Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "В единстве - сила России!"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста
«В единстве - сила России!»
Автор: Клюева И.А.,
воспитатель
Цель: формирование основ духовно-нравственного воспитания и чувства патриотизма старших дошкольников через ознакомление с историей России.
Задачи.
Обучающая:
- углублять и уточнять знания детей о Родине – России;
-формировать представление о православной иконе Казанской Божией матери, её роли в истории России.
Развивающая:
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны;
-обогащать словарный запас воспитанников понятиями духовно-нравственной культуры;
-формировать умения детей в продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества;
- воспитывать у детей духовно – нравственные ценности, доброе отношение друг к другу.
Материал к занятию: видеофильм «Россия-Родина моя!»; цветик-семицветик; презентация с иллюстрационным материалом; музыкальное сопровождение для игры «Паровозик дружбы»; запись гимна России; цветная бумага, простые карандаши, ножницы, кисточки, клей, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает всех детей подойти и посмотреть видеоролик «Россия-Родина моя».
-Здравствуйте, ребята! А хотите, я покажу вам очень красивый фильм про нашу страну?
Дети располагаются полукругом. После просмотра, воспитатель говорит детям.
- Ребята, как называется наша страна? (Ответы). Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Как мы уже видели, Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём».
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
-Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей).
Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.
-Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. А сейчас давайте поиграем в игру «Цветик-семицветик».
Игра «Цветик-семицветик».
На столе располагается цветик-семицветик. Дети по очереди выбирают лепестки, воспитатель зачитывает вопрос.
Вопросы:
- Наша страна называется?
- Граждан России называют?
- Столица России?
-Главные достопримечательности столицы России?
- Кто президент России?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Какую реку России называют «великой»?
-Каким цветом флаг России?
-Как называется герб России?
-Какие вы знаете не официальные символы России?
-Назови главные праздники России?
-Какие русские народные сказки вы знаете?
- Что такое Родина?
Последний вопрос викторины музыкальный (звучит гимн России), что это и когда исполняется, и зачем?
(Ответы).
Воспитатель:
-Молодцы, как много вы знаете о своей стране. Ребята, в нашей стране дружно живут и работают люди разных национальностей: русские, татары, корейцы, украинцы и многие другие. У каждого народа свои обычаи и традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, поют разные песни детям в колыбели, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми, жить мирно и дружно.
А теперь давайте и мы с вами покатаемся на паровозике дружбы.
Раздается гудок паровозика.
Проводится подвижная игра «Паровозик дружбы» (под музыкальное сопровождение).
Воспитатель называет имя ребенка-это первый вагончик. Затем первый ребенок называет имя следующего-второй вагончик. Игра продолжается до последнего ребенка.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какой дружный паровозик у нас получился. Молодцы!
Предлагает детям занять свои места.
Воспитатель:
-Ребята, но не всегда на нашей земле русской царили мир и покой. (Показ презентации). Давным-давно жили на нашей земле русичи. (Слайд 1). Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды и несчастья — напали враги-поляки. Они грабили, разоряли нашу землю (Слайд 2). И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Козьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. (Слайд 3). Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 4). И пошли освобождать они Русь великую. А впереди войска несли Икону Казанской Божией Матери. (Слайд 5) .
Перед святою иконой столько молилось людей
Клали земные поклоны, что-то шептали ей.
Просили её с надеждой: - спаси, сохрани, научи
И лик её кроткий и нежный, любви озаряли лучи.
И вот под Москвой встретились русские и польские войска. И была жестокая битва. Два месяца продолжались сражения, и 4 ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. И теперь в этот день в России празднуют День народного единства, а христиане — День Казанской Иконы Божией Матери. В честь этой победы героям народным Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади поставили памятник от всей благодарной России, для Казанской Иконы Божией Матери был выстроен Казанский собор. (Слайд 6).
Ребята, Казанская Икона Божией Матери - одна из самых почитаемых и любимых святынь в русском православии. Чудотворная Матушка Казанская неоднократно в тяжелые для России времена подавала помощь там, где казалось, надежды на спасение уже нет. (Слайд 7). В 1812 году, когда шла война с французами, Михаил Кутузов - русский полководец молился перед чудотворным образом о победе над Наполеоном. (Слайд 8). В своей молитве великий полководец просил благословения у Божией Матери на борьбу с врагами, так уверенно шедшими на Россию. Интересно, что начало перелома в войне наступило в день праздника Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам. Враг был побежден.
Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам икона был доставлена в окруженный фашистами Ленинград. (Слайд 9). Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией. (Слайд 10).
Ребята, история иконы Казанской Божией Матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны. Но не только чудодейственная сила иконы помогла нашему народу в борьбе с врагами, а также его единство и любовь к Родине.
Воспитатель:
-Ребята, вам понравился мой рассказ? Скажите, пожалуйста, какими словами можно охарактеризовать защитников нашей Родины? (Ответы). Что помогло им выстоять перед силами врага? (Ответы).
Воспитатель:
- Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня мы с вами проведем акцию «Мы - вместе!».
Воспитатель предлагает подойти к столам.
Воспитатель:
-Сейчас мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на ватмане, в центре которого изображена территория России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
Дети обводят ладошки и вырезают их силуэты, затем располагают и наклеивают силуэты на ватмане.
После окончания работы воспитатель приглашает детей встать в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Ответы детей (тепло).
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Давайте передадим это тепло друг другу.
Дети соединяют ладошки, стоя по кругу.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему.
Ответы детей.
-Я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "История Государственного флага России"
Дать детям элементарные представления о происхождении флага вообще и об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни....
Открытое тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему "День России"
Музыкально-тематический досуг...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Слава воинам России!»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный дл...
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с Гимном России»
В настоящее время очень важна роль патриотического воспитания и начинать его нужно с дошкольного возраста! Прежде всего стоит познакомить ребят с той страной, в которой они живут, показать видеоряд ил...
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта «Символы России, праздники России, народы России, животные России». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта, занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Символы России, праздники России, народы проживающие на территории Росси, живот...