Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»
проект

Мендурова Юлия Владимировна

Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»

Сроки реализации проекта: 7 февраля 2023г – 28 февраля 2023г

Подготовила:

Мендурова Ю.В.

воспитатель

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители.

Цель проекта: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
  2. Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования.
  3. Познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами дома и на улице.
  4. Познакомить с ситуациями, угрожающими здоровью.
  5. Познакомить с телефонами экстренных служб.

Развивающие:

  1. Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
  2. Развивать умение передавать свое отношение от общений с пожарными в рисунках и аппликациях.
  3. Развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений.
  4. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
  5. Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
  2. Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
  3. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.

Актуальность.

«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей »

К. Д. Ушинский

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных, поэтому главной целью по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применять эти знания. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.

Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что –то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Знание и соблюдение безопасного поведения только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков безопасности, давать знания о поведении в той или иной ситуации, учить правильному поведению в экстремальной ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют одних дома.

Дети – наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае ЧС.

Проблема:в дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Предполагаемый результат:

  1. Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
  2. Дети знают номера телефонов экстренных служб.
  3. Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
  4. Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно выполняют эти правила.
  5. У детей повысятся любознательность и познавательная активность.
  6. Расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
  7. Родители получат необходимые теоретические знания, необходимые для развития в детях основ безопасности в окружающей жизни.
  8. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультация для родителей «Ребенок один дома».
  2. Консультация для родителей «Пожарная безопасность».
  3. Консультация для родителей «Безопасность в природе».
  4. Консультация для родителей «Безопасность на дороге».
  5. Выставка литературы по теме.
  6. Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Безопасная дорога».

Этапы реализации проекта:

1 Этап – подготовительный (07 февраля -14 февраля 2023):

- Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.

- Подбор методической и художественной литературы по теме.

- Подбор информации для родителей и детей.

- Индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту.

- Пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации, презентации).

- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме.

- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности.

- Составить план работы (занятий, мероприятий).

2 Этап – реализация проекта (15 февраля –21 февраля 2023):

День 1 Тема «Безопасность в быту»

- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. Цель: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.

- Беседы «Что такое безопасность?», «Безопасность дома и в детском саду» Цель: формировать знания детей о правилах безопасности дома и в детском саду.

- Просмотр презентации «Опасные предметы»

- Игровая ситуация «Первая помощь». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

- Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

- Моделирование проблемных ситуаций «Если в дверь стучит незнакомец», «Если звонят незнакомые люди»

- Отгадывание загадок (электробытовые приборы)

- Пальчиковые гимнастики «Ножницы», «Ток бежит по проводам» Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»

- Чтение художественной литературы: О. Корнеева «Осторожным надо быть!», С. Черного «Когда никого нет дома». Цель: познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.

- Дидактическая игра «Безопасный дом» Цель: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.

- Рисование правил по теме «Опасности в быту»

День 2 Тема «Безопасность в природе»

- Беседа «Где в природе прячутся опасности?» Цель: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.

- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…» Цель: развивать мелкую моторику рук и память.

- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа – ветерок» И. А. Лыковой.

- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра – ходилка «Полное лукошко» Цель: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.

- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу» Цель: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное бережное отношение к природе и своему здоровью.

- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке» Цель: развивать лексико – грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.

- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу» Цель: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.

- Аппликация из листьев «Мое любимое насекомое (бабочка)».

- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.

- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу»

День 3. Тема «Безопасность на улице»

- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице»

- Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей». Просмотр мультфильма «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят»

- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…» Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Рисование «Уличные опасности»

- Работа в раскрасках «Будь осторожен»

- Беседа «Безопасность на улице» Цель: совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице, о местах для игр.

- Беседа «Правила поведения с незнакомыми людьми» Цель: совершенствовать знания о правилах поведения с незнакомыми людьми.

День 4 Тема «Дорожная безопасность»

- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».

- Пальчиковые гимнастики «Дорожных правил очень много…», «У него два колеса», «Я построю самолет». Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- НОД по познавательному развитию «Осторожно, улица!». Цель: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ППС, побуждение детей соблюдать ПДД.

- Развитие речи «Отгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Цель: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.

- Подвижная игра «Светофор». Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.

- Подвижная игра «Будь внимателен!» Цель: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.

- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители», «Водители и пешеходы».

- Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Цель: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.

- Дидактическая игра «Подбери знак». Цель: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

- Беседа «Безопасность на дороге» Цель: совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения и важности их соблюдения.

- Рисование, раскраски «Транспорт знаков дорожного движения»

День 5 Тема «Пожарная безопасность»

- Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»

- Пальчиковые гимнастики «Если же стряслась беда…», «Свеча». Цель: развивать мелкую моторику рук детей и память.

- Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг».

- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар».

- Беседа «Спички – не игра, огонь – не забава». Цель: совершенствовать знания о причинах возникновения пожара, закрепить правила поведения при пожаре.

- Рисование «Отважные пожарные» Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.

- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».

День 6 «На работе важной люди работают отважные»

- Беседа с детьми и просмотр презентации «Спасатель – профессия века». Цель: совершенствовать знания детей о профессии, ее предназначении.

- Рассматривание иллюстраций с изображением людей данных профессий (спасателя, полицейского, пожарного, инспектор ГИБДД).

- Дидактические игры «Кому это нужно?», «Узнай по описанию»

- Сюжетно – ролевые игры «Мы – пожарные», «Инспектор дорожного движения».

- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Светофор», Я. Пишумов «Постовой»

3 этап –заключительный (24 февраля – 28 февраля 2023г.):

- Обобщение материалов проекта и оформление презентации по проекту.

- Выставка детских работ «Безопасная дорога».

- Выступление на педсовете по результатам работы над проектом.

- Обмен опытом работы с коллегами.

Итоги проекта:

В ходе подготовки и реализации информационно-познавательного проекта «Чтобы не было беды»были реализованы все задачи:

  1. У детей сформированы навыки безопасного поведения в быту.
  2. Дети умеют адекватно вести себя в опасных ситуациях дома, в ДОУ, на улице.
  3. Дети умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
  4. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
  5. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
  6. Ребенок из пассивного объекта, превратится вактивного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил поведения в опасной ситуации, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.

Список используемой литературы

  1. Н.Н. Авдеева. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - М.: ООО «Издательствуо АСТ – ЛТД», 1998
  2. К.Ю. Белая «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека». – М.: Школьная Пресса, 2010.
  3. Н.Н. Авдеева. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ –ЛТД», 1997.
  4. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста». Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице». – «Детство –пресс», 2008.
  6. Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2014.
  7. Т.И. Данилова «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
  8. О. В. Черемшинцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
  9. Т.А. Шарыгина «Познавательные сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Проект Тема: «Сказки «дедушки» Чуковского» вторая младшая группа (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Формирование знаний детей о значимости книг в жизни человека через творчество детского писателя К.И.Чуковского....

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»

Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия,смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашейстраны. Этот кризис отразился и на сознании совреме...

Краткосрочный проект в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на тему «Чтобы не было беды»

Цель проекта: углубить знания детей по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, в природе, учить нахо...

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...