Конспект "Бумага и ее свойства" - старшая группа 2024 год
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ул. Мира ,4, с. Шурышкары , 629650, Шурышкарский район, 8 (34994) 62-3-74, 62-3-87, факс 62-3-74, ИНН 8907001240, р/с 40701810700001000016 БИК 047182000 в РКЦ г. Салехард ГУ Банка России E-mail: ipk741.80@mail.ru |
Конспект занятия в старшей группе на тему «Бумага и её свойства»
Воспитатель
1 младшей группы:
Петрачук О.М.
с. Шурышкары, 2024 г.
Конспект занятия в старшей группе на тему «Бумага и её свойства»
Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах и производстве.
Задачи: •Дать детям элементарные понятия о производстве бумаги из древесины.
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру;
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;
• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение;
• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.
Материал и оборудование: сундучок, деревянная ложка, ножницы, образцы разных видов бумаги, лупа, заготовки цветов, емкости с водой, картинки-схемы, мультимедийный экран.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга. Становитесь в круг.
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем проводить опыты и экспериментировать. Я принесла вот такой сундучок, в нем находится то, с чем мы будем экспериментировать. А что это вы узнаете, отгадав загадку:
Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой.
Дети: Бумага.
Воспитатель: Давайте проверим (открываю сундучок, в сундучке лежит лист бумаги и деревянная ложка).
Воспитатель: Правильно ребята, это бумага, но здесь еще что-то есть… ложка.
Воспитатель: Как вы думаете, что может быть общего у этих двух предметов?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. И бумага, и ложка сделаны из дерева. А кто скажет, для чего нам нужна бумага?
Дети: Чтобы писать, рисовать, и др. ответы детей.
Воспитатель: Все верно. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. А вот, всегда ли у человека была бумага?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?
Дети: На камнях, на скалах.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.
В разные времена люди писали на разных материалах. Например, на камнях выцарапывали различные знаки и фигуры животных.
У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это слой березовой коры. Буквы нацарапывали особыми костяными инструментами. Но со временем появился новый материал, на нем было очень просто писать. Это – бумага. Первая бумага появилась в Китае.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как изготавливают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: А хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда все внимание на экран.
Просмотр презентации «История изготовления бумаги».
Воспитатель: Ну вот, теперь вы узнали, какой это долгий процесс изготовления бумаги. И чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
А сейчас давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Бывает, не бывает».
Дидактическая игра «Бывает, не бывает».
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Я буду называть предмет, и если вы считаете, что он может быть выполнен из бумаги, поднимаете руки вверх. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:
бумажная книга,
бумажный стул,
бумажная обувь,
бумажный альбом,
бумажная коробка,
бумажное зеркало,
бумажный стол,
бумажный журнал,
бумажный дом,
бумажное платье.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а как вы думаете, почему из бумаги не строят дома, не шьют одежду?
Ответы детей.
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А вот прочная ли бумага мы можем узнать, изучив ее свойства с помощью опытов в нашей лаборатории. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходите, присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Обратите внимание на образцы бумаги, лежащие перед вами. Потрогайте, посмотрите, погладьте по очереди поверхность бумаги и скажите, какая она?
Дети: Белая, гладка, шероховатая.
Воспитатель: Теперь еще раз потрогайте полоски и скажите, все ли они одинаковые по толщине?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, бумага бывает тонкой и толстой. У вас на столах лежат образцы обычной бумаги для рисования, картон. И сейчас мы проведем первый опыт.
Опыт № 1 «Бумага мнется».
Воспитатель: Возьмите в руку бумагу для рисования и попробуйте смять ее, что получилось?
Дети: Бумажный комок, бумага смялась.
Воспитатель: А теперь проделайте те же действия с картоном.
Дети самостоятельно выполняют работу.
Воспитатель: Что вы скажете? Что случилось с картоном?
Дети: Он тоже смялся, но бумагу легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше.
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Дети: бумага мягкая, картон - тверже.
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Дети: Бумага мнется.
Воспитатель: Все верно, бумага мнется, и чем тоньше бумага, тем легче она мнется.
Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.
Опыт № 2 «Бумага не разглаживается, не становится прежней».
Воспитатель: А попробуйте распрямить бумагу, а затем картон, разгладьте полоски ладошкой.
Получилось? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становятся прежней. И это еще одно свойство бумаги. Поэтому нельзя мять книги и тетради, но можно мять бумагу для поделок.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
Опыт № 3 «Бумага режется».
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся ножницы. Сейчас мы попробуем разрезать бумагу для рисования. Теперь попробуем разрезать картон. Что вам было легче резать? Какой сделаем вывод?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумага режется, тонкая бумага режется легче, картон – труднее.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
Воспитатель: Перед тем как приступить к следующему эксперименту, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнем
И опять ее порвем.
Опыт №4 «Бумага рвется».
Воспитатель: Возьмите кусочек бумаги для рисования и начните ее рвать.
Рвется бумага? А теперь попробуйте порвать картон. Что скажете?
Дети: Картон тоже рвется.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Дети: Бумага рвется.
Воспитатель: Да ребята, бумага легко рвется, поэтому надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
Опыт №5 «Бумага состоит из волокон».
Воспитатель: У вас на столах лежат увеличительные стекла. Сейчас мы через них посмотрим на разрыв бумаги. Что вы видите?
Дети: ворсинки, пух и несколько слоев бумаги.
Воспитатель: Да. Бумага состоит из мелких волокон, плотно прижатых друг к другу. А что же это за волокна? Из чего делают бумагу?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Все верно, молодцы. Это древесные волокна.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
Опыт № 6 «Бумага впитывает воду».
Воспитатель: Обратите внимание, ребята, у вас на столах стоят емкости с водой, для того, чтобы определить еще одно свойство, я предлагаю вам опустить лист бумаги в воду. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой.
Дети: По мере намокания она тонет.
Воспитатель: А теперь опустите в воду картон.
Дети самостоятельно выполняют действия с картоном.
Воспитатель: Что вы заметили, когда опускали в воду картон.
Дети: Картон впитал воду медленней.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Дети: Бумага впитывает воду.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
Воспитатель: Все верно, тонкая бумага намокла быстрее, бумага поплотней, тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Итак, ребят, сегодня мы с вами выяснили, что бумага боится воды, легко мнется, рвется, режется, значит, бумага материал не прочный. Теперь мы с вами можем сказать точно, почему же из бумаги не шьют одежду и не строят дома?
Дети: Да, потому что, бумага непрочная.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, я вам приготовила небольшой сюрприз, вы любите сюрпризы?
Ответы детей.
Воспитатель: Но мне понадобится ваша помощь. Посмотрите, у меня в сундучке есть красивые бумажные цветы. Нам с вами необходимо загнуть лепесточки у цветов. У нас получились бутоны. А как вы думаете, они могут сами распуститься?
Ответы детей.
Воспитатель: А я знаю секрет, как помочь нашим цветам. У меня на столе стоит емкость с водой. Давайте опустим в нее наши цветы и посмотрим, что же с ними произойдет. Смотрите, цветы постепенно распускаются? Почему это получилось, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, все дело в воде. Наши цветы из бумаги, а бумага состоит из мелких древесных волокон. Когда бумага была сухой, мы ее легко согнули. А когда положили на воду, волокна наполнились водой и выпрямились. Наша бумага начала разгибаться. Вот сколько интересных
секретов мы с вами сегодня открыли.
Заключительный этап:
Воспитатель: Работу в лаборатории мы закончили, предлагаю вернуться в группу.
Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим картинки-схемы и вспомним свойства бумаги.
Дети: Бумага мнется, не разглаживается, режется, рвется, впитывает воду.
Воспитатель: А из чего изготавливают бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: А как надо обращаться с бумагой?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумага это благо, которое создает человек. Когда берете в руки книгу, или салфетку помните, сколько труда вложено в эту вещь. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
Рефлексия:
-Ребята, вам понравилось наше занятие?
-Что вам понравилось больше всего?
-Что нового вы узнали?
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, отвечали на вопросы, делали выводы. И теперь вы сможете поделиться своими знаниями с ребятами из нашей группы или со своими родителями. Я очень рада, что вам понравилось наше занятие, но оно подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо за внимание!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)
Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Бумага и ее свойства» (старшая группа)
Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное ,познавательное развитие, речевое художественно- эстетическое развитие» Цель: Познакомить детей о процессе изго...
Организованная образовательная деятельность познавательное развитие «Воздух и его свойства» (Старшая группа)
Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойства» (старшая группа)
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...
Конспект "Снег и его свойства" старшая группа
Конспект по ФКЦМ...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Лёд и его свойства» (старшая группа)
Цель:создание социальной ситуации развития детей для ознакомления со свойствами льда в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:формировать представления детей о льде, его свойствах...
Родительское собрание в старшей группе Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы», 2024
Родительское собрание в старшей группеТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»...