Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
проект
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstv.-patriotich._vospit.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
- Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
- Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
- Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
- Развитие элементарных знаний о правах человека;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
- Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, педагоги создают в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание: «Наследие» Е. Соловьева, Л. Царенко, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, «Мы живём в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук, А.А.Остапец «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности». Москва, 2003г., 3.А.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». Москва, Линка – Пресс,2003г.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».
Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты:
1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире): • о культуре народа, его традициях, творчестве; • о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; • об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру): • любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; • интерес к жизни родного города и страны; • гордость за достижения своей страны; • уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; • восхищение народным творчеством; • любовь к родной природе, к родному языку; • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности): • труд; • игра; • продуктивная деятельность; • музыкальная деятельность; • познавательная деятельность.
Цель проекта: создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну.
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
7. Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине.
8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Сроки реализации: 2017-18 учебный год
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей; диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории, культуре и природе родного края.
II этап - основной, включает в себя систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей по тематическим блокам (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя: итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному» и состоит из следующих тематических блоков:
- «Моя семья - мой дом»
- «Детский сад»
- "Моя Родина - Россия", "Мой родной край (город)" (достопримечательности)
- «Природа родного края» (растения и животные; заповедники и заказники)
- «Народные умельцы»
- "Наша Армия", «Защитники отечества»
- "Космос".
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. К подготовительной к школе группе проекты исследовательские и носят долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.
В группе организуется предметно-развивающая среда патриотической направленности:
- оборудуется центр «Моя Родина - Россия»;
- подбираются дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
- оформляются папки или тематические альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Иваново и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Народные умельцы».
- организуются сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки», «Солдаты» и др. - подбирается методическая, художественная литература, через которую дети получают знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов. Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:
- всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога;
- развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом;
- достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;
- формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В содержание ее входят следующие направления работы: оказание помощи педагогам ДОУ; осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой; организация и проведение педсоветов; изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта; создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; обеспечение взаимодействия ДОУ и социума. Методическая работа по патриотическому воспитанию отражена в годовом плане.
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Родители являются не только помощники детского учреждения, но и равноправные участники формирования детской личности. Формы взаимодействия с родителями.
Традиционные формы взаимодействия с родителями: • Беседы, консультации • Папки-передвижки, стенды • Дни открытых дверей
• Родительские собрания
• Выставки совместных работ • Праздники, развлечения
Нетрадиционные формы: • Сайты детского сада, группы • Фотовыставки, фотомонтаж • Выпуски семейных газет
• Совместные прогулки, экскурсии • Проведение акций
В решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия с социальными партнерами.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка: - освоение детьми доступных знаний об истории и природе родного края, города; - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся; - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений; - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
- обогащение знаний детей о музейной культуре;
- сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей: - повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно- патриотического воспитания; - активизация интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям; - обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями; - развитие исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных способностей; - формирование желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- обогащение развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
- создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Таким образом, проблема нравственно-патриотического воспитания может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и социума. Мы надеемся, что нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Работа над проектом «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Цель проекта: создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города.
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуется по принципу «от простого к сложному» и состоит из следующих тематических блоков:
1. «Моя семья - мой дом»
2. «Детский сад»
3. "Моя Родина - Россия", "Мой родной край (город)" (достопримечательности)
- «Природа родного края» (растения и животные; заповедники и заказники)
- «Народные умельцы»
- "Наша Армия", «Защитники Отечества»
- "Космос".
Младший дошкольный возраст Задачи: усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе (моральные нормы и правила на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.); - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации (о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада; о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), об именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; об элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка — будущая женщина, мать, мальчик — будущий мужчина, отец, об эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения (повседневно, а также в дни праздников, событий). | ||||||
Тематические блоки | ||||||
«Моя семья – мой дом» | «Детский сад» | "Моя Родина-Россия" | «Природа родного края» | «Народные умельцы | "Наша Армия" | "Космос" |
беседы на тему «Моя мама», «Моя семья», «Мои питомцы» организация сюжетно-ролевой игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения» подбор и чтение художественной литературы, беседы о прочитанном «Воскресенье». О. Бундур, «Мамочка». У. Раджаб, «Самый лучший!» Ольга Чусовитина, «Про маму» Е.Карганова, «Волшебная семья» И.Гамазкова организация фотовыставки или тематического альбома «Мама, папа, я – дружная семья», «Коли вся семья вместе, так и душа на месте» разучивание пальчиковой гимнастики «Моя дружная семья» | организация фотовыставки или тематического альбома «Мой день в детском саду», «Мы играем», «Мы гуляем», «Наши праздники» и т.д. | организация тематических альбомов или папок «Мой город» (дома, улицы, достопримечательности и т.д.) беседа «Любимый уголок в городе», «Как я провел выходные», «Я путешествую» музыкальное развлечение «Русская культура» | организация тематических альбомов или папок «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши» подбор и чтение детской литературы о растениях, животных (разучивание стихов) | знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки организация выставок народных игрушек «Город мастеров» (матрешка, Дымковская игрушка и т.д.) творческая продуктивная деятельность «Красивый фартук», «Платочек для матрешки» и т.д. беседа о русских традициях (чаепитие с караваем) – совместно с родителями | организация фотовыставки «Наши защитники» (папа, дедушка) продуктивная деятельность «Подарок для папы» | организация тематических альбомов или папок «Космонавты», «Ракета» физкультурный досуг «Быть здоровыми хотим» |
Средний дошкольный возраст Задачи: усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе (о некоторых нравственных чувствах и эмоциях (стыд, любовь и др.); о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих два-три противоположных моральных понятия (например, взаимопомощь (взаимовыручка) — себялюбие, жадность — щедрость и т. п., об элементарных правилах речевого этикета (не перебивать взрослого и сверстников в разговоре, вежливо обращаться к собеседнику); - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации (о семье как обо всех тех, кто живёт вместе с ребёнком, о её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.) и своей принадлежности к ней; об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.), о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, праздников, об увлечениях, отдыхе разных членов семьи; о проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых: женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мужчинам, мальчикам нельзя обижать женщин, девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т. д.); о себе как члене группы детского сада; о детском саде и его сотрудниках). | ||||||
Тематические блоки | ||||||
«Моя семья – мой дом» | «Детский сад» | "Моя Родина-Россия" | «Природа родного края» | «Народные умельцы | "Наша Армия" | "Космос" |
составление рассказов о своей семье «Мой папа», «Моя мама» «За что я люблю свою маму», « Как я помогаю дома маме» чтение стихов и рассказов о семье рисование на тему «Моя семья» оформление сюжетно-ролевой игры «Моя семья» оформление папок или тематических альбомов: «Моя семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | организация фотовыставки или тематического альбома «Я люблю свой детский сад» подбор детской литературы о друзьях, о дружбе детей (разучивание стихов, песен) беседы «Наш детский сад. Правила поведения» | оформление папок или тематических альбомов «Достопримечательности нашего города», «Памятные места столицы нашей Родины» знакомство с пословицами о Родине беседы «Москва – столица нашей Родины», «Мой город – Иваново», «По улицам нашего города» составление рассказов «Места нашего города, где я люблю бывать» организация сюжетно-ролевой игры «Экскурсия по городу на автобусе» рисование Российской символики (аппликация из ниток «Российский флаг») | отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края оформление дидактической игры «Найди растения, птиц, животных нашего края» оформление папок или тематических альбомов «Природа родного края» подбор детской художественной литературы о растениях и животных нашей страны (разучивание стихов) | оформление папок или тематических альбомов: «Русский народный костюм», «Русская изба» (создание дизайн-проекта русского народного костюма) рассказывание и обыгрывание русских народных сказок с использованием различных видов театра отгадывание загадок о предметах быта современных и старинных оформление дидактической игры «Угадай, что за предмет» создание композиции по мотивам русских народных сказок | составление рассказов о российской армии «Кто может стать солдатом», «Какие рода войск вы знаете» (моряки, танкисты, лётчики, пограничники) физкультурный досуг «Богатыри» чтение художественной литературы о воинах, о защитниках подвижная игра «Самолёты» организация дидактической игры «Военные машины» продуктивная деятельность «Портрет папы, дедушки», «Праздничный салют» изготовление подарков «23 февраля» | организация тематических альбомов или папок «Наша Земля», «Первый космонавт» подбор детской художественной литературы о космосе, о космонавтах (Ю.Гагарин) изготовление поделок, рисование на тему «Наша голубая планета», «Инопланетяне» физкультурный досуг совместно с родителями «Сильные и смелые» оформление сюжетно-ролевой игры «Мы – космонавты» |
Старший дошкольный возраст Задачи: - усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе (о нормах и правилах поведения, отражающих основные моральные понятия (например, справедливость -несправедливость, вежливость-невежливость(грубость), смелость-трусость, честность-лживость, скромность-нескромность (зазнайство) и т. д.); о нравственных чувствах (любовь, ответственность, гордость, стыд); о высших нравственных чувствах (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть); о видах нравственного выбора (положительный, отрицательный, компромиссный) и его мотивах; о социальных ролях и поведении (люди в обществе, их труд, занятия, увлечения, отношения между людьми и др., причины и следствия действий, поступков и др.); - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации (о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сёстры, дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры), своей принадлежности к семье, родственных связях и зависимостях внутри её («Я сын для мамы, а для бабушки я внук», «Тётя Катя — дочь моей бабушки Оли»); о гендерных особенностях членов семьи: специфика гендерного поведения: мужчины работают, обеспечивают своих родных и близких, служат в армии, в случае войны защищают Родину; женщины рожают детей, заботятся о близких и т. д.; об адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира), по которому проживает семья, номере телефона квартиры (дома), адресах и номерах телефонов близких родственников, друзей семьи; о себе как члене группы детского сада, участвующем в совместных с другими детьми играх и занятиях, и др. | ||||||
Тематические блоки | ||||||
«Моя семья – мой дом» | «Детский сад» | "Моя Родина-Россия" | «Природа родного края» | «Народные умельцы | "Наша Армия" | "Космос" |
составление совместно с родителями «Моя родословная», «Летопись моей семьи» составление «Веселый гороскоп» детей группы разработка и проведение цикла бесед «Я и моя семья» рисование на тему «Моя семья» оформление сюжетно-ролевой игры «Моя семья» оформление тематических альбомов (фотовыставки): «Моя семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | изготовление плаката «Детский сад – дом для ребят» оформление фотовыставки детей группы: «Мы играем», «Мы гуляем», «Спортом занимаемся» и т.д. составление рассказов о своих друзьях организация детской мини-библиотеки в группе рисование на тему «Я и мой друг» оформление сюжетно-ролевой игры «Детский сад» совместное с родителями мероприятие «Семейная гостиная» | оформление папок или тематических альбомов: «Государственная символика», «Москва – столица нашей Родины», «Наш любимый город», «Город родной, мы гордимся тобой!», «Люблю тебя, Иваново!» (достопримечательности города, предприятия и ВУЗы нашего города) разработка и проведение цикла бесед «Мой родной город - Иваново», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм» рисование «Улицы нашего города», «Мой двор», «Центр города» и т.д. оформление дидактической игры «Найди флаг России», «Герб города», «Путешествие по городу» | оформление тематических альбомов «Места родные», «Путешествую по стране», «Места отдыха нашего города» разработка и проведение цикла бесед «Природа родного края» (животные и растения, занесенные в Красную книгу) рисование «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!», изготовление кормушек для птиц оформление дидактических игр «Растения (животные) нашего края», «Звери Ивановского зоопарка», «Цирк» подбор детской художественной литературы о растениях и животных нашей страны (разучивание стихов о природе (растениях, животных) викторина «Знатоки природы» | рассматривание тематических альбомов: «Русская матрешка», «Гжель», «Хохлома», «Народная игрушка», «Городец» и т.д. изготовление поделок из глины (с дальнейшей росписью); аппликаций «Народные узоры» подбор детской художественной литературы о народных умельцах и мастерах организация выставки «Народная игрушка» драматизация русских народных сказок (использование различных видов театра) | изготовление тематического альбома «Защитники Отечества» разработка и проведение цикла бесед «Богатыри земли Русской», «Путешествие в историю Древней Руси» разработка дидактических игр: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход», «Защитники России», «Военная техника» выпуск стенгазеты ко дню защитников отечества, ко Дню Победы спортивный праздник «Веселые старты», «Папа может!» (совместно с родителями) викторина «Рода войск Российской армии» рисование на тему «Мой папа, самый, самый», изготовление подарков для пап и дедушек Праздник «Этот День Победы» оформление сюжетно-ролевой игры «Армия» подбор детской художественной литературы о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. | изготовление макета «Солнечная система» оформление сюжетно-ролевой игры «Космос» подбор детской художественной литературы о космосе, о космонавтах и изобретателях. изготовление поделок, рисование на тему «Загадки вселенной», «Пришельцы из космоса» оформление дидактической игры «Планеты Солнечной системы» тематическое занятие «12 апреля – День Космонавтики» физкультурный досуг «Мы – космонавты» |
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»
Приложение 1
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?___________________________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой Родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у ребёнка любовь к родному району, городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности города Иванова и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 3
Рекомендации для родителей
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 4
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Раздел | Критерии | сентябрь | май |
Представление о себе и своей семье | Знает свое имя и фамилию. | ||
Знает имена, отчества родителей, место их работы. | |||
Знает домашний адрес, телефон. | |||
Знаком со своей родословной. | |||
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. | ||
Знает адрес детского сада | |||
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. | |||
Представление о человеке | Имеет представления о первобытных людях. | ||
Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни). | |||
Имеет представление о жизни людей других стран. | |||
Имеет представления о профессиях людей Ивановской области (текстильный край) | |||
Представления о родной стране | Знает название города, улиц, площади. | ||
Знает символы родного города (флаг, герб) | |||
Знает достопримечательности города (музеи, театры, партки отдыха, памятники, …) | |||
Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн) | |||
Представление о культуре | Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…) | ||
Имеет представление о народных праздниках и традициях | |||
Представление о географических компонентах | Имеет представление о планете Земля | ||
«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…) | |||
Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики) | |||
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) |
Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4-5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Ведомость мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
№ | Ф.И. ребенка | Представление о себе и своей семье | Представления о детском саде | Представление о человеке | Представления о родной стране | Представление о культуре | Представление о географических компонентах | ||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
ИТОГО |
Литература:
1. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987 2. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
3. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 4. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3. 5. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 6. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. 7. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 8. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 9. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005. 11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
12. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
13. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 14. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. 15. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 16. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005. 17. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2008. 18. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… — М.: Изд-во «Скрипторий», 2003. 19. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М.: АРКТИ, 2005. 20. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. — М.: «Издательство Скрипторий», 2008. 21. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. — М.: АРКТИ, 2004. 22. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. 23. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...
Консультация для воспитателей на тему;"Решение нравственно-патриотических и правовых задач через проектную деятельность "
Данный доклад из опыта работы может быть полезен воспитателям ДОУ....
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"
Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого &nd...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества...
Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Посте...