Конспект педагогического совета на тему: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"
методическая разработка

Шашко Наталья Михайловна

Педагогический совет в форме деловой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3

от 05.02.2019г.

Тема:

"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ"

 

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.
  2. Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «трудовое воспитание».
  3. Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.
  4. Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

Повестка дня

  1. Вступительное слово старшего воспитателя.
  2. Деловая игра.
  3. Подведение итогов смотра-конкурса по трудовому воспитанию в МКДОУ детский сад «Теремок».
  4. Рефлексия.
  5. Решение педагогического совета.

Ход педагогического совета.

Уважаемые педагоги, рада вас приветствовать в музыкальном зале. Прежде чем начать наш педагогический совет, у меня для вас есть интересное задание: встаньте в круг, у меня на подносе лежат разноцветные листочки, на которых написаны пословицы, задача педагога – продолжить эту пословицу).

Деловая игра.

1 задание для педагогов: «Продолжи пословицу…»

цель: разделить педагогов на 2 подгруппы.

Больше дела – меньше слов.        

Глазам страшно, а руки делают.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Муравей не велик, да горы копает.

Пошло дело на лад – и сам ему рад!

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

С помощью цветовой гаммы, педагоги делятся на две подгруппы.

Прошу занять свои места, красный цвет – справа, а зеленый цвет – слева.

Вступительное слово старшего воспитателя.

Уважаемые коллеги, вы продемонстрировали свои знания пословиц, а сейчас я хотела бы уточнить у вас, как вы считаете какова тема нашего сегодняшнего педагогического совета?

Педагоги: Трудовое воспитание дошкольников.

Старший воспитатель: совершенно верно.

Старший воспитатель: давайте вспомним, что говорится в ФГОС дошкольного образования о трудовом воспитании дошкольников.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда в области «Социально-коммуникативное развитие».

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Старший воспитатель: Давайте вспомним виды труда в ДОУ

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Старший воспитатель: Коллеги, давайте вспомним, как воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников и учитывать виды труда. Предлагаю Вам рассмотреть следующие таблицы.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания.

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду)

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

 

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, наводят порядок в групповой комнате (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе.

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

 Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи.

Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. Собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

 

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда.

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам.

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Предлагаю Вам пройти Блиц – опрос по теме педагогического совета. 

Задается поочередно каждой подгруппе педагогов.

1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?   (самообслуживание)

2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

4. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

5. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно-бытовой или коллективный)

6. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)

Старший воспитатель: Предлагаю решить практические ситуации, нужно дать советы, как воспитатель.

«Размышлялкино».

Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу.

Объясните возможные причины такого поведения ребенка.

Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются.

О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Старший воспитатель: а сейчас проанализируйте ситуации и дайте совет родителям.

Проанализируйте ситуацию и дайте маме мальчика совет.

Ситуация 1. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик, и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы, как педагог должен себя вести?

Ситуация 2.  К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие. Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов!

Задание: Как можно справиться с трудностями, которые указаны в левой части таблицы? Предложите свои варианты и запишите их в правой части.

Затруднения

Как решить? Пути решения.

Не получается мотивировать детей к трудовой деятельности

Сложно объяснить дошкольникам правила техники безопасности

Часть оборудования остается невостребованной или, наоборот, его не хватает на всех детей

Дети не понимают предлагаемые модели последовательности трудовых действий и не используют их

Во время трудовой деятельности не все дети задействованы или конфликтуют из-за того, кто и что будет делать

Сложно выбрать форму трудовой деятельности

Дети не испытывают положительных эмоций от трудовой деятельности и не проявляют интерес к полученным результатам

Задание: с помощью памятки разработайте фрагмент трудовой деятельности детей.

Памятка «Как организовать трудовую деятельность детей»

  1. Продумайте, как будет организован труд детей.
  2. Определите формы трудовой деятельности. 

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

поручения (отдельным детям, небольшим группам),

дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы), поочерёдное выполнение детьми обязанностей,

коллективный труд (организуемый воспитателем и самими детьми, небольшими группами и всей группой).

  1. Подберите приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
  2. Оформите для детей модели с последовательностью трудовых действий.
  3. Подготовьте необходимое оборудование.
  4. Обсудите с детьми правила техники безопасности, которые они должны соблюдать.

4.        Подведение итогов смотра-конкурса по трудовому воспитанию в МКДОУ детский сад «Теремок». Вручение дипломов.

Подготовительная к школе группа - В номинации:

«Качественная и продуктивная подготовка и лучшее проведение трудовой деятельности с детьми»

Средняя группа - В номинации:

«Эстетичность оформления центра трудовой деятельности»

Младшая группа - В номинации:

«Воспитание положительного отношения к труду у младших дошкольников»

Старшая группа - В номинации:

«Развитие предметно-пространственной среды группы по трудовому воспитанию детей»

4.        Рефлексия.

Уважаемые педагоги, предлагаю провести рефлексию. Давайте поделимся впечатлениями о педагогическом совете. 

Слово-эстафета, которая требует от каждого из нас краткости, как говорил А. П. Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, нужно взяв вот тот кубик продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться, если я…».

5.        Решение педагогического совета.

Хотелось бы закончить наш педсовет изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

доклад на педагогическом совете" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Специфика развития математических способностей В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способно...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание прогр...

Выступление на педагогическом совете. Деловая игра "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"

Игра для воспитателей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»

Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения  осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...