Развитие графомототорных навыков.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Коляса Зоряна Евгеньевна
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае, имеется в виду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребёнка письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024_z.e.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования

«Развитие графомоторных навыков

детей подготовительной группы дошкольного возраста»

воспитателя Коляса Зоряны Евгеньевны

на 2023-2024 учебный год

Актуальность проблемы:

Очень часто приходится слышать от учителей: «Что интеллект первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука». Встаёт вопрос в достаточной ли мере развита рука первоклассника? можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо  - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.

 Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае, имеется в виду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения  ребёнка письму.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, слева, справа, между, над. под. посередине, с краю и т.д.) учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклон), знакомятся с протяжённостями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

 Подготовка детей к обучению в школе путём формирования графомоторного навыка, к успешному  выполнению их будущей социальной функции воспитанников - одна из важных задач моей деятельности. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска детских способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро.

 Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу подготовки руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыков детей старшей группы дошкольного возраста»

Цель: изучение эффективности занятий с ребёнком для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задача:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития графоморных качеств у детей дошкольного возраста.
  3. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков
  4. Апробировать возможности использования данных методик.

В соответствии с поставленными задачами мною были определены направления  работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьми и родителями, разработан перспективно-тематический план, который включает в себя образовательную  и совместную деятельность с детьми.

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования

Формы работы

сроки

Литература

Практические выходы

Проанализировать психолого – педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе»

В течении года

Федосова Н.А. Готовим ребёнка к письму.

Дошкольное воспитание, 1996-№4.-с.80-84.

Федосова Н.А.

«Читаю и пишу: от рисунка к букве.ч. 1 «Псков. 1995.

Повышение знаний, сбор материала, анализ изученной литературы по данной теме.

Составление  плана по самообразованию по данной теме. Совместная работа детей и родителей изготовление поделок к осени.

Сентябрь-октябрь

Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Новотворцева Н.В. «Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду».2005.

Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма. Дошкольное воспитаение, 1976-№11-с. 77-78.

План по самообразованию

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года.

Выступление на родительском собрании «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры» «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Октябрь-ноябрь

Материалы  Т.А. Павловой, М. Озьясь,  М.М.Безруких.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб: Корона-Век, 2007».

Обработка данных.

Познакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения графомоторных навыков.

Знакомство с «клеткой»

Ноябрь

Безруких М.М.

Ступеньки к школе:

Книга для педагогов и родителей.- М., 2001.

Развиваем руки-чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов , Гаврина  С.Е.

Крупенко О.И. готовим руку к письму; Рисуем по клеточкам.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Научить ориентироваться в тетради в клетке.

Включение пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

В течении года.

Цвынтарный В.В. играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. 1995 №11.

Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя. (Дошкльное воспитание, 2005. №3).

Бардышева Т.Ю.Разгаворчивые пальчики. Журнал «Для самых – самых маленьких».

Пополнение картотеки с пальчиковыми упражнениями в сочетании с массажем кистей рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами, разнообразным материалом и игрушками. Развитие мелкой моторики руки, координации движений, внимания, речи и творческой деятельности детей. Мышка мылом мыла лапку. «Лучик солнышка», «Зайчик в норке»., «Этот пальчик», «Повстречал ежонка ёж…».

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методики и приёмов.

В течение года

Большакова С.Е.

Формирование мелкой моторики рук, Игры и упражнения.-М. ТЦ Сфера, 2006. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. Начальная школа. 1996. №8 с. 12-13. Толбанова  А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1988, №9. С.81-82, 1989 №10.с. 94-95

  1. Штриховка
  2. Рисование по трафаретам
  3. Дорисовка (по принципу симметрии).
  4. Дорисовка геометрических фигур
  5. Дорисовка недостающих деталей
  6. Упражнение оживи рисунок
  7. Рисование по шаблонам
  8. Обведи и раскрась
  9. Обведи фигуры по точкам, не отрывая карандаш
  10. Работа в рабочей тетради
  11. Вырезывание ножницами различных фигурок из журналов
  12. Лабиринты
  13. Раскраски, рисование по замыслу
  14. Применение нетрадиционных способов аппликации
  15. Применение нетрадиционных

 способов рисования.

  1. Конструирование

 

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

В течении года

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.

Детство- ПРЕСС, 2013.

Бардышева Т.Ю.здравтвуй пальчик. Пальчиковые игры-М. «Карапуз», 2007.

Пальчиковый театр, пазлы. Мозаика, конструктор, теневой театр, настольный театр.

Дидактические игры,

  1. Выкладывание шерстяной нити по контору какого-либо изображения.
  2. «Кто скорее свернёт ленту» (две ленты, закреплённые одним концом на палочках, длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета) надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
  3. «Путешествие пальцев» (лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки для передвижения пальцев»).
  4. Составь узор из спичек и палочек. (набор геометричексих фигур).
  5. Выкладывание узора из круп.
  6. Разные лепбуки.

Познакомить детей с понятием «строка».

Декабрь

Алексеева Е.Н. рука волшебница. Псков. 2005.

Нищеева Н.В.  комплекты рабочих тетрадий.

Предложить детям дорисовать узоры (рисование орнаментов, разных росписей; Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Бурятский орнамент, роспись глиняных изделий).

Выставка «Работы выходного дня». (выставка семейных работ).

Изготовление поделок «Зима»

Декабрь

Совместная выставка творческих работ детей и родителей. Использование разных методов изобразительной деятельности с целью развития моторики рук у детей.

Консультация для родителей «Комплекс мер, спосбствующих развитию движений рук и ручной умелости».

Декабрь-

Январь

Кутявина Н.Л.,

Топоркова И.Г.,

Щербина С.В.-

Ярославль: «Академия развития», 1997.

Рахманова Е.М. графические диктанты для дошкольников, метод пособие для педагогов и родителей- М.: гумманитарное издательство Центр ВЛАДОС, 2008.

Консультация.

Выставка работ для родителей «Волшебные пальчики»

Январь-

Февраль

Выставка детских творческих работ.

Беседа с родителями на тему «Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелко моторных пособий, художественно-творческой деятельности».

Январь

Максакова А.И.

Развитие правильной речи ребёнка в семье.

Пособие для родителей и воспитателей. М. Мозаика-Синтез, 2008.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук у детей .

Февраль

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб,

Детство – ПРЕСС-2013

Выставка дидактических игр, буклетов, памятки по развитию мелкой моторики.

Профилактика нарушений письма

В течении года

Брехунова Г.Н., послушные буквы,

М.Л. Лукашенко,

Н.Г. Свободина Дисграфия. Исправление ошибок при письме.

В. Романова  М.ИЗД.-ВО. Эксмо, 2004-128с.

Правильно держать карандаш, правильная посадка.

Расширять знания родителей о том, как надо развивать навыки у детей.

Март-Апрель.

Федосова Н.А.

Готовим ребёнка к письму,  дошкольное воспитание, 1996 №4. С. 80-84.

Федосова Н.А.

Читаю и пишу от рисунка к букве.

Т.Ю. Бардышева.-М.2001.

Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков».

Итоговое родительское собрание о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года

Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

В течении года

Бардышева, Т.Ю.

Разговорчивые пальчики. Журнал «Для самых маленьких».

Развитие мелкой моторики руки, координация движений, внимания, речи и творческой деятельности детей.

выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на конец учебного года.

Апрель- Май

Матералы: Т.А. Павловой, М.

Озьяс,, М.М. Безруких.

Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

Анализ результатов исследования.

Отчёт по теме по самообразованию.

Май

Итоговый отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1.Повышение теоретического научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

2. Улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников.

3.Разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний воспитателей, родителей по вопросам воспитанников.

4. Обобщение опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...