Включение родителей в образовательный процесс
методическая разработка на тему
Педагогический коллектив ДОУ должен стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklyuchenie_roditeley_v_obrazovatelnyy_process.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение родителей в образовательный процесс.
Педагогический коллектив ДОУ должен стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей. Педагогами группы была разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и педагогам лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, дошкольных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в дошкольном учреждении, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании их личности, развитии его способностей, формировании жизненных приоритетов.
Основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями.
Принцип единства целей образовательного процесса;
Принцип систематичности;
Принцип плановости;
Принцип индивидуальности;
Принцип своевременности.
Система мероприятий.
• Создание условий для сотрудничества родителей и дошкольного учреждения в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
• Включение родителей в совместную с дошкольным учреждением воспитывающую деятельность с детьми.
• Правовое просвещение родителей.
• Совместная с родителями социальная защита детей.
• Организация здорового образа жизни ребенка в семье и дошкольном учреждении.
• Формирование корпоративной культуры образовательного учреждения.
• Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психологического развития детей.
• Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании”, декларация прав человека и ребенка, Устав прогимназии, Правила внутреннего распорядка, и другие локальные акты ДОУ).
• Совместные занятия родителей с детьми (клубы, экскурсии, коллективные творческие дела, Дни семьи).
• Совместная оздоровительная работа семьи и дошкольного учреждения.
(Дни здоровья, спортивные мероприятия).
• Совместное планирование и анализ работы.
Формы работы.
• Родительские собрания (групповые и общие ДОУ).
• Дни открытых дверей.
• Встречи с администрацией и педагогами.
• Проведения Дней семьи.
• Взаимодействие с родительским комитетом.
• Групповые консультации.
• Практические занятия с родителями
Программа включение родителей в образовательный процесс.
Содержание:
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК:
Рекламный проспект
«Детский сад» - комплекс сервисных услуг»
Информационные стенды для родителей
Визитная карточка
Групповые
Творческих микрогрупп
Узких специалистов
Медицинский
Выставка
«Галерея детского творчества»
Реклама образовательных услуг
Размещение рекламных объявлений в печати, Интернете
«Телефон доверия»
Выпуски фото газет «Из жизни группы»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК:
Анкетирование
«Семья и детский сад: лицом друг к другу»
Создание банка данных о семьях воспитанников
1.Социологическое исследование:
определение социального статуса и микроклимата в семье
2.Изучение запросов родителей по оказанию основных и дополнительных услуг
3. Выявление трудных семей
Опрос
«Семья и детский сад – два важных института»
Сочинение с иллюстрациями
«Наша семья»
Интервью
«Позиция родителя в ДОУ»
Тестирование
«Каковы приоритеты в воспитании ребёнка?»
Работа почтового ящика
БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Информационные стенды по направлениям:
Экологическое воспитание
Изобразительная деятельность
Физическое воспитание
Музыкальное развитие
Коррекционное развитие
Выставки для детей и родителей:
Тематические
К праздникам
Авторские
Папки-передвижки
По запросам родителей
По потребностям педагогов
Устный журнал
«Методы воспитания детей дошкольного возраста»
Общие родительские собрания:
Групповые родительские собрания
Дни открытых дверей:
Консультации для родителей «Встречи с узкими специалистами».
Педагогическая пропаганда воспитательно-образовательной работы с детьми через видеоматериалы, экскурсии, стенгазеты, практикумы.
Организация работы родительского «Клуба семейного общения»
Пополнение копилки опыта семейного воспитания
Педагогическая гостиная
Тренинги для родителей
Смотры-конкурсы
БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ.
Участие родительского комитета в составлении плана на учебный год
Совместная работа педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами
Проведение досугов
Открытые занятия в группах с участием родителей
Субботник по благоустройству участков, групповых комнат
Родители постоянно информируются о мероприятиях внутри учреждения. Обмен информацией между родителями и педагогами происходит постоянно по электронной почте, в локальных документах.
Описание норм и правил поведения, нормы- это средства регуляции поведения родителей и педагогов, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех; это требование, предписание, пожелание и ожидание от родителей определенного поведения, это может быть выражено в кодексе корпоративной культуры ДОУ в содержание которого включают:
правила общения с родителями;
правила взаимодействия с семьёй правила для родителей;
заповедь для родителей;
Построение чёткой и отлаженной коммуникативной стороны общения, включающая виртуальные и невербальные каналы. В процессе общения все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) дошкольного учреждения обмениваются знаниями, опытом, научной, методической, педагогической информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместной деятельности, устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе.
При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.
Налаженная коммуникационная система - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между всеми участниками образовательного процесса, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
Ежемесячное поздравление детей и родителей-именинников в уголке «С днем рождения!»
Празднования традиционных мероприятий: День рождения детского сада, Новый год, 8 Марта, где родители принимают активное участие.
Таким образом, перечисленные мероприятия формируют фирменный стиль, имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять своё место в сознании родителей как клиентов образовательных услуг. Позитивная корпоративная культура повышает лояльность родителей, для которых воспитание и развитие их детей является жизненной ценностью. И можно сделать вывод, что если детский сад занимается процессом формирования корпоративной культуры, придает ей должное значения, то он обречен на развитие, так как выжить в современных рыночных условиях учреждение может только с сильной сплоченной командой всех участников образовательного процесса, то есть с эффективной корпоративной культурой.
Приложение.
Правила общения с родителями
Развивайте культуру общения: в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения (толерантность). Умейте выслушать собеседника, понять его, встать на его точку зрения; признать его правоту; убедить в своей правоте.
Будьте демократичны в общении с родителями: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.
Помните, сотрудничество – это не авторитарный (ненасильственный) процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнёров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение и взаимодополнение участвующих сторон.
Помните, опора на положительные качества ребёнка – основа доверия родителей к педагогу.
Учитывайте специфику семьи и формируйте представление родителей о дошкольном учреждении как воспитательно-образовательном социальном институте.
Не забывайте, что взаимодействие семьи и детского сада невозможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.
Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использования его другими родителями (семьями).
Правила взаимодействия с семьёй
Семья в жизни ребенка является постоянной величиной, в то время как детские учреждения и учителя приходят и уходят.
В каждой семье существует свой уклад распределения: ролей, система ценностей, верования и способы разрешения житейских проблем. Специалисты детского сада уважают и готовы принять это разнообразие.
Специалисты дошкольного учреждения учитывают и уважают этнические, культурные социо-экономические различия семей.
Педагоги и коллектив детского сада учитывают и уважают автономию, независимость и право семей принимать самостоятельные решения.
Каждый член семьи является личностью, имеющей индивидуальные интересы, привычки, потребности, учреждение предоставляет широкий выбор различных типов участия семьи в работе детского сада (собрания, консультации, экскурсии, выставки, семейные турниры, практикумы, клубы семейного общения, «Школа молодой мамы» и прочее).
Сотрудничество семьи и специалистов детского сада, их партнерство является ключевым моментом успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса.
Специалисты разрабатывают новые формы и методы работы с семьей, укрепляющие взаимное уважение и партнерство
Педагоги детского сада постоянно представляют родителям полную непредвзятую информацию о пребывании ребенка в детском саду, его развитии.
Специалисты дошкольного учреждения готовы гибко и внимательно реагировать на появляющиеся у семей нужды и предложения.
Правила для родителей
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» – лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, внимательно с уважением слушайте рассказы ребёнка о событиях его жизни, о мечтах, интересах, желаниях, просьбах.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, обзывания ребёнка, «не распускать руки».
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения! Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
Заповеди для родителей
«Искусство общения с ребёнком»
Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, слабым.
Общаясь с ним, радуйтесь потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.
Не менее важно «видеть детей не глазами, а сердцем».
Не ждите, что ребёнок будет таким как ВЫ, как ВЫ хотите. Помогите ему стать самим собой.
Не вымещайте на ребёнке свои обиды.
Не относитесь к его проблемам свысока.
Не унижайте никогда!
Умейте любить не только своего, но и чужого ребёнка.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Включение родителей в образовательный процесс
"Формы работы с родителями при ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"...
Статья "Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий"
Обобщение опыта работы старшего воспитателя по организации работы официального сайта в форме статьи по теме:«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения р...
Мастер-класс для родителей «Создание условий для включения родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию малыша»
Цель: Заинтересовать родителей в стремлении содействовать сенсорному развитию ребенка, создавая необходимые условия и принимать участие в его исследовательской деятельности.Задачи:1.Повысить уровень к...
«Официальный сайт дошкольной образовательной организации как средство включения родителей в образовательный процесс посредством информационно-коммуникационных технологий»
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Существует необходимость нововведений в сотрудничество с родител...
Доклад " Социальная акция" как механизм активного включения родителей в образовательный процесс.
quot;Социальна акция" как механизм активного включения. родителей в образовательный процесс...
Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...
Социально-значимые акции как механизм активного включения родителей в образовательный процесс
В числе задач развития дошкольного образования на современном этапе является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценн...