Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Уроки доброты и вежливости»
методическая разработка (старшая группа)
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_zelenskaya.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»
г. Минеральные Воды
по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
«Уроки доброты и вежливости»
Подготовила воспитатель
старшей группы
МКДОУ №73 «Искорка»
Зеленская Ольга Николаевна
г.Минеральные Воды 2024.
Введение
«Всё хорошее в природе – от солнца,
а всё лучшее в жизни – от человека».
:М.Пришвин
Актуальность Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм.
Практическая значимость: В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Однако нередко происходит так, что материальные ценности преобладают над духовными, в связи с этим у детей деформируются представления о таких понятиях, как добро, милосердие, великодушие и справедливость.
Цель: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи: Приобщение детей к социальным нормам поведения, навыкам доброжелательного поведения в повседневной жизни. Развивать чувство удовлетворения за добрые дела; направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; Воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу. Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки сверстников; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботиться о малышах; воспитывать нравственные качества: доброту, гуманность».
Предварительная работа: чтение сказок; обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы на нравственные темы; рассматривание иллюстраций с различными ситуациями; обыгрывание ситуаций, приготовление картинок, для изготовления книжек-малышек
Планируемый результат: дети обогатят словарный запас вежливыми словами, научатся определять добро и зло, научатся снимать напряжение
Средства и оборудование: картинки с ситуациями, «волшебная» книга, аудиозаписи песен, мяч,
Основная часть
Ход занятия : Дети заходят под песню «Улыбка», приветствуют гостей
Воспитатель :- Ребята, давайте встанем в круг и улыбнемся друг другу.
Станем мы в огромный круг,
Ты мой друг, и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, к нам сегодня еще пришли в гости волшебницы. На магнитную доску вывешиваются изображения волшебниц (доброй и злой).
Мы знаем по сказкам, что они бывают злые и добрые.
Дети рассматривают картинки и определяют кто из них добрая, а кто злая волшебница (по выражению лица). Обращаю внимание детей на то, что порой трудно определить злого и доброго человека, так как внешность бывает обманчива.
Волшебницы подготовили о себе стихи (прочитать стихи)
Я слабым помогать готова, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки я прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рада.
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.
А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рада.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда одну лишь я себя.
Воспитатель : - А вы хотели бы подружится со злой волшебницей? И научить ее дружить, не жадничать , помочь ей стать доброй и справедливой!
Дети: Да!
Воспитатель : - Это хорошо, а для начала вспомним какие волшебные слова и хорошие поступки вы знаете?
1 ребенок:
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!
Утром улыбку я маме дарю.
Доброе утро! — всегда говорю.
2 ребенок:
Слово это словно ключик, Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик, Звать его “Пожалуйста”.
Во дворе, в семье, в саду, Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу, Всё на свете сбудется.
3 ребенок:
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
4 ребенок:
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
5 ребенок:
Отметь, что ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
6 ребенок:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
7 ребенок:
И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель :- А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть и показывать изображение сказочного героя, а вы отвечать про каких героев мы можем сказать, что они добрые или злые, объясните какие поступки совершили эти герои. Разложите героев по поступкам, а помогут нам смайлики (на столе лежат два смайлика добрый и злой)
(Карабас Барабас в сказке «Приключения Буратино», Лиса в сказке «Заюшкина избушка», Золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке», Дюймовочка, Красная шапочка, Волк в сказке «Красная шапочка», Волк в сказке «Волк и семеро козлят», Баба Яга в сказке «Гуси лебеди», Золушка, Мальвина, Морозко, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Старуха Шапокляк).
Подводим детей к выводу: обращаясь к волшебницам
- Каким быть лучше: добрым или злым? и почему?
- А как вы думаете, что такое добро? (Ответы детей).
- Что значит творить добро? (Ответы детей).
- Что такое добро и зло? (Ответы детей).
- Добро и зло в нашей жизни? (Ответы детей).
- Человек и обстоятельства? (Ответы детей).
- Милосердие? (Ответы детей).
- Как вы понимаете значение слов «добро и зло»? (Ответы детей).
Дети садятся на ковер.
Воспитатель : Ребята, а вы хотите поиграть?
Игра «Вежливые слова»
Я начинаю фразу, а вы продолжаете:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)
– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)
А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель : Ребята а давайте покажем Волшебницам альбом с иллюстрациями из серии «Что такое хорошо и что такое плохо?».
И обсудим ситуации. Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Дети рассматривают иллюстрации на которых изображены плохие и хорошие поступки, совершённые персонажами и объясняют Волшебницам поступки героев изображенных на картинке, и как правильно надо поступить в данной ситуации.
Воспитатель :
-Я знаю, что вы знаете очень много добрых и вежливых слов. И давайте покажем всем гостям, как правильно обращаться с просьбой. Попросите меня вежливо поиграть с вами….(Дети вежливо просят)
-Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Друг»
Физкультминутка. Игра «Друг» Дети встают парами по кругу
Здравствуй, друг. (здороваются за руку)
Как, ты тут? (хлопают по плечу)
Где, ты был? (треплют за ухо)
Я скучал! (руки на грудь)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
Внутренний круг передвигается на одного человека, игра продолжается
Воспитатель : -Молодцы, поиграли, а теперь, я предлагаю вам еще поиграть.
Игра с мячом. «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать–похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть–защитить
Огорчить–обрадовать
Грустный – веселый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать–починить
Порвать–заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый – храбрый
Воспитатель :- Молодцы и с этим заданием вы справились.
А сейчас вспомним пословицы о добре:
«Доброе слово лечит, а худое калечит.»
«Жизнь дана на добрые дела.»
«Добро всегда побеждает зло.»
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре»,
«Лихо помнится, а добро – век не забудется»,
«Бедного обижать – себе добра не желать»,
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
Ребята, о каком важном человеческом качестве мы сегодня с вами говорили? -Какие добрые дела могут совершать дети? - Как можно назвать взрослых людей, детей, которые приходят на помощь другим?
Воспитатель: Я думаю что мы смоги убедить Злую Волшебницу в том, что быт добрыми гораздо лучше чем злыми. И она больше никогда не будет совершать плохие поступки.
Ребята, а еще, Добрая волшебница принесла с собой «волшебную» книгу и решила ее нам подарить для того, чтобы мы с вами не забывали совершать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Волшебная книга будет все записывать.
Воспитатель :
- Давайте поблагодарим Волшебниц, скажем им спасибо и попрощаемся.
Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: помогать людям, делать добрые дела, говорить добрые слова.
Заключение
В ходе занятия мы достигли определённых результатов, но работа на этом не остановится, будет продолжаться.
Можно отметить, что проделанная работа с детьми способствовала развитию у них нравственных качеств, коммуникативного общения (культуры поведения и этикета) через употребление в речи вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините, дай мне пожалуйста, давай поиграем вместе) в детском саду и дома. Следовательно, у детей проявляется способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиции нравственного смысла: «хорошо- плохо; можно- нельзя, добро- зло;»
Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого ни чего не получится.
Список литературы
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. 2022.
2. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой»
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребёнок и книга» 2019
4. Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-6лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. В. В. Гербова и др. – М. : 2020.
5. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....
Открытое занятие по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Россия-Родина моя".
Задачи:Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;Продолжать формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сел;Систематизировать знания детей о символике госуда...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Викторина. Тема: "Кузбасс"...
Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
Отчет по теме самообразования...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...