Этическая беседа «Зачем говорят «здравствуй»?
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_po_nravstvennostidokument_microsoft_word_5.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Этическая беседа «Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: закрепить знания детей о вежливых словах.
Задачи: напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки. Воспитывать у детей вежливость, дружелюбие, отзывчивость.
Ход беседы
Воспитатель:
Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- «Доброе утро»!
Доброе утро
Солнцу и птицам
Доброе утро
Приветливым лицам!
Воспитатель: Ребята, что вы говорите, приходя утром в детский сад?
Дети: «здравствуйте», «доброе утро».
Воспитатель: кому вы говорите «здравствуйте», «доброе утро»?
Дети: ребятам, воспитателю, младшему воспитателю, родителям ребят в раздевалке.
Воспитатель: что вы говорите вечером, когда уходите домой?
Дети: «до свидания», «до завтра».
Воспитатель: ребята, есть ещё вежливые слова, чтобы узнать их, отгадайте мои загадки.
Встретив зайку, ёж - сосед
Говорит ему: "..." (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: "Ёжик..." (Здравствуй!)
К осьминожке камбала
В понедельник заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала: "..."
(До свидания!)
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он: "..." (Извини)
Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей сейчас
Скажет: "..." (Только после вас.)
Воспитатель: Все ли знают вежливые слова и всегда ли о них вспоминают - это мы узнаем из небольшого рассказа о Вини - Пухе и Кролике.
Вини - Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.
Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.
Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?
Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.
А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.
Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости. Теперь, когда Вини - Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».
Воспитатель: ребята, говоря, «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику; слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь, это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
Ребята, о чём мы сегодня говорили? Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
Беседа на тему: «Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение)
Ход беседы:
Воспитатель: «Ребята, сегодня, когда я шла к нам в садик, передо мной шла бабушка. Она запнулась и упала. Я помогла ей подняться, и она сказала, что я совершила очень добрый и хороший поступок. А как вы думаете, что означает фраза «Добрый и хороший поступок»?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хороших, добрых и плохих поступках. Как вы думаете, что такое добрые, хорошие поступки?»
Ответы детей: «Помогать маме, помогать другу, делиться игрушками, спасти кота от злой собаки и пр.»
Воспитатель: «Правильно. Добрые и хорошие поступки – это такие поступки, которые приносят пользу, помогают окружающим людям. Например, вы помогаете друг другу убирать игрушки или раздеться после прогулки, то это хороший поступок. А что такое плохие поступки?»
Ответы детей: «Плохой поступок это когда дерутся, жадничают, ругаются и т. п.»
Воспитатель: «Верно. Если, вы обидели кого – то это нехороший, плохой поступок. Плохие поступки пользы не приносят, а только наносят вред. Если за хороший поступок вас будут благодарить и хвалить, то за плохой поступок вас могут поругать и осудить. Ребята, а вы знаете, что хорошие, добрые и плохие поступки бывают разные? Сейчас я вам расскажу небольшую историю, а вы её внимательно послушайте, а потом мне расскажете о каких поступках говорится в рассказе.
Воспитатель рассказывает историю «Красивое дерево»и одновременно показывает картинки по ходу истории:
«В одном лесу росло красивое необычное дерево (воспитатель показывает картинку с изображением дерева). Каждую весну оно цвело яркими розовыми цветами.И все радовались красоте этого дерева: и птицы, и насекомые, и звери.
Птицы вили на ветках дерева гнезда, насекомые собирали нектар с его прекрасных цветов, звери резвились под деревом и отдыхали в тени его ветвей.
Рядом с деревом находилась небольшая полянка, и вот как-то раз, эту полянку облюбовали отдыхающие. Вскоре тихой жизни дерева пришел конец. Каждые выходные приезжали люди на машинах. Они располагались на поляне, ломали ветки дерева и жгли костры, чтобы пожарить шашлыки и прочую еду. Дерево не понимало, почему всем животным не нравятся люди. Они с опаской относились к их появлению, пока не случилось самое страшное. Как и всегда рано утром приехали отдыхающие. Это была с виду прекрасная семья. Дерево, улыбаясь, наблюдало за играми маленьких детей - мальчика и девочки, пока не почувствовало резкую боль. Отец этих детей стоял с топором и рубил ветви дерева для костра. - Ах, как больно, - но люди не слышали стона дерева. Семья еще долго отдыхала, и вот они собрались уезжать. - Папа а, куда деть мусор? – спросил мальчик у отца. - Брось его под дерево, - ответил отец. Мальчик молча высыпал мусор под дерево. Семья села в машину и уехала. Дерево молча смотрело на полянку с мусором и с тревогой на оставленный и не потушенный костер. Вдруг откуда не возьмись, появился ветерок. Он подхватил искры костра и разбросал их по сухой траве. Начался страшный пожар. Животные спасались бегством,а дерево кричало им в след: - Постойте, а как же я? но никто не слышал крика о помощи. Беспощадный огонь подобрался к дереву и начал сжигать его кору.
- За что? Спрашивало дерево у огня, но он его не слушал. Пожар погубил множество деревьев, множество животных, пока не пришли пожарные и не потушили его.Теперь все птицы и все животные говорили: - Какое безобразное дерево, нет, на нём мы не будем вить гнёзда.
Дерево понимало, что погибает. И вот пришел старичок. Он выкопал на полянке много ямок и посадил в них саженцы молодых деревьев. Теперь дереву было не так обидно за свою полянку.»
Воспитатель: «Ребята, вам понравился мой рассказ?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, какой добрый, хороший поступок совершил старичок?»
Ответы детей. (посадил новые деревья).
Воспитатель: «А какой поступок совершили люди? Добрый или плохой?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте тогда и мы с вами будем стараться совершать всегда только добрые и хорошие поступки!»
Беседа «Поговорим о доброте»
Цель:
Дать воспитанникам понятие, что такое доброта-одна из лучших качеств человека.
Задачи:
Коррекционно-обучающая: Формировать у воспитанников нравственное представление о доброте.
Коррекционно-развивающая: Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Коррекционно- воспитательная: Воспитывать уважение к людям, любовь к ближним и заботу о них.
Оборудование: компьютер, листочки с добрыми словами.
Словарная работа: «Доброта» добродушный, доброжелательный, добросовестный, добропорядочный, добронравный, добросердечный.
Ход беседы.
1.Организационный момент:
Давай поговорим о доброте,
Что спрятана на донышке души,
О ней мы позабыли в суете,
Лишь старый клён о ней шуршит…
Давай поговорим о доброте….
2.Вводная беседа:
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте.
- Ребята! Оглянитесь вокруг: вы все вместе, и все у вас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера - это лишь облачка на прекрасном голубим фоне вашей жизни. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор.
- Я получила письмо, давайте прочитаем его:
Письмо девочки: «Иногда я думаю, что в этом жестоком мире мне нет места. Я хочу быть счастливой и жить хорошо! А для этого необходимо быть идеальной и злой на всех. И я становлюсь злой и жестокой. Нет в мире доброты!»
- Вы согласны с девочкой? Попробуем доказать.
- Давайте послушаем рассказ
Шарик в окошке.
Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, смотрит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа? Только небо. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх-вниз! Что такое? Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. И все ребята стоят и советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
- Какая главная мысль рассказа?
- Почему мы можем сказать, что дети были настоящими друзьями?
- Можно сказать, что ребята сделали доброе дело?
А что, в вашем представлении, есть доброта?
- Какого человека можно назвать добрым?
Воспитанники: Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить зимой. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Скажите, а только слова должны быть добрыми?
- Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям. Никому не нравятся люди, совершают плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
«Жизнь дана на добрые дела».
Ребята, как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?
- Давайте послушаем стихотворения, который выучил и нам расскажет, Саша.
«Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!»
Молодец.
Воспитатель: Без добра невозможно представить наш мир.
Во всех известных сказках герои спасают мир от зла, делая добро.
- Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть героя, а вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопаете, если злой – закрываете лицо рукой:
Иван – царевич, Крошечка-Хаврошечка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас -Барабас, Красная шапочка, Снежная королева, Золушка, баба яга, Гуси-лебеди, Белоснежка,
- На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
Физминутка.
На экране мультипликационный видеоклип Барбарики “Что такое доброта”.
Именно на примере добрых сказок, вы должны начинать делать пусть даже самое маленькое, но доброе дело
Какие добрые дела мы можем совершить сами?
Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева «Доброты»:
Сделать уборку в доме;
Навести порядок в школьном дворе;
Накормить бездомную собаку;
Подготовить концерт для пожилых людей;
Помочь пожилым перейти дорогу;
Помочь помыть посуду;
Сделать кормушки птицам зимой;
Сделать скворечники весной;
Помогай другу в беде;
Помочь младшей сестрёнке или братишке одеться;
Навестит бабушку и дедушку;
Помочь пожилому человеку нести сумку.
- Посмотрите, какое получилось дерево: «Доброты». Сколько добрых дел украшают его.
- Какие добрые дела вы можете сделать в д.саду, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Уступить место в автобусе пожилым людям.
Помогать перейти дорогу инвалидам, старикам.
Каждый из вас должен выработать у себя доброе отношение к людям:
Ребята давайте прочитаем пословицы.
Молодцы!
Эти все пословицы о доброте и они учат быть добрыми.
- Как вы думаете, чего на земле больше добро или зло?
- Как можно победить зло? (добрыми делами)
Ребята теперь вы знаете, что такое доброта. Расскажите нам об этом…… по очереди выходите.
Воспитанники:
Доброта – это то, что должно быть в каждом человеке.
Доброта - это, когда ты кому-то помогаешь.
Послушайте песню о доброте.
3.Итог беседы:
Наша встреча подошла к концу.Вам понравилось? У вас хорошее настроение?
Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим и скажем все вместе друг другу (спасибо)
Беседа «Спешите делать добро»
Цель: Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми.
Задачи:
1. Закрепить знания вежливых слов, помочь раскрыть детям их значения. Продолжать формировать умение выполнять общепринятые правила вежливости, употреблять в речи «волшебные» слова.
2. Формировать представление о хороших и плохих поступках, поведении; учить правильно, оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.
3. Воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение друг к другу и ко всему окружающему.
Материал к занятию:
Набор фишек в форме звёздочек, набор картинок с изображением хороших и плохих поступков детей, 2 скатерти (светлая и тёмная, 2 стола, презентация «Спешите делать добро».
Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.
Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.
Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.
Звучит музыка «Если добрый ты» Дети входят в группу
Ход занятия
Воспитатель:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром», С добрым утром
С добрым утром –говорим!
Давайте всем гостям скажем «Доброе утро!»
Ребята, мы сейчас с вами пожелали всем добра. А кто скажет что означает слово «добро» (ответы детей)
Доброта -это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать правильные, хорошие поступки.
Какие ещё слова приветствия вы знаете? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики и поиграть.
Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете поднимать жёлтую или зеленую звёздочку. Если поступок хороший поднимаете зеленую звёздочку, а если плохой- жёлтую.
1. Вежливо здороваться, прощаться и всегда при этом улыбаться. (слайд 2)
2. Забирать игрушки у друзей. (слайд 3)
3. Грубо разговаривать,насмешливо дразниться (слайд 4)
4. Помогать взрослым. (слайд 5)
5. Мешать взрослым при разговоре. (слайд 6)
6. В автобусе уступить место старшим. (слайд 7)
7. Ругаться и драться со сверстниками. (слайд 8)
8. Баловаться и кричать в общественном транспорте. (слайд 9)
Игра «Добрые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу. (звучит тихая музыка для релаксации)
Ребята, сделайте большой круг, положите свою ладонь на ладонь товарища и закройте глаза.
У друга мягкая и теплая ладошка.
Погладим друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Ни ссориться, ни драться нам не надо!
Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, садитесь!
Сюрпризный момент (слышатся голоса детей, они о чём-то спорят)
А сейчас мы посмотрим как вы умеете общаться друг с другом.
Игровая ситуация : (выходят двое детей, ребята вам сейчас нужно поздороваться друг с другом, попросить мяч и попрощаться друг с другом.
Игра «Попроси игрушку» Одному ребёнку даётся мягкая игрушка, а другой ребёнок должен вежливо попросит игрушку.
Игра «Уступи место» Дети разбиваются на пары. Один ребёнок садится на стульчик, а другой просит уступить ему место.
Молодцы, вы очень вежливые воспитанные.
Физ-минутка «Если весело тебе то делай так»
Игра «Оцени поступок»
Всем детям раздаются картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. Они должны разложить картинки на 2 стола, которые накрыты разными скатертями. На темной скатерти дети должны поместить картинки с изображением плохих поступков, а на светлой скатерти разложить картинки с изображением хороших поступков.
Итог занятия
На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зелёной бумаги). Каждый ребёнок должен выбрать по одному цветочку, назвать вежливое или доброе слово, которое он запомнил, которым он может поделиться с друзьями, знакомыми с близкими и прикрепить на основу букета.
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие: «Урок вежливости» в средней группе по развитию речи «Зачем говорят, здравствуйте?»
Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «волшебные слова», но и всегда старается сделать приятно другим людям....
Беседа с детьми "Зачем говорят Здравствуй?""
Этическая беседа с детьми...
Этическая беседа «Зачем говорят «Здравствуй?»
Цель: закрепить знания детей о вежливых словах.Задачи: напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Совершенствовать коммуникативно-речевые навык...
Развитие речи "Зачем говорят Здравствуйте!"
средняя группа...
Ситуативная беседа "Зачем говорить "здравствуйте" и "до свидания""
Ситуативная беседа "Зачем говорить "здравствуйте" и "до свидания""...
Конспект беседы с дошкольниками «Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Задачи:Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова&raq...
27.11.2023 Беседа "Зачем говорить "здравствуй "
Беседа для детей по теме "Вежливые слова"...