Конспект "Бумага и ее свойства" - старшая группа 2024 год
план-конспект занятия (старшая группа)

Петрачук Ольга Михайловна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_ee_izgotovleniya.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР»

ул.  Мира ,4,  с.  Шурышкары ,  629650,  Шурышкарский район,

8  (34994) 62-3-74, 62-3-87,  факс 62-3-74,  ИНН  8907001240,

р/с  40701810700001000016     БИК  047182000  в  РКЦ  г.  Салехард  ГУ  Банка  России

E-mail:   ipk741.80@mail.ru

Конспект занятия в старшей группе на тему «Бумага и её свойства»

 

                                                                                         

                                                                                                     Воспитатель

                                                                                       1 младшей группы:  

                                            Петрачук О.М.

                                                                                               

                                                 с. Шурышкары, 2024 г.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Бумага и её свойства»

Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах и производстве.

Задачи:   Дать детям элементарные понятия о производстве бумаги из древесины.

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру;

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;

• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение;

• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Материал и оборудование: сундучок, деревянная ложка, ножницы,   образцы разных видов бумаги, лупа, заготовки цветов, емкости с водой, картинки-схемы,  мультимедийный экран.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга. Становитесь в круг.

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем проводить опыты и экспериментировать.  Я принесла вот такой  сундучок, в нем находится то, с чем мы будем экспериментировать. А  что это вы узнаете, отгадав  загадку:

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой.

Дети: Бумага.

Воспитатель: Давайте проверим (открываю сундучок,  в сундучке лежит лист бумаги и деревянная ложка).

Воспитатель:  Правильно ребята, это бумага, но здесь еще что-то есть… ложка.

Воспитатель: Как вы думаете, что может быть общего у этих двух предметов?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята. И  бумага, и ложка сделаны из дерева. А кто скажет, для чего нам нужна  бумага?

 Дети: Чтобы писать, рисовать,  и др. ответы детей.

 Воспитатель:  Все верно. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.  А вот, всегда ли у человека была бумага?

Ответы детей.

Воспитатель:  Как вы думаете, на чем в древности писали люди?

Дети: На камнях, на скалах.

Воспитатель:  Ребята посмотрите  на экран.

В разные времена люди писали на разных материалах. Например, на камнях выцарапывали различные знаки и фигуры животных.

У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это слой березовой коры. Буквы нацарапывали особыми костяными инструментами. Но со временем появился новый материал, на нем было очень просто писать. Это – бумага. Первая бумага появилась в Китае.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как изготавливают  бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель: А хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда все внимание на экран.

Просмотр презентации «История изготовления бумаги».

Воспитатель: Ну вот, теперь вы  узнали, какой это долгий процесс изготовления бумаги. И  чем больше делается бумаги, тем меньше остаётся деревьев.  Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

 А сейчас давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Бывает, не бывает».

Дидактическая игра «Бывает, не бывает».

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Я буду называть  предмет, и если вы считаете, что он может быть выполнен из бумаги, поднимаете руки вверх. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:

бумажная книга,

бумажный стул,

бумажная обувь,

бумажный  альбом,

бумажная коробка,

бумажное зеркало,

бумажный стол,

бумажный журнал,

бумажный дом,

бумажное платье.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а как вы думаете, почему из бумаги не строят дома, не шьют одежду?

Ответы детей.

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А вот прочная ли бумага мы можем узнать, изучив ее свойства с помощью опытов в нашей лаборатории. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда проходите, присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Обратите внимание на образцы бумаги, лежащие перед вами.  Потрогайте, посмотрите, погладьте по очереди поверхность бумаги и скажите, какая она?

Дети: Белая, гладка, шероховатая.

Воспитатель: Теперь еще раз потрогайте полоски  и скажите, все ли они одинаковые по толщине?

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, бумага бывает тонкой и толстой. У вас на столах лежат образцы обычной  бумаги для рисования, картон. И сейчас мы проведем первый опыт.

Опыт № 1 «Бумага мнется».

Воспитатель:  Возьмите в руку  бумагу для рисования и попробуйте смять ее, что получилось?

 Дети: Бумажный комокбумага смялась.

Воспитатель: А теперь проделайте те же действия с картоном.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Воспитатель: Что вы скажете? Что случилось с картоном?

 Дети: Он тоже смялся, но бумагу легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше.

Воспитатель:  А как вы думаете почему?

Дети:  бумага мягкая, картон - тверже.

Воспитатель:  Какой вывод сделаем?

Дети: Бумага мнется.

Воспитатель:  Все верно, бумага мнется, и чем тоньше бумага, тем легче она мнется.

 Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.

Опыт № 2 «Бумага не разглаживается, не становится прежней».

Воспитатель:  А  попробуйте распрямить бумагу, а затем картон, разгладьте полоски ладошкой.

Получилось? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:  Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становятся прежней.  И это еще одно свойство бумаги. Поэтому нельзя мять книги и тетради, но можно мять бумагу для поделок.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

Опыт № 3 «Бумага режется».

 Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся ножницы.  Сейчас мы попробуем разрезать бумагу для рисования.  Теперь попробуем разрезать картон. Что вам было легче резать? Какой сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Бумага  режется, тонкая бумага режется легче, картон – труднее.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

Воспитатель:  Перед тем как приступить к следующему эксперименту, давайте  разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнем

И опять ее порвем.

Опыт №4 «Бумага рвется».

Воспитатель: Возьмите кусочек бумаги для рисования и начните ее рвать.

 Рвется бумага? А теперь попробуйте порвать  картон. Что скажете?

Дети: Картон тоже рвется.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем  сделать из этого опыта?

Дети: Бумага  рвется.

Воспитатель: Да ребята, бумага легко рвется, поэтому надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. 

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

Опыт №5 «Бумага состоит из волокон».

Воспитатель: У вас на столах лежат увеличительные стекла. Сейчас мы через них посмотрим на разрыв бумаги. Что вы видите?

Дети: ворсинки, пух и несколько слоев бумаги.

Воспитатель: Да. Бумага состоит из мелких волокон, плотно прижатых друг к другу. А что же это за волокна? Из чего делают бумагу?  

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Все верно, молодцы. Это древесные волокна.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

Опыт № 6  «Бумага впитывает воду».

Воспитатель:  Обратите внимание, ребята, у вас на столах стоят емкости с водой, для того, чтобы определить еще одно свойство,  я предлагаю вам опустить лист бумаги в воду. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой.

Дети: По мере намокания она тонет.

Воспитатель: А теперь опустите в воду картон.

Дети самостоятельно выполняют действия с картоном.

Воспитатель:   Что вы заметили, когда опускали в воду картон.

Дети: Картон впитал воду медленней.

Воспитатель:  Какой сделаем вывод?

Дети: Бумага впитывает воду.

Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

Воспитатель:  Все верно, тонкая бумага намокла быстрее, бумага поплотней, тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Итак,  ребят, сегодня мы с вами выяснили, что  бумага  боится воды, легко мнется, рвется, режется,  значит, бумага материал не прочный. Теперь мы с вами можем сказать точно, почему  же из бумаги  не шьют одежду и не строят дома?

Дети: Да, потому что, бумага непрочная.

Воспитатель:  Молодцы. Ребята, я вам приготовила небольшой сюрприз, вы любите сюрпризы?

Ответы детей.

Воспитатель:  Но мне понадобится ваша помощь. Посмотрите, у меня в сундучке есть  красивые бумажные цветы.  Нам с вами необходимо загнуть лепесточки у  цветов. У нас получились  бутоны. А  как вы думаете, они могут сами распуститься?

Ответы детей.

Воспитатель:   А я знаю секрет, как  помочь нашим цветам. У меня на столе стоит емкость с водой. Давайте опустим в нее  наши цветы и посмотрим,  что же с ними произойдет. Смотрите, цветы постепенно распускаются?  Почему это получилось, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, все дело в воде.  Наши цветы  из бумаги, а бумага состоит из мелких древесных волокон. Когда бумага была сухой,  мы ее легко согнули. А когда положили на воду, волокна наполнились водой и выпрямились. Наша бумага начала разгибаться. Вот сколько интересных

секретов мы с вами сегодня открыли.

Заключительный этап:

Воспитатель:   Работу в лаборатории мы закончили, предлагаю вернуться в группу.

Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, о  чем мы сегодня говорили на занятии?

Ответы  детей.

Воспитатель:  Давайте еще раз рассмотрим картинки-схемы и вспомним  свойства бумаги.

Дети: Бумага мнется, не разглаживается, режется, рвется,  впитывает воду.

Воспитатель: А из чего изготавливают бумагу?

Ответы  детей.

Воспитатель: А как надо обращаться с бумагой?

Ответы  детей.

Воспитатель: Бумага это благо, которое создает человек. Когда берете в руки книгу, или салфетку помните, сколько труда вложено в эту вещь. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Рефлексия:

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

-Что вам понравилось больше всего?  

-Что нового вы  узнали?

- Ребята,  вы сегодня очень хорошо поработали, отвечали на вопросы, делали выводы. И теперь вы сможете поделиться своими знаниями с ребятами из нашей группы или со своими родителями. Я  очень рада, что вам понравилось наше занятие, но оно подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

        Спасибо за внимание!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)

Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Бумага и ее свойства» (старшая группа)

Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное ,познавательное  развитие, речевое художественно- эстетическое развитие» Цель: Познакомить  детей о процессе изго...

Организованная образовательная деятельность познавательное развитие «Воздух и его свойства» (Старшая группа)

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойства» (старшая группа)

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Лёд и его свойства» (старшая группа)

Цель:создание социальной ситуации развития детей для ознакомления со свойствами льда в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:формировать представления детей о льде, его свойствах...

Родительское собрание в старшей группе Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы», 2024

Родительское собрание в старшей группеТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»...