Консультация для педагогов "Для чего нужно учить детей играть в шахматы? Мастер класс "Линейный мат"
консультация

Носова Ольга Анатольевна

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_shahmatam.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСТКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»                        

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»)

Выступление на методическом объединении воспитателей и специалистов «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

по теме:

 «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ? МАСТЕР КЛАСС «ЛИНЕЙНЫЙ МАТ»

 

                                                                                                                          Выполнила: Носова О.А, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Родничок»

г. Надыма»

Г. Надым, 2023г.                                                                                                                                               

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам. Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахмат это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Что дает игра в шахматы ребенку? 

В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
В нашем клубе мы обучаем детей в возрасте от 5-х до 7 лет.
На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.
Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.
На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии
Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии.. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.
Методика обучения детей игре в шахматы имеет ряд интереснейших наработок:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).
Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины

Мастер –Класс «Мат двумя ладьями» (Линейный мат)

Одинокого короля везде подстерегают опасности. Если одинокий король продержится в течение 50 ходов, то он спасен. Тогда партия считается законченной вничью. Мат, поставленный двумя ладьями, называется линейным. Как же поставить мат королю двумя ладьями? Прежде всего, необходимо оттеснить вражеского короля на край доски. Королю отсекают предпоследнюю линию ладьей, а другой ладьей, ставя ее на последнюю линию шахматной доски, и наносят окончательный сокрушительный удар по королю.

(Непосредственно на демонстрационной шахматной доске показать мат.) Рассмотрим позицию, когда король противника стоит в центре шахматной доски, а ладьи находятся на краю доски.

Король оттесняется последовательными шахами по горизонталям или вертикалям, причем одна из ладей (попеременно) отрезает ему путь к бегству. Но король отступает не безвольно. Отступая, король нападает на ладью. И, тогда, ее (ладью)  следует отвести по той же горизонтали как можно дальше, чтобы ладья вновь не подверглась нападению. Главное – это быстрее оттеснить короля на край доски, все равно на какой, горизонтальный или вертикальный. Мат объявляет любая из ладей по вашему вкусу. Возникает вопрос: а нельзя ли передать очередь хода черным? Оказывается, можно. Для этого белые должны сделать выжидательный ход, не меняющий существа позиции. Передача очереди  хода – один из важнейших приемов борьбы, заставляющий соперника ухудшить свое положение. К доске вызываются двое желающих. Один назначается играть за белых, другой – за черных. Из исходной позиции  они должны поставить мат.

        Далее, все воспитатели приглашаются к компьютеру, где им показывается осуществление мата двумя ладьями в электронном виде на экране монитора. Обращается особое внимание на позиции, при которых возникает патовая ситуация.

- Переходим к практической отработке линейного мата. Все берут шахматные доски и раскладывают позицию.

Литература: В.И.Линдер,  И.М.Линдер, «Шахматная энциклопедия». - М., 2004.

                       Д.В.Неверова, «Учебник шахматной игры для начинающих».- М. 2007.

                        Р.Я.Горенштейн, «Подарок юному шахматисту». – М.1994.

                        В.Хенкин, «Шахматы для начинающих». - М.2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Нужно ли учить детей играть?»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...К...

консультация: "Для чего нужна музыка детям?"

Музыка может не только рассказывать о чувствах и пробуждать различные эмоции, но и оказывать самое непосредственное влияние на здоровье человека. В том числе – и самого маленького, только что появивше...

Консультация "Для чего нужно оригами детям"

Развитие мелкой моторики рук...

Консультации для родителей " Для чего нужно оригами детям", " Поделки из бумаги"

Консультации для родителей по проекту " Волшебный мир оригами"...

Конспект беседы в подготовительной группе «Для чего нужно учиться ?»

Цель: формирование осознанного отношения к учёбе.Задачи:1.Формирование представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.2.Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желани...

Консультация для родителей "Для чего нужно учить с детьми стихи?"

Процесс разучивания с детьми стихов имеет множество преимуществ и пользы для их развития. Вот несколько основных причин: 1. Развитие речи: Открытие мира стихотворного языка помогает детям развива...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Детский сад. Школа. Для чего нужно учиться!»

Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д....