Мастер -класс для воспитателей
методическая разработка (младшая группа)
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
...Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.
Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.
Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов.
«Подготовка к проведению театрализованной деятельности в ДОУ»
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
...Вот первобытный человек надевает на себя ритуальную маску. Древние египтяне изготавливают каменные статуи для празднеств, посвященных богам Осирису и Изиде.
Древнегреческие актёры надевают на себя маски злых и добрых героев, богов и простых смертных. Гигантские древнеримские статуи поворачивают головы и кивают. Католические мадонны льют слёзы. А народные Петрушки, Панчи, Полишинели, Гансвурсты поносят служителей культа...
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас существуют в профессиональных кукольных театрах, при школах, детских садах и просто в больших дружных семьях.
Вспомните, что у каждого из нас в детстве наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, осветительной аппаратуры, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице воздвигаются крепости. Их крутые стены штурмуют оловянные солдатики. А когда нет солдатиков, их место занимают деревянные спички с командиром Коробкой. В быстрых весёлых ручейках плавают деревяшечки и простейшие бумажные лодочки, но тетерь это уже быстроходные фрегаты, шхуны, каравеллы.
С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям.
Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской больнице и пр. Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.
Родителям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду разговаривают от лица своих кукол. Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: "Ну что все собрались?" или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.
Крохотные марионетки, надевающиеся на детский пальчик, скрасят вашим детям многие часы, проведённые в автомобиле или в приёмной врача.
Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол.
Куклы - артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или "анатомией", как говорят кукольники, зависимости от "анатомии" традиционные театральные куклы могут быть пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы - марионетки, куклы с "живой рукой", люди-куклы.
Фантазия педагогов не стоит на месте, так ими выдуманы и новые виды кукольного театра, которые очень понравились детям: это - "куклы - варежки", "конусные" куклы для настольного театра, куклы - кулёчки (куклы - потешки) и пр.
Приложение
Театр игрушек-«топотунчиков»
Игрушки для этого театра вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста. Такие игрушки имеют подвижные ножки или задние лапки и могут шагать, плясать, прыгать, садиться на маленькие стульчики (по размеру игрушки), причем каждый их шаг самостоятельно озвучен. Отсюда и название — «топотунчики» (рис. 1).
Изготовление — элементарно, а набор необходимых материалов доступен и прост. Нарисуйте на плотной бумаге или на картоне персонажей вашей будущей пьесы и вырежьте по контуру. Ножки или задние лапки рисовать не нужно, эту функцию выполняют указательный и средний пальцы. На них надеваются «башмачки» — наперстки или пробочки. Для того чтобы во время игры «башмачки» не упали, можно прикрепить их (проделать отверстия и пришить) сначала к «чулочкам» из трикотажной ткани на резинке (круглая шляпная резинка), а потом уже надеть их вместе с чулочками на пальцы. Сама фигурка надевается на тыльную сторону руки при помощи пришитой к игрушке резинки.
Рисунок 1
Театр кукол из варежек и перчаток
Для изготовления кукол для такого театра пригодятся старые варежки и перчатки, а так же разноцветные нитки, пуговицы, бусины, вата или поролон. Игрушка из варежки надевается на руку и приходит в движение при повороте руки. Действие развивается на ширме (в этом случае рука спрятана за ширмой) или без ширмы.
Варежка может служить головой персонажу, большой палец варежки — большим или маленьким (половину пальчика вправить внутрь и зашить) носом. Дополнительные детали - уши, волосы, косички, рот, глаза, шапочка. Они появятся благодаря фантазии ребенка, который будет делать куклу. Для ребенка 6—7 лет придумать это несложно, вы же можете выбрать материал и сделать выкройки. Глазами могут стать бусины и пуговицы, рот — нарисован и вырезан из картона. Уши — из второй варежки (для того, чтобы цвет лица и цвет ушей соответствовали друг другу). Отдельные волоски — сложенная вдвое толстая шерстяная нитка (вязальным крючком в нужном месте введите петельку внутрь варежки; через 2 мм выведите ее наружу и оставшийся хвостик нитки пропустите через петлю, затяните петельку, потянув за хвостик). Косы лучше сначала сплести, потом пришить к головке.
На запястье, под варежку, наденьте юбочку на резинке. Длина такой юбочки равна расстоянию от запястья ребенка до его локтя. При повороте руки кукла может кланяться, наклоняться, кивать «да» или «нет».
Варежка может служить кукле туловищем. Тогда к варежке пришиваются голова, лапки, крылышки, а большой палец варежки служит кукле хвостиком, который активно действует (рис. 2).
Для такого театра кукол можно сделать и из старых перчаток. Как и куклы из варежек, куклы из перчаток тоже могут быть самыми разнообразными по способу их изготовления. Самый простой — использование пальчиков перчатки для изменения конфигурации игрушки. Оставляем указательный палец (немного уменьшив его) и мизинец, убрав остальные пальчики внутрь и зашив, — получается зайчик. Оставляем эти же пальчики на перчатке, но сильно уменьшив их, — это будет котенок. Если же эти укороченные пальчики опустить и пришить снизу — выйдет поросенок или собачка. Если убрать средний пальчик на перчатке, то большой и указательный, безымянный и мизинец будут выглядеть как рожки, останется добавить бородку из ниток, и получился козлик.
Очень интересные куклы получаются из двух перчаток. Одна перчатка пойдет на туловище, вторая — на голову и хвостик персонажа.
Головка. Отрежьте у перчатки большой пальчик — он пойдет на хвостик, и зашейте это место. Теперь сложите перчатку поперек и в образовавшийся кармашек спрячьте все пальчики и ту часть перчатки, от которой они отходят, по принципу выворачивания наизнанку. Сложите еще раз перчатку пополам, но теперь вдоль, и еще раз выверните, зашейте, придавая головке нужную форму.
Готовая головка пришивается к среднему пальчику второй перчатки (ближе к основанию пальца), на границе кисти руки и запястья пришивается хвостик. Глаза и носик — бусины или пуговки, усы — короткие пучки ниточек или мягкая проволока.
Перчатка с закрепленной на ней головкой и хвостиком надевается на руку. Средний палец чуть подгибается под ладонь, он управляет головой игрушки, остальные пальчики играют роль лапок.
Рисунок 2
Театр кукол из коробок
Для такого театра пригодятся самые разные коробки и коробочки: цилиндрические, кубические, в виде горшочков и параллелепипедов. Главное, чтобы в коробочку как раз могла поместиться рука ребенка. Одновременно коробка не должна быть и очень большой, так как в этом случае управление куклой, изготовленной из нее, затрудняется.
Коробка может служить головой, и тогда, как и в театре перчаток и варежек, на запястье, под коробку, надевается юбочка на резинке, достающей до локтя ребенка, или коробка полностью изображает персонажа. В обоих случаях коробка-игрушка надевается на руку (рис. 3).
Театр кукол из воздушных шаров
К сожалению, такие куклы менее долговечны, чем другие. Но они просты в изготовлении и недороги (рис. 4).
Слабо надутый шар служит кукле головой, нос — часть этого же шара, перетянутая ниткой (на большом шарике получается маленький). Туловище состоит из плоской рейки шириной 5 см, длиной 20—25 см (к центру рейки прибивается, или прикручивается через отверстие болтиком и гайкой, еще одна рейка-держатель куклы в виде буквы «Т») и чехла-юбки, который надевается на палочку, как на вешалку. Можно к чехлу пришить руки-рукава, собранные внизу на нитку и заканчивающиеся ладошками.
Голова привязывается к палочке посередине, оформляется, при этом используются самые разные материалы: бумага, ткань, нитки. Лицо (глаза, рот, брови, морщинки, румянец) можно нарисовать фломастерами.
Водят такую куклу за держатель одной рукой, другой рукой можно поворачивать голову или работать одной рукой куклы. При вождении вдвоем подвижность куклы увеличивается.
Рисунок 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26
В материале показаны разные варианты педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...
Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.
14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 &laq...
Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »
мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
методическая разработка Мастер-класс для воспитателей "Формирование гармоничных взаимоотношений в триаде- родители - дети - воспитатели
материал рекомендован для проведения мероприятий с родителями...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....