Консультация : «Формы работы с детьми по воспитанию основ нравственности»
консультация (старшая группа)
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляет нас подумать о будущем России. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Курского района Курской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«Формы работы с детьми по воспитанию основ нравственности»
ПОДГОТОВИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ РЯПОЛОВА Е.Б.
п. Маршала Жукова
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.
Ребенок, рожденный в цивилизации, является частью общества. Он неизбежно включен во все сферы жизни этого общества. Жизнь ребенка дошкольника не сводится только к игре, воображаемой ситуации и игровому взаимодействию. Он живет в реальных отношениях с взрослыми, со сверстниками, которые определяют его повседневную жизнь.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляет нас подумать о будущем России. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Социум предполагает определенные правила и границы дозволенного в данном обществе, как следствие того, что люди, находящиеся в этом обществе, имеют общую культуру и традиции, систему общепринятых норм поведения, как всех его членов, так и каждого в отдельности. Все это включено в систему формирования представлений о морали, которая направлена на построение отношений между людьми, на понимание добра и зла.
Суть нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Результатом процесса нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая характеризуется способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, умениями.
Формы нравственного воспитания дошкольников – это пути, способы достижения заданной цели.
Что может заинтересовать ребёнка? Это наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление помочь – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.
Взрослым важно не только направлять детей поощрением или осуждением их поступков, но выражать уверенность, что плохие поступки случайны, не будут повторяться в будущем. Осуждается при этом только поступок, но не сам ребенок.
Существует много традиционных формы работы с воспитанниками:
1. ЗАНЯТИЯ. В ходе занятий дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. происходит диалог, решение проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
2. БЕСЕДЫ. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.
3. ИГРЫ НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ: (дидактические и сюжетно-ролевые). Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Воспитатель выступает в роли партнёра и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект.
4. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания.
5. ВСЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В процессе творческой активной деятельности дети передают свои представления об окружающем мире, знакомятся с историей в различных областях искусства, видят и впитывают его красоту. Полученные ими знания элементарных основ культуры, углубленное знакомство с различными видами искусства – живописью, музыкой, хореографией, с культурой и традициями своей страны, других народов формируют нравственно здоровую личность.
6. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Через использование метода проектов создаются условия для проявления детьми нравственных качеств. Он направлен на формирование важных в обществе нравственных качеств у детей: сочувствия, доброты, взаимовыручки, дружелюбия, взаимопомощи.
7. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДЕЛЬ. Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через мероприятия, проводимые в рамках тематических дней.
8. ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ:
- выпуск стенгазет
- праздники здоровья;
- спортивные мероприятия с привлечением родителей (пробежки, эстафеты и т.д.)
9. ПРОСМОТР СПЕКТАКЛЕЙ. Первоначальные представления о добре и зле, любви и дружбе формируются у детей через зрительные образы, и просмотр театрализованных сказок — замечательная форма передачи моральных ценностей.
10. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ. Праздник - это повод для ребенка проявить себя, выразить внимание или уважение к другим людям, а так же это яркая форма совместного отдыха взрослых и детей, объединенных общими действиями, общими переживаниями. Поэтому активным участником праздников становится весь коллектив детского сада: педагоги, воспитанники и родители.
11. ЭКСКУРСИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ. Современная система образования основывается на стимулировании самостоятельного поиска детьми информации. Это происходит во время экскурсий, целевых прогулок.
12. ТРУД В ПРИРОДЕ. В БЫТУ. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.
13. ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИЛЮДЬМИ.
Новые формы.
14. Виртуальные экскурсии.
15. Организация социально значимых акций. В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующуюся нравственную сферу. Важным условием и успехом акции является мотивация - осознанные отношения к делу и действиям. Участие в акциях помогает формировать активную жизненную позицию, даёт представления о том, что от каждого человека, в том числе и от ребенка зависит состояние окружающей нас среды, состояние здоровья людей, мир на земле и многое другое. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение.
16. ВОЛОНТЕРСТВО. Волонтёрство в детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребёнка в образовательной среде. Оно способствует формированию у него адекватной самооценки, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям. Способствует развитию у детей милосердия: умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Самое главное дети ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Социальное волонтерство (сопровождение пожилых людей; работа с детьми для детей младших групп).
- акция «Подари сердце другу», «Делай Добро»;
- праздники, посвященные Дню пожилых людей и дню бабушек и дедушек;
- выпуск газет «Мои бабушка и дедушка»;
- творческая мастерская для изготовления подарков для бабушек и дедушек;
- мастер-классы со старшим поколением «Оберег семьи - куколка» «Домовой»;
- подарки для детей младших групп.
Волонтерство Победы
- изготовление журавликов;
- Флешмоб «#ЭтоНашаПобеда»;
- концерт перед ветеранами;
- акция «Стихи Победы»;
- акция «Георгиевская ленточка».
Экологическое волонтерство
- изготовление скворечников и кормушек;
- помощь питомнику
- благоустройство территории;
- экологическая акция «Посади дерево»;
- экологические акции «В борьбе с мусором»;
- выставка костюмов из бросового материала;
- Всероссийская экологические акции
Событийное волонтерство - организация и проведение мероприятий (общегородских, всероссийских и международных).
- акция «Подари Улыбку миру»;
- «Коробка храбрости»;
- Участие в акции «Делай добро»
Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?”
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить сейчас основу для этой любви. Будущее наших детей зависит от нас, от того, что мы сможем дать нашим детям, чему мы их научим, и какие примеры им покажем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Активные формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения".
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизн...
"Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"
Консультация для педагогов на тему: "Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности"Одной из эффективных форм воспитательно-образователь...
Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...
Формы работы с детьми по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
опыт работы...
Нетрадиционные формы работы с детьми младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию"Кто защищает нашу Родину".
Нетрадиционные формы работы с родителями и детьми. Совместное мероприятие с родителями ,детьми младшей группы , педагогам...
Формы работы с детьми по воспитанию нравственно – патриотических качеств у дошкольников
Консультация может быть полезна воспитаелям и старшим воспитателям ДОУ...
Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»
Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....