"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"
проект (старшая группа)
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 89.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области»
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность»
Авторы: Каковкина Е.А.
Ларичкина Л.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области»
elena.kakovkina@mail.ru
2023-2024
учебный год
Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, социальное, умственное воспитание. Первые ростки гражданско-патриотических чувств зарождаются в процессе такого разностороннего воспитания.
В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Поэтому в работе с дошкольниками особое внимание мы уделяем нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Проектов по патриотическому воспитанию провели немало, сейчас с детьми старшего возраста реализуем проект «Моя Малая Родина».
Актуальность: Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.
Знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного города, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся.
Цель проекта: Расширение представлений дошкольников о родном городе, воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине, формирование патриотических чувств у дошкольников, создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта. Привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
Познавательные: Расширить знания о родном городе, познакомить с символикой города. Углубить представления о родной стране в процессе ознакомления с родным городом.
-Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.
- Систематизировать знания о названии улиц, достопримечательностях города.
- Расширить кругозор дошкольников посредством знакомства с достопримечательностями города.
- Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба города Балашова.
Развивающие: Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, развивать умение свободно мыслить, фантазировать.
Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни страны и малой родины в частности. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Предполагаемый результат:
-дети могут рассказать о городе Балашове, назвать улицу, на которой живут;
-дети имеют представление о флаге, гербе, достопримечательностях города.
-дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.
- знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
-сплочение участников проектной деятельности;
-формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;
-формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.
-Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
- определение актуальности и значимости проекта
- постановка целей
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий, иллюстраций по теме
- организация предметно-пространственной среды в группе.
- доведение до сведения родителей о проекта и вовлечение в процесс подготовки и реализации проекта.
2 этап. Основной:
- беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- пополнение предметно пространственной среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
- показ презентации о достопримечательностях;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 - заключительный этап:
-анализ результатов проектной деятельности.
- презентация проекта «Моя малая родина».
-посещение краеведческого театра
-посещение драмтеатра
Результат проектной деятельности:
-обогащение знаний и представлений детей о родном городе;
-развитие диалогической и связной речи;
-развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков;
-вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Пополнение предметно-развивающей среды:
- дополнили старыми и новыми фотографиями вида Балашова
- альбом «Родной Балашов».
- изготовили символику города Балашова, Саратова,
- дидактическая игра «Чей герб?» «Символика России»
- альбом «Костюмы народов России», «Национальности России»
- приобрели буклеты «Государственная символика», «Наша Родина – Россия», «Экология России», «Природа России», «Народные промыслы», «Народы России», обучающие карточки Беседы с ребенком о России, «История России»
- картотека русских народных игр
- буклеты «Откуда, что берется? Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб» «Как наши предки шили одежду»
-сделали своими руками методическое пособие «Моя малая Родина»
-сделали макеты «Русская изба», «Красная площадь», «Храм Василия Блаженного», «Русская берёза».
Реализация проекта
№ | Дата | Совместная деятельность | Цель, задачи | Участники | Продукт |
1. | 01.11. | 1.Беседа на тему: «Россия - моя Родина». (диагностика детей) 2.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?». 3.Анкетирование родителей | Углублять знания детей о Родине – России, способствовать развитию речи, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Воспитатели Дети Родители | Итоги анкетирования Итоги диагностики |
2. | 02.11. 2023 | 1.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. 2. Рассказы детей о городах, в которых они бывали 3.Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей 5 – 6 лет». | Уточнять и закреплять представления о родной стране; о главном городе страны; прививать любовь к своей Родине. | Воспитатели Дети Родители | Альбом «Природа нашей Родины» Альбом сделать, где дети побывали , в каких городах |
3 | 3.11. 2023 | 1.Чтение и заучивание стихотворений: «Родина» Прокофьев, «Наша страна» Е. И. Соколов. 2. Рисование на тему "Моя Родина | Продолжить знакомство детей со стихами о Родине. Развивать внимание, память, воображение, творческих способностей, воспитывать интерес к своей стране. | Воспитатели, дети | |
4. | 07.11. 2023 | 1.Чтение пословиц о Родине. 2.Дидактическая игра: «Объясни». 3. Беседа «День народного единства» | развивать патриотические качеств личности через знакомство с пословицами и поговорками о Родине, расширять знания о празднике «День народного единства», активизировать и расширить словарный запас. | Воспитатели Дети | Картотека пословиц, поговорок о Родине |
5. | 08.11. 2023 | 1.Рассказ о Российском флаге, гербе, гимне. 2.Прослушивание гимна РФ. 3.Рисование и раскрашивание Российского флага. | Знакомство детей с символикой России (герб, флаг, гимн), дать понятие о том, что такое герб. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Воспитатели Дети | |
6. | 09.11. 2013 | 1.«Виртуальная экскурсия по городу Балашов» 2.Оформление выставки художественного творчества на тему: «Символика России». | Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю, разговорную речь, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Воспитатели Дети Родители | |
7. | 10.11. 2023 | 1.Беседа «Моя Малая Родина» - город Балашов. 2.Чтение стихов о Балашове. 3.Дидактическая игра «Букет красивых слов». | Совершенствовать знания о родном городе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю, разговорную речь. | Воспитатели Дети | |
7. | 17.11. 2015 | 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий города Балашова. 2. «Традиции и обычаи русского народа» | Продолжать расширять знания о родном городе, способствовать развитию творческих способностей. Познакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями; Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа. | Воспитатели Дети Родители | Разучивание пословиц, поговорок, закличек. Проведение русских народных игр, хороводов. |
8 | 13.11. 2023 | 1.Беседа: «История нашего города» 2. Рассматривание старых фотографий города Балашова. 3. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города». | Расширять представление о родном городе, истории его возникновения. | Воспитатели Дети | Альбом «Как это было» (город Балашов) |
9 | 14.11 2023 2023 | 1.Традиции и обычаи г. Балашова (показ презентации) 2. Проведение русских народных игр, хороводов. 3. Разучивание пословиц, поговорок, закличек. | Познакомить детей с традициями, обычаями родного города. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа. | Воспитател И Родители Дети | |
10 | 15.11 2023 | 1Беседа «Предметы русского быта» 2. Беседа на тему: «Русская печь» 3. Рисование по сказке «Гуси лебеди» | Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, посуда, коромысло и т.д.). | Воспитатели дети | Посещение «избы» в ДОУ |
11. | 16.11. 2023 | 1.Беседа о символике города Балашова (герб, флаг). 2.Игра «Найди свой герб». 3.Лепка «Балашовский флаг». | Закрепить понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба города Балашова, расширить знания о родном городе. | Воспитатели Дети | |
12 | 17.11 2023 | Экскурсия в краеведческий музей | дать знания о том, что краеведческий музей- хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города; познакомить детей с жизнью наших предков; - воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю. | Воспитатели Дети Родители | |
13. | 20.11. 2023 | 1.Беседа с детьми о реке Хопер. 2.Просмотр презентации «Красоты Реки Хопер».
| Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре, на которой расположен наш город Балашов, о родном крае, развивать познавательный интерес к малой Родине; сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке | Воспитатели Дети Родители | |
14 | 21.11 2023 | 1. «Как очистить нашу речку?»( опыт) 2.Рисование «Река наша - Хопер». 3.Консультация «Принципы патриотического воспитания дошкольников. | Продолжать формировать у детей представление о реке Хопер, бережном к ней отношении.развивать творческие способности. | Воспитатели, дети родители | |
15. | 22.11. 2023 | 1.Беседа с детьми на тему: достопримечательности нашего города 2.Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Балашова. | Продолжать расширить знания детей о родном городе, воспитывать познавательный интерес к родному краю. Формирование патриотических чувств, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Воспитатели Дети | |
16 | 23.11 2023 | 1.«Собери картинку» 2.«Продолжи фразу» 3.СРИ «Путешествие на автобусе по родному городу» | Совершенствовать умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу. | Воспитатели Дети | |
17 | 24.11. 2023 | «Родная природа» 2. Беседа: «Дикие животные родного края» 3. Игровая ситуация «Кто в домике живет» | Закреплять знания детей о животном и растительном мире леса, о изменениях в природе осенью), привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Дети Воспитатели Родители | Экскурсия в лес с родителями Оформление альбома «Красная книга Саратовской области2 |
18. | 27.11. 2023 |
3.Оформление фотовыставки: «Мой любимый Балашов». | Продолжать расширять знания о природе родного города, развитие познавательного интереса, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Воспитатели Дети Родители | Акция «Покормите птиц зимой!». |
19 | 28.11. 2023 | 1.Беседа о сохранении природы родного города. 2.Рисование «Правила поведения в природе» 3.Дид игра «Какая птица (дерево, животное) лишняя и почему». | формировать у детей основы экологической культуры. Уточнить и расширить знания природе, о том, что вредит ей. Развивать умение отличать птиц (деревья, животных) нашего края от других, развивать внимание, память, мышление. | Дети Воспитатели | Выставка рисунков: «Правила поведения в природе» |
20 | 29.11. 2023 | 1.«Улицы моего города»
| Конкретизировать знания детей об улицах города. формировать понятие «адрес», связную речь, умение высказываться полными предложениями. | Альбом «Улицы нашего города» | |
21 | 30.11. 2023 | 1.Беседа «Чьи имена носят наши улицы». 2.Целевая прогулка по близлежащим улицам 3. Консультация для родителей "Воспитание гражданственности через знакомство с историей улиц родного города". | Расширять представления детей об улицах города, названными в честь героев Великой Отечественной войны. Формировать бережное отношение к памятникам, увековечивающие имена героев. Воспитывать гордость и уважение к героям-землякам, Закрепить знания о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники, о местоположении улицы, о ее названии. | Альбом | |
22. | 01.12. 2023 | 1.Д/и: «Где я живу» 2.Конструирование из строительного материала «Дома на нашей улице» | Закрепление знания адреса, знания о зданиях родного города, развивать творческие способности. | Воспитатели Дети | |
23 | 04.12. 2023 | 1.Рассматривание иллюстраций городского транспорта. 2.Беседа на тему: «Мы едем в транспорте» | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д. Развивать внимательность, наблюдательность. | ||
24 | 05.12. 2023 | 1.ЧХЛ: С. Михалков «Моя улица», «Мой город», чтение стихотворений местных поэтов. 2.Подв игра «Быстро в домик» 3.Консультация родителей на тему: «Познакомьте ребенка с родным городом». | Расширять представления детей о родном городе; Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города . Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу | ||
25. | 06.12. 2023 | 1.Рассказ детей о своём городе, доме на тему «Мы - балашовцы». 2. Подвижная игра «Цветные автомобили» | Закрепление знания детей о родном городе, воспитывать познавательный интерес к близким людям, развивать двигательную активность. | Воспитатели Дети | |
26 | 07.12. 2023 | «Профессии моего города» Составление рассказов «Моя мама (мой папа) работает… | формирование целостных представлений дошкольников о профессиях родного города. Развивать речь, мышление | ||
27 | 08.12 2023 | Составление рассказов: «Детский сад – наш дом родной» «Праздники в детском саду», «О важности труда всех людей, работающих в детском саду» | Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду и трудовых процессах, выполняемых каждым из них. Формировать умение быть вежливым, обращаться к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. | ||
28 | 11.12. 2023 | Чтение стихов о детском саде. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Развивать сюжет, опираясь на сведения об окружающем мире. . Развивать речь, умение находить общий язык со сверстниками | ||
29 | 12.12 2023 | Придумывание и рисование герба группы | Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба. Воспитывать уважительное отношение к символике своей группы. | Дети Родители | Фотовыставка |
30 | 13.12. 2023 | Моя семья Составление рассказов о семье. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи - братьях , сестер , бабушках , дедушках , папах , мамах, чем занимаются , сколько им лет , родственных связях членов семьи. Дать представление о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье. | Воспитатель дети | |
31 | 14.12. 2023 | «Рассматривание семейных фотографий. Рисование по теме «Моя семья». Чтение Нанайская сказка «Айога» | Расширять представление детей о семье, Развивать потребность к проявлению заботы и внимания к родителям, бабушкам и дедушкам. вызвать желание рассказывать о них. Предложить нарисовать своих родителей и членов семьи. | Выставка рисунков «Моя семья» | |
32 | 15.12. 2023 | Составление генеалогического древа семьи СРИ: «Семья» | Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи ( братьях , сестер , бабушках , дедушках , папах , мамах и т.д. ) чем занимаются , сколько им лет , родственных связях членов семьи. Развивать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать любовь и привязанность к родному дому , чувство гордости за них . | Дети Родители | Фотовыставка |
33. | 18.12. 2023 | 1.Беседа на тему: «Что такое память и памятники»; 2.Экскурсия совместно с родителями к обелиску погибшим воинам. | Дать представления о памятниках, расширить знания о родном городе. Расширить кругозор детей. Привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей. | Воспитатели Дети Родители | Фотовыставка |
34 | 19.12. 2023 | 1.Игра "Путешествие по родному городу". 2.Оформление фотовыставки на тему: по памятным местам. | Закрепление знания о родном городе, развивать познавательный интерес, продолжать формирование патриотических чувств у дошкольников. | Воспитатели Дети Родители | Фотовыставка |
35 | 20.12. 2023 | 1.Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города" (фотографии из личного архива). 2.Рисование на тему: Мой любимый город – Балашов» | Закрепление знания о родном городе, формирование патриотических чувств у дошкольников развивать творческие способности воспитывать познавательный интерес. | Воспитатели Дети | Выставка рисунков: Мой любимый город – Балашов» |
36 | 21.12. 2015 | Подведение итогов проекта Подготовка презентации | . | Воспитатели | Презентация проекта |
37 | 22.12 2023 | Посещение драматического театра | Дети Родители Воспитатели | Фотовыставка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...
Консультация для воспитателей на тему;"Решение нравственно-патриотических и правовых задач через проектную деятельность "
Данный доклад из опыта работы может быть полезен воспитателям ДОУ....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"
Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества...
Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Посте...