Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»
проект
Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_chtoby_ne_bylo_bedy_starshiy_vozrast_doshkolnikov_s_tnr.docx | 137.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»
Сроки реализации проекта: 7 февраля 2023г – 28 февраля 2023г
Подготовила:
Мендурова Ю.В.
воспитатель
Тип проекта: творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители.
Цель проекта: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.
- Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
- Познакомить с телефонами экстренных служб.
Развивающие:
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- Развивать умение передавать свое отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликациях.
- Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений.
- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
- Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.
Актуальность.
«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей »
К. Д. Ушинский
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных, поэтому главной целью по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применять эти знания. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что –то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Знание и соблюдение безопасного поведения только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.
Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков безопасности, давать знания о поведении в той или иной ситуации, учить правильному поведению в экстремальной ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют одних дома.
Дети – наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае ЧС.
Проблема:в дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Предполагаемый результат:
- Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Дети знают номера телефонов экстренных служб.
- Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
- Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
- У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
- Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
- Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.
- У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Ребенок один дома».
- Консультация для родителей «Пожарная безопасность».
- Консультация для родителей «Безопасность в природе».
- Консультация для родителей «Безопасность на дороге».
- Выставка литературы по теме.
- Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Безопасная дорога».
Этапы реализации проекта:
1 Этап – подготовительный (07 февраля -14 февраля 2023):
- Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Подбор информации для родителей и детей.
- Индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту.
- Пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации, презентации).
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме.
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности.
- Составить план работы (занятий, мероприятий).
2 Этап – реализация проекта (15 февраля –21 февраля 2023):
День 1 Тема «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Цель: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Безопасность дома и в детском саду» Цель: формировать знания детей о правилах безопасности дома и в детском саду.
- Просмотр презентации «Опасные предметы»
- Игровая ситуация «Первая помощь». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».
- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
- Моделирование проблемных ситуаций «Если в дверь стучит незнакомец», «Если звонят незнакомые люди»
- Отгадывание загадок (электробытовые приборы)
- Пальчиковые гимнастики «Ножницы», «Ток бежит по проводам» Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы: О. Корнеева «Осторожным надо быть!», С. Черного «Когда никого нет дома». Цель: познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом» Цель: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту»
День 2 Тема «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?» Цель: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…» Цель: развивать мелкую моторику рук и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа – ветерок» И. А. Лыковой.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра – ходилка «Полное лукошко» Цель: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу» Цель: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное бережное отношение к природе и своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке» Цель: развивать лексико – грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу» Цель: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.
- Аппликация из листьев «Мое любимое насекомое (бабочка)».
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу»
День 3. Тема «Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице»
- Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей». Просмотр мультфильма «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят»
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…» Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности»
- Работа в раскрасках «Будь осторожен»
- Беседа «Безопасность на улице» Цель: совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице, о местах для игр.
- Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми» Цель: совершенствовать знания о правилах поведения с незнакомыми людьми.
День 4 Тема «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковые гимнастики «Дорожных правил очень много…», «У него два колеса», «Я построю самолет». Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- НОД по познавательному развитию «Осторожно, улица!». Цель: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ППС, побуждение детей соблюдать ПДД.
- Развитие речи «Отгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Цель: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Подвижная игра «Светофор». Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Подвижная игра «Будь внимателен!» Цель: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители», «Водители и пешеходы».
- Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Цель: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак». Цель: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Беседа «Безопасность на дороге» Цель: совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения и важности их соблюдения.
- Рисование, раскраски «Транспорт знаков дорожного движения»
День 5 Тема «Пожарная безопасность»
- Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»
- Пальчиковые гимнастики «Если же стряслась беда…», «Свеча». Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг».
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар».
- Беседа «Спички – не игра, огонь – не забава». Цель: совершенствовать знания о причинах возникновения пожара, закрепить правила поведения при пожаре.
- Рисование «Отважные пожарные» Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
День 6 «На работе важной люди работают отважные»
- Беседа с детьми и просмотр презентации «Спасатель – профессия века». Цель: совершенствовать знания детей о профессии, ее предназначении.
- Рассматривание иллюстраций с изображением людей данных профессий (спасателя, полицейского, пожарного, инспектор ГИБДД).
- Дидактические игры «Кому это нужно?», «Узнай по описанию»
- Сюжетно – ролевые игры «Мы – пожарные», «Инспектор дорожного движения».
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», Я. Пишумов «Постовой»
3 этап –заключительный (24 февраля – 28 февраля 2023г.):
- Обобщение материалов проекта и оформление презентации по проекту.
- Выставка детских работ «Безопасная дорога».
- Выступление на педсовете по результатам работы над проектом.
- Обмен опытом работы с коллегами.
Итоги проекта:
В ходе подготовки и реализации информационно-познавательного проекта «Чтобы не было беды»были реализованы все задачи:
- У детей сформированы навыки безопасного поведения в быту.
- Дети умеют адекватно вести себя в опасных ситуациях дома, в ДОУ, на улице.
- Дети умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
- Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
- У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
- Ребенок из пассивного объекта, превратится вактивного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил поведения в опасной ситуации, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Список используемой литературы
- Н.Н. Авдеева. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательствуо АСТ – ЛТД», 1998
- К.Ю. Белая «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека». – М.: Школьная Пресса, 2010.
- Н.Н. Авдеева. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ –ЛТД», 1997.
- К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста». Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице». – «Детство –пресс», 2008.
- Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2014.
- Т.И. Данилова «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
- О. В. Черемшинцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
- Т.А. Шарыгина «Познавательные сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной компенсирующей группе для детей с тяжелым нарушением речи № 9 «АБВГешка» ТЕМА: «Подводное царство»
коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей....
Проект Тема: «Сказки «дедушки» Чуковского» вторая младшая группа (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Формирование знаний детей о значимости книг в жизни человека через творчество детского писателя К.И.Чуковского....
Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»
Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия,смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашейстраны. Этот кризис отразился и на сознании совреме...
Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»
Цель проекта: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить нахо...
Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»
Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...