презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полозовой Татьяны Ивановны 2022г. «Визитная карточка» П резентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» г. Заволжье Педагогический стаж: 39 лет Квалификационная категория: высшая Пришла в детский сад, Улыбнись на пороге. Все то, что ты детям отдаешь, К тебе возвратится в итоге!

Слайд 2

Тема презентации «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского». «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн о славных подвигах богатырей, защитников земли русской...» Л.Н. Толстой Развлечение для детей и родителей «Александр Невский–защитник земли русской»

Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно- исследовательские условия Данная разработка основана на изучении теоретических и художественно-публицистических материалов, технологий, методик по развитию речи, как показателя духовной культуры личности и обогащению словаря, на основе ознакомления с образом А.Невского. Проведена большая работа по систематизации теоретических и практических разработок и внедрению их в практику своей педагогической деятельности. Анализ требований ООП позволил разработать мониторинговые материалы для проведения педагогической диагностики по оценке сформированности речевых представлений, характеризующих духовно – нравственную культуру личности. Методические условия Обучение строится на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. Используются деятельностные приемы обучения: ИКТ, проектная деятельность , творческие задания, схемы, алгоритмы, м оделирование, графические формулы. П одборка былин и легенд о русских богатырях для доступного восприятия детьми дошкольного возраста, иллюстрационных материалов. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Разработка программы социального партнерства с родителями по развитию речи, как показателя духовности личности на основе ознакомления с историческими образами и традициями своего народа. Разработка перспективного плана, этических бесед, знакомство с живописью, народными играми. Организационно-педагогические условия Экскурсии в детскую библиотеку, в «Краеведческий музей» г. Городца, «Музей Добра» г.Городца, к памятнику А.Невского г.Городец, в мини-музей ДОУ «Музей русского быта». Организация викторины, фото-выставки и выставок детского творчества. Работа по теме саморазвития: « Обогащение речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями устного народного творчества». Разработка и осуществление проекта «Былинные богатыри – защитники земли русской». Курсы повышения квалификации по программе «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ в свете требований ФГОС ДО».

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры преобразует его в сторону более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Дети дошкольного возраста любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс приобщения их к традиционной отечественной культуре, неотделимая часть которой – историческая память о людях, прославивших Россию мужеством, героизмом, верностью. Народные исторические идеалы и духовные устремления ярко воплощены в образе Александра Невского защитника-победителя. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей в нашей группе компенсирующей направленности направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его нравственно - духовной культуры.

Слайд 5

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Ушакова Е.А. «Растим патриотов России» - в сборнике представлены материалы педагогов ДОО из разных уголков нашей страны: программы, проекты, конспекты НОД, сценарии, которые в разных формах способствуют воспитанию у старших дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, ее истории, к своей семье. Короткова Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки» - в методическом пособии рассмотрены актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей в современном обществе, представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - В пособии рассматриваются теоретические основы нравственно-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания детей, раскрывается их содержание в контексте классических традиций народной и отечественной педагогики, учитывая преемственность ФГОС ДО к общеобразовательной программе дошкольного образования. Описаны конструктивные подходы к планированию, моделированию и контролю качества воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса в условиях детского сада . Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – конспекты занятий и практический материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников всех возрастов. Малова В.В. «Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. На материале русских народных былин» - Занятия познакомят дошкольников с былинными богатырями, их любовью к людям и родной земле, бескорыстным служением Отечеству, готовностью прийти на помощь слабому и обиженному, умением дружить, быть верным, надежным, храбрым.

Слайд 6

Создание системы работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского. Создать условия для более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника через знакомство с былинами и легендами русского народа. Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великом полководце Александре Невском, характерных деталях одежды, вооружения и доспехов русских воинов. Знакомить детей с народными играми, народными героико-патриотическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме. Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых. Задачи: Активизировать речевую практику ребенка, способствующую духовно – нравственному развитию личности на основе представлений об исторических образах и событиях родной страны Цель: Цели и задачи педагогической деятельности

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с образом Александра Невского будет способствовать формированию духовно – нравственной культуры речи (обогащению речи ребенка духовно – нравственными понятиями), формированию интереса к устному народному творчеству и истории России, воспитанию патриотизма и любви к Родине. Пазлы «Три богатыря» Аппликация «Александр Невский»

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования 1 этап Изучение методической литературы и интернет - ресурсов по данной теме. Оценка уровня знаний детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе (наблюдения, беседы, анкетирование родителей). Создание развивающей предметно –пространственной среды, способствующей ознакомлению детей с образом А. Невского, с былинами, с героями русских былин. Режиссерская игра «В путь-дорогу» Уголок патриотического воспитания

Слайд 9

Развивающая предметно – пространственная среда, способствующая ознакомлению детей с героическим и историческим прошлым России Уголок патриотического воспитания Изготовление макета «Ледовое побоище» Выставка детских работ Конструирование «Русская изба» Книжный вернисаж Режиссерская игра «В путь-дорогу»

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования 2 этап Разработка перспективного плана, конспектов ОД, презентаций, бесед. Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста в процессе образовательной, самостоятельной, а также совместной деятельности взрослого и детей. Взаимодействие с социумом (городская детская библиотека), с коллегами (совместные праздники) и родителями (анкетирование, праздники, совместная проектная деятельность, консультации, памятки ). Лепка «Богатыри» Развлечение «Александр Невский- защитник земли русской» Папка- передвижка для родителей

Слайд 11

Совместная деятельность воспитателя и детей - составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»; - составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем»; - знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках; - рассматривание картин: П. Корин «Александр Невский»; Ю. Пантюхин «Святой благоверный великий князь Александр Невский и хан Сартак в Орде» В.М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец»; - разучивание народных подвижных игр («Петушиный бой»), («Завивайся плетень»); - беседы-рассуждения «Как жили наши предки», «Кто такой великий полководец Александр Невский?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырем?» - просмотр презентации «Почему Александра назвали Невским»; «Ледовое побоище», «Александр Невский»; - просмотр фильмов «История Александра Невского для малышей», «Благоверный князь Александр Невский»; -чтение былин:«Былина о Александре Невском» Тамара Рожкова; «Александр Невский Великий князь» Лушков Илья - изготовление макетов: «Ледовое побоище», «Русская изба». Изготовление макета «Ледовое побоище» Экскурсия в библиотеку Лепка «Богатырская застава»

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей Дидактические игры: «Что нужно богатырю?» «Угадай, о ком говорю», «Было - не было», «Узнай по описанию», «Помоги богатырю собраться в путь», «Герои русских былин», «С кем бились богатыри», «Богатыри земли русской», «Ледовое побоище», пазлы и разрезные картинки. - Настольно-печатная игра «Три богатыря»; «Ледовое побоище», «Четвертый лишний», лабиринты. - Сюжетно-ролевые (режиссёрские) игры: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Богатыри охраняют землю русскую», «В путь дорогу», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». -Народные, подвижные игры «Петушиный бой», «Перетяни канат», «Завивайся плетень», «Прыгание через шапку»… Настольная игра «Ледовое побоище» Режиссёрская игра «В путь-дорогу» Народная игра «Перетяни канат»

Слайд 13

Взаимодействие с родителями Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Консультация для родителей «Как знакомить детей с былинами»; Папка-передвижка «Чтобы знали дети, должны знать взрослые»; Информационный стенд «Былину прочитаем-слепим, поиграем»; Изготовление богатырского костюма (шлем, кольчуга, щит, меч); Выставка «Александр Невский – защитник земли русской»; Развлечение для детей и родителей «Богатыри –защитники земли русской». Выставка рисунков и творческих работ Изготовление богатырского костюма Развлечение «Богатыри-защитники земли русской»

Слайд 14

Взаимодействие с социумом Участие в Епархиальном конкурсе Мини - музей детского сада «Музей русского быта»

Слайд 15

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования 3 этап Оценка уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста после проделанной работы. Подведение итогов работы, определение перспектив. Награждение за участие в конкурсе Городецкой епархии Выставка рисунков и творческих работ

Слайд 16

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Разработан перспективный план, конспекты ОД, презентации по ознакомлению старших дошкольников с русским полководцем-князем Александром Невским. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда дидактическим и наглядным материалом, оформлен лэпбук «Александр Невский – слава, дух и имя России», создана композиция «Богатыри – защитники земли русской». Оформлены папки-передвижки, информация по ознакомлению детей с былинами, русским бытом, подобраны консультации, разработаны памятки. Организована экскурсия в детскую библиотеку на тематическую выставку «Александр Невский – герой на все времена» , экскурсия в краеведческий музей г. Городец, посетили мини - музей детского сада «Музей русского быта», экскурсия в «Музей добра» г. Городец, проведена совместная викторина с родителями «Богатыри-защитники земли русской», . Создана картотека аудиозаписей былин, картотека подвижных народных игр, подбор мультфильмов по данной теме. Лэпбук «Александр Невский – слава, дух и имя России»

Слайд 17

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Созданы условия для формирования духовно – нравственной культуры речи у воспитанников (дидактические и настольные игры, лэпбук , атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр). Словарь детей обогатился словами: Отечество, мужество, героизм, защитник, красота земли русской, Матушка – природа, Родина – мать. Дети во время самостоятельной и игровой деятельности употребляют в речи пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности. ▪ Герой – за Родину горой. ▪ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. ▪ Своя земля и в горсти мила. ▪ Русский боец – всем молодец . У детей сформировались представления о жизни и подвигах великого полководца Александра Невского, о героическом прошлом русского народа древней Руси. Дети имеют представления о внешнем виде русских воинов: характерные детали одежды, вооружение и доспехи. В свободной деятельности дети играют в русские народные игры. Повысилась компетентность родителей в вопросах по духовно – нравственному развитию речи детей. Родители принимали активное участие в развлечении «Богатыри- защитники земли русской». В перспективе я ставлю перед собой задачу разработать систему мероприятий, направленных на развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, через составление творческих рассказов о былинных героях России и оформление сборника детского речевого творчества.

Слайд 19

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Консультация для родителей – «Чтобы знали дети, должны знать взрослые!»; Публикация конспектов занятий на интернет- сайте «Солнечный свет»: «Богатыри земли русской», «Святой защитник земли Русской – князь Александр Невский»; Участие воспитанников в конкурсе Городецкой епархии, посвященному памяти Александра Невского; Публикация материала по педагогическому сотрудничеству на сайте детского сада; Публикация заметки в газете «Городецкий вестник» «О героях былых времен»; Выставка детских работ «Александр Невский»; Развлечение для детей и родителей «Богатыри- защитники земли русской».

Слайд 20

Региональный уровень Благодарственное письмо кафедры управления дошкольным образованием ГПУ ДПО «Нижегородский институт развития образования 2019г. Диплом победителя ( II место) в регионально м конкурсе «Экологическое воспитание дошкольников» 2021г. Грамота победителя ( I место) межрегионального конкурса «Нравственно – патриотическое воспитание» 2021г. Муниципальный уровень Участие в работе методических объединений; Почетная грамота управления образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области 2021г. Уровень ДОУ Благодарность МБДОУ «Детский сад №50» Дюймовочка » за участие в конкурсе «Лучший экологический макет» 2020г. Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по монологическому развитию речи дошкольников» декабрь 2021г. Транслируемость практических достижений Международный уровень Диплом куратора международного образовательного центра «Кладовая талантов» за подготовку победителя международного творческого конкурса для детей с ОВЗ «Лучики света» 2021г. Федеральный уровень Диплом победителя ( II место) всероссийской блиц - олимпиады «Время знаний» «Обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ» 2022г. Диплом образовательного центра «Градиент» за подготовку победителя и лауреата I всероссийского дистанционного конкурса детских рисунков «Волшебные краски Осени» 2018 г. Сертификат за подготовку участника Детского творческого конкурса «Снеговик и Ко» 2019г. Сертификат организатора всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» 2021г. Диплом лауреата II степени всероссийского конкурса «Моя Россия» 2020 г. Благодарность центра одаренных детей « Sapienti Sat » за подготовку победителя XVII всероссийского конкурса детского рисунка «Азбука» 2019 г.

Слайд 21

Транслируемость практических достижений Выставка работ «Александр Невский – защитник земли русской» Развлечение «Богатыри – защитники земли русской» Участие в выставке работ Городецкой епархии

Слайд 22

Литература Антонов Ю. Е. Левина Л. В., Розова О. В. «Как научить детей любить Родину». / М.:АРКТИ, 2005г. Ватаман В. П. «Воспитание детей на традициях народной культуры»./ Волгоград: изд. «Учитель», 2008 г. 3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». /М.,2015. 4. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ». / – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». / М.: АРКТИ, 2003. 6. Жариков А. Д. «Растите детей патриотами». / М . : Просвещение, 1980г. 7. Короткова Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки»./ М.: Перспектива, 2011 8. Малова В.В. « Занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русских народных былин»./ Издательство: Владос, 2019. 9. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников»./ М.: ТЦ Сфера, 2013 г. 10. Ушакова Е.А. «Растим патриотов России». / СПб.: Детство –Пресс, 2016. Интернет-ресурсы: https://educontest.net/ru https://www.maam.ru/ htps://multiurok.ru https://solncesvet.ru/

Слайд 23

«Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства». Виноградов В.В. У памятника полководцу Александру Невскому г. Городец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...

"Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста как основа для реализации требований ФГОС»

Представлена программа организации работы по ЗОЖ с детьми старшего дошкольного возраста: перспективное планирование, конспекты занятий....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Тема: Формирование основ духовно-нравственного воспитания и результат развития детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов ДОУ.

ull;Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения...