Развитие связных монологических умений у детей 5-го года жизни при составлении рассказа по картине
консультация
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНЫХ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине. Даны рекомендации и описан комплекс игр и заданий по развитию связной монологической речи детей
Ключевые слова: речь, связная монологическая речь, виды речи, средства, методические приемы
Развитие связной речи в жизни любого человека играет огромную роль. Каждые человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать таким интересным человеком требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать связную речь с детства.
Многие выдающиеся отечественные ученые Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и другие занимались задачами и проблемами становления связной речи детей дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике основным видом связной речи считается речь, протекающая в форме беседы. Такую речь называют разговорной, или же диалогической (диалоговой). Это речь, в которой во время беседы принимают участие двое, используя при этом простейшие обороты языка и фразы.
Иную форму устной речи называют монологической. Эта речь представляет собой речь, произносимая одним человеком, а в это время другие лишь только воспринимают речь того, кто говорит, но в ней не принимают участие.
В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы, в которых рассматриваются современные требования к речевому развитию.
Пятый год жизни – этап высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи, особенно связной монологической речи.
Одной из характеристик связной монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые полно и точно передают смысл того, что говориться.
Развитие связной монологической речи у дошкольников происходит с помощью различных средств, таких, как:
- пересказ;
- рассказ по картинам;
- составление описательных рассказов.
В своей работе по развитию связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста я использовала различные средства, но наиболее эффективное средство выступает рассматривание картин. Рассматривая картины, ребенок учится высказывать свои мысли, у него возникает большое желание рассказывать, выяснять и воздействовать на себя и других людей.
Перед собой ставила задачи, которые сводились к тому, чтобы научить ребенка данного возраста рассматривать картину, замечать в картине не только главные предметы, объекты, но и понимать, что на ней изображено, оценить изображенное.
Картины подбирала в соответствии с возрастом детей четырех-пяти лет, понятные детям. При рассматривании их у детей закреплялись не только представления о знакомых предметах, явлениях, объектах, но и дети узнавали что-то новое.
На таких занятиях использовала различные методы и приемы и обычно начинала с небольшой вводной беседы. Она помогала мне вызвать у детей эмоциональный настрой перед рассматриванием картины.
Основным методическим приемом в своей работе использовала словесный прием, в котором подбирала вопросы для того, чтобы помочь ребенку при рассматривании картин. Вопросы были понятны и доступны для восприятия, чтобы ребенок мог ответить на них без затруднений. Если ребенок не мог ответить, я помогала ему, подсказывала, дополняла ответ, помогала найти нужное слово, чтобы у ребенка вызвать желание составлять рассказы. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» можно задать ряд вопросов: Кто нарисован на картине? Какая кошка-мама? Что она делает? Что делает рыжий котенок? Такой прием помогал мне учить детей правильно соотносить слова с предметами, с их качествами и свойствами, незаметно для детей учить детей составлять рассказ по картине. Рассказы вначале составляли коллективно, но постепенно дети сами стали составлять свои рассказы, при этом старались составлять рассказ развернутый, полный.
В заключении я составляла свой рассказ по картине, как образец. При помощи готового образца учила детей правильно строить предложение. Чтобы детей заинтересовать, использовала в своем рассказе художественное слово: читала небольшую потешку или небольшое стихотворение, загадывала загадку про предмет или объект, за которым наблюдали, пела песенки.
Когда дети научились рассказывать по образцу, предлагала им составлять рассказ по самостоятельно выбранному словесному плану или по предлагаемому плану. При этом использовала мнемотаблицы, которые помогали мне находить решения во всех речевых задачах: учили детей описывать внешний вид предметов или объектов, составлять описательные рассказы, включая новый прием: сопоставление, сравнение.
После просмотра картин на занятии я оставляла картину на несколько дней в группе, так как дети могли, что-то не заметить на картине, при первоначальном рассматривании, какие-нибудь незначительные детали. При повторном рассматривании поддерживала детский разговор, говорила с детьми, задавала наводящие вопросы, постепенно развертывая их на беседу, руководила их вниманием и языком. При таком приеме дети учились высказываться, повторно обсуждать картину.
С целью корректировки речевого развития мною был разработан комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Согласно требованиям ФГОС ДО вся работа строилась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и создание развивающей речевой среды.
- Работа с детьми
Цель данного направления: сформировать умения связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Обучение по развитию умений связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста при рассказывании по картине проводилась в форме игры, которая включала в себя разработанные мною игры и задания.
II. Работа с родителями.
Как указано в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на ребенка в любом возрасте. Поэтому в своей работе я старалась привлекать к образовательному процессу родителей (законных представителей) воспитанников. Только в тесном сотрудничестве и диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Следовательно, нужно разъяснять родителям их ответственность в деле речевого развития их детей.
Родители нуждаются в положительном опыте, так как из-за занятости родителей, ребенок остается один на один с собой. Современные дети много времени проводят за компьютером, речь детей становится скудной – она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами из мультфильмов. Дети не могут пересказать то, что они увидели или услышали.
Поэтому в своей работе старалась сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель данного направления: вовлечь родителей в единое образовательное пространство.
- Создание развивающей речевой среды.
Доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
Цель данного направления: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
В группе создан уголок, который называется «Речевичок». Уголок эстетически оформлен, привлекателен для детей. Игровой материал доступен детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине...
Статья: "Развитие связных монологических умений у детей среднего дошкольного возраста при составлении рассказа по картине"
Данная статья посвящена проблеме развития связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине. Даны рекомендации и описан комплекс игр и заданий...
Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....
"Проведение комплекса мероприятий по развитию связной монологической речи детей 5 – 6 лет в процессе составления рассказа по картине"
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы можем сделать заключение о том, что составление рассказа по картине является наиболее сложным и трудным для детей 5-6 лет.Нами был подобран...