Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
статья

Белоус Наталья Николаевна

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы30.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белозёрский детский сад»

«Организация работы

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

через проектную деятельность»

Опыт работы

Составил:

                                                                                     Воспитатель Белоус Н.Н.

                                                     

                                             

2022 г.

Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей

 Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду ведется в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Белозёрский детский сад» и парциальной  программы «Наш дом-Южный Урал»

Организационной основой реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Белозёрский детский сад»  является Примерный календарь сезонных явлений, праздников, событий, который положен в основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы. В календарно-тематическом планировании предусмотрены следующие темы, которые предусматривают решение вопросов по патриотическому воспитанию:  

Основными темами комплексно-тематического плана были:

  • «Я и моя семья»
  • «Я и мой город»
  • «Я и мой край,  в котором я живу»
  • «Я и моя Родина - Россия»

Работа по каждой теме включает в себя:

  • НОД,
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • беседы,
  • дидактические игры,
  • игры – путешествия,
  • экскурсии,
  • игры – беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • развлечение и другие.

Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.

Будь то социально-коммуникативное развитие, который предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей  и к взрослым в организации и др.

Будь то познавательное развитие, направленное на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, и др.

Будь то художественно-эстетическое, физическое, речевое развитие.

В первом полугодии учебного года ДОУ был реализован проект «Мы – россияне».

Цель проекта: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Данный проект состоял из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы:

«Моя семья -мое богатство»

«Мой детский сад»

«Мой Урал»

«Моя Россия»

Темы проектов соответствуют возрастным группам дошкольников.

Формы взаимодействия с детьми  

  • непосредственная образовательная деятельность;

Темы: «Моя семья», «Мой детский сад», «Путешествие по родному городу». «Путешествие по карте»,  «Наша страна «Россия», «Путешествие по реке времени», «Москва- столица России» и другие

  • рассказы о православных праздниках, великих людях России;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы: о национальностях  и о национальных костюмах « Встреча в группе гостя в национальном костюме»
  • слушание песен о маме, семье, о родном крае и прослушали гимн РФ в сопровождении оркестра , выучили первый куплет гимна
  • праздники и развлечения в соответствии с календарно-тематическим планом: «Мы старших уважаем – концерт им посвящаем» (ко  Дню пожилого человека), концерт для мам ( ко Дню матери»), «23 февраля – День Защитников Отечества», «8 Марта» праздник для мам и бабушек, «День космонавтики» и «9 мая – День Победы»
  • изготовлены дидактические игры «Мой город», «Соотнеси флаг и герб», «Собери герб»,  настольно-печатная игра «Мой город», народные игры
  •  альбомов о животном и растительном мире, «Путешествие по родному краю», «Москва-столица России» и другие  и изготовление лэпбуков: «Моя родина –Россия».
  • изготовление макетов «Мой детский сад»
  • оформление в книжных уголках выставки книг.
  • Оформление выставки кукол в национальных костюмах.
  • Оформление фото газеты «Путешествуем по городам России»
  • Рассматривание картин , презентаций «Моя родина –Россия, «Парад на Красной площади», «Москва – столица России», картины родной природы и другие.

Решить задачу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с родителями.

Формы взаимодействия с родителями:

  •       родительские собрания по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • совместные праздники и досуги;
  • консультации по вопросам патриотического воспитания,  
  • памятка «Что читать детям о Великой отечественной войне»,
  • буклет «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • анкетирование  «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • совместное с детьми оформление древа семьи
  • и др.

Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.

              Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:  о родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).

Результаты.

Воспитанники:

  • О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • О духовных и нравственных ценностях;
  • О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего села, страны;
  • Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание,
  • Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
  • Стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

  • Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.
  • Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
  • Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Итоги:

Получена положительная динамика сформированности  представлений у дошкольников по всем образовательным областям.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном селе осуществлялось приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитания любови и уважения, а так же привязанности к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Для того чтобы работа по патриотическому воспитанию была эффективной, в группах  оформлена  предметно-развивающая среда, которая в себя включает:

  • Уголки патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, альбомы с фотографиями родного села, столицы, области, страны; литература по патриотическому воспитанию.
  • Уголок изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки),
  • Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
  • Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
  • Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
  • Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» ( области).
  • Дидактические игры: «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой), «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города), «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
  • Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним): «Служба спасения», «Семья», «Строительство», «Ателье», «Библиотека»,», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
  • Настольные игры: «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото», «Три сигнала светофора» (о правилах дорожного движения в нашем городе) …
  • Коллажи, выставки рисунков, выставки поделок, фотовыставки, папки – передвижки, стенгазеты, панно.

Воспитанники в течение учебного года участвовали в городских конкурсах «Пасха красная», «Кем я стану когда вырасту»

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...

«Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность»

РефератТема: «Создание условий для нравствеВ современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подраст...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"

      Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого &nd...

Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Посте...