Трудовое воспитание в дошкольном возрасте по ФОП ДО. Выступление на педагогическом совете
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Филатова Лидия Викторовна

Трудовое воспитание дошкольников не должно быть принудительным или навязанным. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали удовольствие от процесса труда, чувствовали себя полезными и видели его результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_pedsovet_trud.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте по ФОП ДО

Выступление на педагогическом совете

Филатова Л.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 618»

В ФОП ДО в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей на каждый дошкольный возраст. Решение задач воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач трудового воспитания:

- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Трудовое воспитание  включает в себя:

1. Формирование положительного отношения к труду: воспитатели должны прививать детям понимание важности труда и его результатов.

2. Развитие навыков самообслуживания: умение самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой и т.д.

3. Обучение простым трудовым навыкам: выполнять простые задания, такие как уборка игрушек, помощь в сервировке стола и т.д.

4. Развитие творческих способностей: предоставить детям возможность проявлять свою творческую активность в процессе труда.

5. Формирование навыков сотрудничества: умение работать в команде, делиться обязанностями и помогать друг другу.

6. Обучение безопасности труда: знание основных правил безопасности при работе с инструментами и материалами.

7. Развитие самостоятельности: умение самостоятельно принимать решения и выполнять задания без постоянного контроля со стороны взрослых.

Рассмотрим виды трудовой деятельности дошкольника.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).Формирование  навыков самообслуживания начинается с показа действия с объяснением и выполнения действия вместе с детьми.

Важно сохранить  стремление детей к самостоятельности и не погасить детскую инициативу. Эффективный прием – положительная оценка. 

Хозяйственно – бытовой труд у детей появляется очень рано, так как он наиболее доступный пониманию ребенка. Этот вид труда предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов, уход за комнатными растениями, дежурство. Характерной особенностью такого вида труда является общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Не следует чрезмерно опекать детей, надо чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия

 Труд в природе– особый вид труда для детей. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, озеленение участков, выращивание определенных видов овощей (горох, бобы, фасоль, зелёный лук). В совместном труде могут участвовать все дети, необходимо постоянно поддерживать интерес к труду, вносить элементы творчества.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основу экологического образования. Важно, что дети видят результаты своего труда. Они могут сеять семена, выращивать рассаду цветов, лука, зелени. Дети постарше проводят опыты, эксперименты.

Ручной и художественный труд - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.  Ребенок в таком труде проявляет творчество, изобретательность, конструирует, развиваются трудовые навыки и творческие способности.

Трудовое воспитание дошкольников мы строим, во-первых, на тесном взаимодействии с родителями. На консультациях, в беседах мы объясняем родителям важность этого направление в развитии личности ребёнка, в развитии важных жизненных навыков. Во-вторых, так планируем трудовую деятельность, чтобы нашим воспитанником было интересно, и они могли проявить творчество и свою индивидуальность.

В трудовом воспитании мы используем различные формы и методы. Например, игровые технологии. Например, когда дети играют в сюжетно-ролевую игру "Магазин",  каждый ребенок проигрывает разные профессиональные роли, знакомится с профессиями и учится взаимодействовать друг с другом. При организации игры мы создаём проблемную ситуацию «Заболел водитель», «В магазин не поступил товар», «В кассе нет наличных денег», «Маша пришла в магазин и забыла, что ей надо купить» и другие. Проблемная ситуация помогает не только дать детям знаниями о труде взрослых, но и развивать игру. Игры обогащаются сюжетом, развиваются, пересекаются.

Проектная деятельность. По трудовому воспитанию мы вместе с родителями реализовали несколько проектов: «Комнатные растения», «Весёлый субботник», «Много снега на дворе». В ходе проектной деятельности наши воспитанники учатся трудиться и узнают много нового, о растениях, сезонных изменениях, свойствах предметов. В проектах родители принимают активное участие, так как видят результаты своего и детского труда: комнатные растения растут и цветут, снег, листва на участке убраны.

В трудовом воспитании мы используем экспериментирование и опыты: недавно мы прорастили семена цветов и огородных культур на рассаду, вырастили лук. Оборудование для экспериментов и опытов принесли родители. Детям очень нравится наблюдать за ростом растений, особенно после выходных или праздников, когда это  особенно заметно.

 Эффективная форма трудового воспитания, на наш взгляд – это дежурство. Это выполнение детьми определённых обязанностей по поддержания чистоты и порядка в группе. Дежурство позволяет детям почувствовать себя частью коллектива и научиться выполнять свои обязанности. Дежурство мы организуем с учетом возраста и возможностей детей.

Отмечу, что трудовое воспитание дошкольников не должно быть принудительным или навязанным. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали удовольствие от процесса труда, чувствовали себя полезными и видели его результаты. 

В целом, трудовое воспитание дошкольников по ФОП является важной частью образовательного процесса и помогает развивать у детей важные жизненные навыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

" Система работы дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи"Выступление на педагогическом совете

При создании системы для работы с детьми с нарушениями речи учитывались онтогенетический принцип, принципы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...

Педагогическая игра – викторина для педагогов, узких специалистов Тема «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

Педагогическая игра – викторинадля педагогов, узких специалистовТема  «Трудовое  воспитание детейдошкольного возраста »...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (выступление на Педагогическом совете)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...