Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
статья
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Белозёрский детский сад»
«Организация работы
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
через проектную деятельность»
Опыт работы
Составил:
Воспитатель Белоус Н.Н.
2022 г.
Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей
Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду ведется в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Белозёрский детский сад» и парциальной программы «Наш дом-Южный Урал»
Организационной основой реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Белозёрский детский сад» является Примерный календарь сезонных явлений, праздников, событий, который положен в основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы. В календарно-тематическом планировании предусмотрены следующие темы, которые предусматривают решение вопросов по патриотическому воспитанию:
Основными темами комплексно-тематического плана были:
- «Я и моя семья»
- «Я и мой город»
- «Я и мой край, в котором я живу»
- «Я и моя Родина - Россия»
Работа по каждой теме включает в себя:
- НОД,
- совместная деятельность детей и педагогов;
- беседы,
- дидактические игры,
- игры – путешествия,
- экскурсии,
- игры – беседы,
- чтение художественной литературы,
- развлечение и другие.
Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.
Будь то социально-коммуникативное развитие, который предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и к взрослым в организации и др.
Будь то познавательное развитие, направленное на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, и др.
Будь то художественно-эстетическое, физическое, речевое развитие.
В первом полугодии учебного года ДОУ был реализован проект «Мы – россияне».
Цель проекта: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.
Данный проект состоял из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы:
«Моя семья -мое богатство»
«Мой детский сад»
«Мой Урал»
«Моя Россия»
Темы проектов соответствуют возрастным группам дошкольников.
Формы взаимодействия с детьми
- непосредственная образовательная деятельность;
Темы: «Моя семья», «Мой детский сад», «Путешествие по родному городу». «Путешествие по карте», «Наша страна «Россия», «Путешествие по реке времени», «Москва- столица России» и другие
- рассказы о православных праздниках, великих людях России;
- чтение художественной литературы;
- беседы: о национальностях и о национальных костюмах « Встреча в группе гостя в национальном костюме»
- слушание песен о маме, семье, о родном крае и прослушали гимн РФ в сопровождении оркестра , выучили первый куплет гимна
- праздники и развлечения в соответствии с календарно-тематическим планом: «Мы старших уважаем – концерт им посвящаем» (ко Дню пожилого человека), концерт для мам ( ко Дню матери»), «23 февраля – День Защитников Отечества», «8 Марта» праздник для мам и бабушек, «День космонавтики» и «9 мая – День Победы»
- изготовлены дидактические игры «Мой город», «Соотнеси флаг и герб», «Собери герб», настольно-печатная игра «Мой город», народные игры
- альбомов о животном и растительном мире, «Путешествие по родному краю», «Москва-столица России» и другие и изготовление лэпбуков: «Моя родина –Россия».
- изготовление макетов «Мой детский сад»
- оформление в книжных уголках выставки книг.
- Оформление выставки кукол в национальных костюмах.
- Оформление фото газеты «Путешествуем по городам России»
- Рассматривание картин , презентаций «Моя родина –Россия, «Парад на Красной площади», «Москва – столица России», картины родной природы и другие.
Решить задачу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с родителями.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
- совместные праздники и досуги;
- консультации по вопросам патриотического воспитания,
- памятка «Что читать детям о Великой отечественной войне»,
- буклет «Патриотическое воспитание дошкольников»
- анкетирование «Патриотическое воспитание дошкольников»
- совместное с детьми оформление древа семьи
- и др.
Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.
Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта: о родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).
Результаты.
Воспитанники:
- О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- О духовных и нравственных ценностях;
- О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего села, страны;
- Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание,
- Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- Стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
- Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.
- Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Итоги:
Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном селе осуществлялось приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитания любови и уважения, а так же привязанности к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Для того чтобы работа по патриотическому воспитанию была эффективной, в группах оформлена предметно-развивающая среда, которая в себя включает:
- Уголки патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, альбомы с фотографиями родного села, столицы, области, страны; литература по патриотическому воспитанию.
- Уголок изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки),
- Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
- Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» ( области).
- Дидактические игры: «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой), «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города), «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
- Сюжетно – ролевые игры (атрибуты к ним): «Служба спасения», «Семья», «Строительство», «Ателье», «Библиотека»,», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
- Настольные игры: «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото», «Три сигнала светофора» (о правилах дорожного движения в нашем городе) …
- Коллажи, выставки рисунков, выставки поделок, фотовыставки, папки – передвижки, стенгазеты, панно.
Воспитанники в течение учебного года участвовали в городских конкурсах «Пасха красная», «Кем я стану когда вырасту»
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...
«Создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей через проектную деятельность»
РефератТема: «Создание условий для нравствеВ современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подраст...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"
Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого &nd...
Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Посте...