиваться речь и мышление ребенка.

 Список литературы

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд. АПН

СССР, 1960. – 500 с.

2. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://festival.1september.ru/articles/573079/

3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

Одно из важных условий проведения игр и  занятий - хорошее настроение у Вас и у детей. Занятия должны проходить в спокойной обстановке, в игровой форме. Лучше заниматься в утренние часы или когда...

Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

«Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

laquo;Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....