Тема: «Будем знакомы, Адаптация к детскому саду»
Цель: Знакомство родителей друг с другом и с воспитателями, рассказать про степени и этапы адаптации ребенка к детскому саду.
Повестка собрания:
1. Сообщение темы и цели собрания.
2. Знакомство с родителями
3. Творческое представление семьи(рисунок, аппликация)
4. Рассказ родителям об адаптации
5. Игра «Разведчики»
6. «Запреты и заповеди»
7. Ответы на вопросы родителей
8. Итог собрания (Упражнение «Аплодисменты»)
Воспитатели : Дмитриченко Н.В. ,Дудник Л.Г.
Дорогие родители! Мы очень рады видеть Вас на первом родительском
собрании, потому что мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду – невозможная задача. Каким должен быть наш союз, что мы взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в саду стала интересной и радостной? Об этом пойдет конкретный разговор на этой встрече.
У нас к вам будет одна просьба. У вас будут возникать определённые вопросы, записывайте, пожалуйста, их на листочки и мы постараемся ответить на них в конце нашей встречи. Спасибо.
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка -это родители.
Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, минуют многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви, остается до конца дней.
Но вначале, не зря же наша встреча названа «Будем знакомы», давайте познакомимся.
(Звучит припев песни «Улыбка»).
Пусть музыка известной песни «Улыбка» раскрепостит нас, заставит улыбнуться. Ибо это является важным условием при встрече и знакомстве. Итак, сначала представимся мы, воспитатели, которые будут работать с детьми 2 года.
Наши дети – это наша старость, правильное воспитание
– это наша счастливая старость, плохое воспитание
– это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Быстро летит время. Проходит день, когда уверенная и молодая сильная рука ребенка, ставшего взрослым, должна быть опорой родителям. Счастливы те дети и родители, кто прошли вместе этот путь... Но как мы знаем из жизни, удается это не всем. Не так уж редки случаи, когда, едва повзрослев, дети спешат покинуть родительский дом, навсегда теряют связь с теми, кто дал им жизнь и кто их вырастил. Почему, по каким законам произошло это отдаление, где началось расхождение близких людей, почему родительская любовь не создала, не вызвала ответного чувства? Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, хотелось бы построить наши встречи, родительские собрания так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей.
Мы с вами за все в ответе, За смех, за улыбки эти. Какими вырастут дети.
Прав, наверное, известный педагог В.А. Сухомлинский, сказав: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»
Сегодня мы имеем возможность остановиться на проблемах воспитания. Приоткрыть маленькие секреты к успеху в воспитании пусть помогут нам русские народные пословицы:
1. Учи жену без детей, а детей без людей.
2. Одними ласками ребенка не воспитать.
3. Детки хороши – отцу, матери венец. Худы – отцу, матери – конец.
4. Самая лучшая наследственность – воспитанность.
5. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
6. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
7. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
8.Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит.
«Творческое представление семьи» (рисунок, аппликация). Ваша задача за 5 минут творчески представить свою семью; нарисовать, либо сделать аппликацию при помощи изделия вы расскажите о вашей семье.
Первые представления друг о друге мы получили, теперь можно поговорить и об адаптации. Воспитатель, используя конспект собрания, рассказывает родителям об адаптации.
Адаптация - это приспособление организма к новым или измененным условиям.
Этапы адаптации:
1. Подготовительный этап начинается за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Основная задача родителей в этот период - сформировать у ребенка такие стереотипы поведения, которые ему помогут в дальнейшем безболезненно войти в новые для него условия. В первую очередь - распорядок дня. Он должен соответствовать режиму детского сада.
Необходимо уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т. д. Полюбив эти блюда, ребенок в саду не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.
Следует обратить внимание на процесс укладывания спать, на формирование навыков самостоятельности, культурно-гигиенических навыков (умение правильно держать ложку, пить из кружки, ходить на горшок и т. д.) . Ребенок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, будет чувствовать себя в детском саду более уверенно, что скажется на его самочувствии.
2. Основной этап адаптационного периода начинается с момента прихода ребенка с мамой в группу детского сада. Воспитатель доброжелательно их встречает, приглашает в игровую , старается установить эмоциональный контакт. Постепенно начинается знакомство с помещениями группы и их назначением, теперь уже ребенком. Самое главное в этот период - не торопить ребенка. Важно, чтобы он привык, освоился в новых условиях, в новой обстановке. Задача родителей на этом этапе – помочь ребенку освоиться, привыкнуть, быть рядом с ним, поддерживая появляющиеся интересы к окружающему, одобряя, подбадривая его действия улыбкой, жестами. Постепенно ребенок увлекается совместными действиями с воспитателем и реже обращается к маме. Теперь мама уже может выйти ненадолго из группы. Первые визиты длятся не более 2-х часов. Постепенно длительность пребывания ребенка в детском саду увеличивается до обеда, а в дальнейшем - и на целый день. Для обеспечения позитивного социального развития ребенка используем в работе такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил и соответствующих следствий их выполнения или невыполнения.
3. Заключительный этап периода адаптации - ребенок посещает детский сад (2-3 часа в день и более). В этот период следует внимательно обращать внимание на самочувствие ребенка, характер засыпания и сна, на аппетит. Адаптационный период считается законченным, если ребенок хорошо, с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним занимались дома, он рос общительным, открытым, самостоятельным ребенком, то и в группе детского сада он быстро установит контакт с окружающими, сможет занять себя делом. Привыкание в этом случае будет длиться 10-12 дней. Если же, наоборот, у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, не отпускает от себя маму, то период адаптации такого ребенка может длиться месяц и более.
В адаптационный период на каждого ребенка оформляется адаптационный лист, где указываются периоды наблюдения за ребенком, и фиксируется степень тяжести адаптации. Она может быть легкой степени тяжести, средней тяжести и тяжелая.
При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. При этом отмечается незначительное снижение аппетита, временно нарушается сон. Замечено, что в период легкой адаптации заболеваний не возникает или крайне редко. Обычно легкий период адаптации составляет 3-4 недели.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными, фиксируются заболевания, но протекают без каких-то осложнений. Длительность данной степени от 1 до 2 месяцев.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и более) и тяжестью ее проявлений. Ребенок избегает общения, проявляет агрессию, резко нарушается сон, заболевает в течение первых дней и повторно. Она неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья. Детей с тяжелой адаптацией желательно не отдавать в два-три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.
Давайте поиграем в разведчиков. Ваша задача найти себе пару, встретившись с другим человеком глазами и встать вместе.
И я вас попрошу в парах выполнять следующие задания
Встаньте
Плечо к плечу
Нога к ноге
Поменяйтесь парами
Встаньте колено к колену
Плечо к плечу
Локоть к локтю
Ладонь к ладони
Взявшись за руки, образовали нечто целое - круг, коллектив.
Мы хотим, чтобы вы вот так прошагали все 5 лет рука об руку и стали одной большой дружной семьёй.
Уважаемые родители проходите за столы, и продолжим нашу встречу.
Организовывая групповую жизнь, мы включили такие запреты:
1. Нельзя бить других детей,
2. Нельзя портить их игру, игрушки,
3. Нельзя причинять боль другим, живым существам.
Вот эти «Нельзя - значит нельзя» должен усвоить каждый ребенок, но только с вашей и нашей помощью, т.к. дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать.
А вот такие правила и ограничения, как нельзя разбрасывать вещи, ломать игрушки и т.п. мы объясняем уже по другой формуле «Не надо, потому что... Если сломаем игрушки, не с чем будет играть...»
«Успех дела – в согласованности усилий педагогов и родителей»
«Родительские заповеди»
(в конвертах памятки с правилами для родителей)
Вы, конечно стремитесь к тому, чтобы у Вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но Ваши стремления достигнут цели, если Вы:
1.Знаете, что доверие – основное правило;
2.Всегда своим детям говорите правду;
3.Старайтесь быть примером для своего ребенка;
4.Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей;
5.Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность ребенку убедиться, в чем он прав или не прав;
6.Постоянно читайте книги вслух своему ребенку;
7.Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом;
8.Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день. Наши правила!(Не бойтесь, уважаемые родители, это не очень страшные правила, но все - таки следовать им придется).
1. В детском саду «Гнёздышко» все друг друга уважают, поэтому желают здоровья, т.е. здороваются. Ну а если не хочется желать здоровья конкретной особе, то все равно нужно быть вежливым и хотя бы констатировать время суток: добрый день, добрый вечер и т.д.
2. Приходить необходимо не позднее 8.30, если что - то сказать хотите воспитателю, то и еще пораньше. В 9 часов начинается образовательная деятельность, а за 10 минут педагог готовится к её проведению: расставляет, развешивает, раскладывает (наши человечки маленькие все знания воспринимают наглядно). Если Вы опоздали, тихонько сами разденьте ребенка и проведите его в группу. Короткий кивок воспитателя в этот момент не говорит о его надменности, просто педагог уже в работе.
3. Завтрак с 8.20 до 8.50 (очень оперативно, как видите), и если Вы опоздали, придется человечку терпеть до 10 часов (и остаться без каши). В 8.55 прием пищи закончен (как в армии). Начало дня очень важно, постарайтесь не опаздывать.
4. Одежда ребенка должна быть по сезону и такая, в которой ему (и
воспитателю) «ничего не будет», если она, мягко говоря, испачкается.
Конечно, воспитатель следит, чтобы подопечные не уподоблялись Ниф-Нифу с Наф-Нафом, но...дети народ свободный. В шкафу должны быть маечки (2), трусики (2), запасные колготки,
носочки, сменный комплект одежды, если произойдет авария за
приемом пищи. Дети... народ самостоятельный. Обязательно проверяйте
опрятность вещей, не забывайте забирать стирать пижаму, ну а про
ежедневную смену одежды мы даже не упоминаем.
5. Обувь должна быть по размеру. Господа! Тапочки оставьте для дома,
дети, конечно, чувствуют себя здесь в домашней обстановке, но обувь пусть
будет «не тапочки», а сандалики на небольшом каблучке.
6. Отдельный разговор – праздничная одежда. Она должна быть! Приносить ее нужно перед праздничным выступлением. Прически не возбраняются.
7. Ребенка родители (законные представители) «сдают» из рук в руки воспитателю. Если человечка вчера «высадили» с симптомами заболевания, а сегодня вы уже в саду...то такое скорое выздоровление нас настораживает и мы предлагаем пройти в мед. кабинет для дополнительного осмотра, так как в контакте с вашим ребёнком находятся ещё 15 детей. Так что планируйте свое утро.
8. Состояние здоровья ребенка определяет по внешним признакам воспитатель, и если его что - то смущает, то от диалога с медиком не отвертеться. Убедительная просьба, быть предельно корректными с педагогами и медиками, поймите, нет никакой нашей заинтересованности отправлять домой ребенка. Но если «сопельки» и кашель Вас как маму не пугают, то у другой мамы может быть свое, отличное от Вашего, мнение.
9. Администрация д/с «Гнёздышко» принимает от родителей справки о состоянии ребенка только установленного образца.
10. Вы можете узнать консультативные часы педагогов и, придя на встречу, задать все вопросы по успехам своего ребенка. На родительских собраниях обсуждаются общие вопросы не потому что нечего сказать о каждом, а только из - за этических соображений.
11. В часы проведения детских утренников присутствие родителей обязательно. Не забудьте выключить мобильный телефон. Сменную обувь одевать необязательно, но про бахилы помните.
12. Сложилась хорошая традиция отмечать день рождения ребенка в детском саду. Родители могут принести детям сладости.
13. В случае болезни ребенка Вам необходимо поставить в известность
воспитателей группы о причине отсутствия.
14. Будьте активными родителями, не бойтесь спрашивать, высказывать свое мнение, рекомендовать что - то, главное – делать это корректно.
15. Не забывайте, что в д/с «Гнездышко» за содержание ребенка взимается плата. Производить оплату необходимо до 20 числа каждого месяца.
16. Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребенка (рисунки, поделки), хвалить ребенка и... педагога.
А сейчас мы откроем сундучок и постараемся ответить на ваши вопросы.
(Родители писали вопросы во время собрания).
Итог собрания.
Упражнение «Аплодисменты»
Посмотрите на свои ладошки и представьте на одной Улыбку на другой Радость.
И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисменты.