Консультация для родителей « Нужно ли учить детей играть?»
консультация (старшая группа) на тему
Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...Когда же играть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ?»
Подготовила:
Воспитатель группы №4
Исаева О.А.
с.Лямбирь
Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...Когда же играть?
У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник - компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.
Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием - разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра - это сама детская жизнь, инстинктивная , спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.
В значительной степени решить эту проблему можем мы, воспитатели детского сада, но только если мы сами умеем играть и выделяем для этого время и место.
Игра - специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то что лучше - влиять на игру или в нее не вмешиваться?
Бытуют разные мнения. Одни убеждают: «Нас никто в детстве не учил играть, а мы до сих пор помним , какие интересные игры были во дворе»
Другие - с таким же энтузиазмом - доказывают обратное: «Если воспитатель не учит малышей играть, то они и не играют или делают это очень примитивно, а значит, не происходит их полноценное развитие, задерживается физиологическое развитие».
Опытные педагоги утверждают, что игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!». Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким), роль умелого партнера должен взять на себя воспитатель.
Что значит «руководить» игрой?
- Надо научить детей ставить игровые цели.
- Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
- Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.
- Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.
Зачем руководить игрой?
Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.
Как руководить игрой?
Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ - включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.
Важное значение имеет до игровой этап. Его цель - выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.
Цель управления процессом игры - научить детей ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.
Важнейшая характеристика сюжетно - ролевой игры - ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом - незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.
Следующая задача воспитателя - создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы , которые взрослым иногда кажутся хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.
Но наличие даже самой богатой игровой среды само по себе не способно обеспечить интересной и содержательной игры. Детям нужны знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, инструментах, которые они используют, взаимоотношениях в процессе труда. Такие знания дети получают во время экскурсий, чтения детской литературы, просмотра диафильмов, мультфильмов и т. д. Но ребенок невсегда переводит на язык игры полученные знания. Это происходит потому, что он или не умеет это делать (значит, надо научить), или полученные сведения ему неинтересны (значит, для ознакомления с трудом взрослых надо выбирать интересные для дошкольников профессии и, по возможности, ставить их в позицию активных участников событий, а не сторонних наблюдателей).
С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Игра - это школа произвольного поведения, школа морали в действии, это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нужно ли учить ребенка читать до школы?"
Задача родителей заключается в поддержании и удовлетворении интереса ребенка старшего дошкольного возраста к буквам, к процессу чтения и письма....

Консультация для родителей «Нужно ли учить ребенка читать до школы?»
Консультация предназначена для родителей старших дошкольников....

консультация для родителей "Нужно ли учить детей дошкольников чтению".
В статье рассматривается спорный вопрос в каком возрасте начинать учить читать и как это лучше преподнести....

Консультация для родителей "Нужно ли учить детей дружить?"
Многие скажут: «Нас никто не учил, мы сами дружили и всё». Что нужно воспитать в ребенке, чтобы он «умел дружить»?...

Консультация для родителей. "Нужно ли учить ребенка писать до школы?"
Консультация для родителей. "нужно ли учить ребенка писать до школы?"....

Консультация для родителей "Нужно ли учить с дошкольниками стихи?"
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Нужно ли учить с дошкольниками стихи?". Как развивать память наших детей? Как научить их помнить события, названия предметов, вещей, дей...