«Путешествие в мир профессий сельского хозяйства»
проект

Куликова Наталья Николаевна

Детско-родительский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.                                                                      

В.А.Сухомлинский

Тема проекта: «Путешествие в мир профессий сельского хозяйства»

Тип проекта: информационно - творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность: долгосрочный (январь - май).

Проблема:

 - у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;

 - не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий в сельском хозяйстве.

Цель:

- Расширить представления детей о сельском хозяйстве.

- Познакомить с сельскохозяйственными профессиями.

- Воспитывать познавательный интерес.

Задачи:

- пробудить интерес к предлагаемой деятельности; развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека.

- помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве (агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер, зоотехник, пастух, овощевод).

- закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; упражнять в правильном употреблении названий сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона).

- воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям, присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой.

- развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепить умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.

- использовать различные нетрадиционные техники, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии.

- обогатить игровой опыт детей.

- воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания фотоальбома и выставки рисунков.

Приоритетная образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, безопасность, музыка.

Актуальность проекта

Социализация личности происходит за счет того, что детям все время приходится общаться друг с другом, самостоятельно планировать совместную работу, распределять обязанности между собой, вступать во взаимодействие со взрослыми не только педагогами, но и представителями других профессий.

Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны.  Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. Данный проект поможет  расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, телятница, комбайнер.  

Актуальность проекта в том, что современные городские дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. На примере сельскохозяйственных профессий необходимо дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта.

Ожидаемые результаты:

 - дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве;

 - задумаются о важности и необходимости каждой профессии;

- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии.

Роль родителей в реализации проекта: Помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков детей по данной теме, участие в совместных мероприятиях, викторинах, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.

Этапы работы над проектом

I этап (Подготовительный) –

- Изучение литературы о труде работников сельского хозяйства, опыта работы детских садов из разных городов и регионов России.

-  Оснащение предметно-развивающей среды в группе,

- Вовлечение родителей в образовательный процесс,

- Проведение анкетирования родителей «Ранняя профориентация в ДОУ», с целью выявления обеспечить повышение грамотности родительской общественности по вопросам ранней профориентации детей.

- Подготовка презентаций, иллюстраций, сюжетных картинок по данной теме.

- Подбор дидактических игр, упражнений, видео-материалов, литературных произведений,

- составление плана работы с социальными партнерами проекта.

II этап (Основной) –

Перспективный план реализации проекта

Познавательное развитие: 

Вводная беседа: «Чем занимаются люди в городе, селе?»

Цель: закрепить представления о различии между села и города; дать представление о профессиях людей, работающих в сельском хозяйстве, в городе.

- Рассматривание картин, иллюстраций города, села, сельскохозяйственных профессий.

- Рассматривание фотографий родителей, родственников, работающие в сельскохозяйственной отрасли.

Дидактические игры: «Назови профессию»

ОТРАСЛЬ РАСТЕНИЕВОДСТВО

Познавательное развитие

 НОД: «Профессии людей, связанные с растениеводством»

 Цель: познакомить с видами растениеводства: овощеводство, садоводство, цветоводство; с профессиями и трудом хлебороба, тракториста, агронома, садовода; способствовать осознанию значимости сельскохозяйственного труда, развить любознательность, память, внимание, речь.

Викторина «Что мы знаем о селе?»

Речевое развитие

Беседа: «Происхождение профессий»

Цель: расширить представление детей о разнообразии профессий отрасли растениеводства (агроном, овощевод, цветовод, хлебороб, тракторист, комбайнер), конкретных трудовых действиях

Рассматривание иллюстраций, фотографий о профессиях отрасли растениеводства.

Составление синквейна с существительными «Хлебороб», «Овощевод»

Выставка книг, познавательной  литературы, энциклопедий в книжном уголке на тему: «Профессии села»

Чтение произведения В. Дацкевич «От зерна до каравая», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», загадки о сельскохозяйственной технике; В. Сухомлинский  «Моя мама пахнет хлебом»; Б. Заходер «Шофёр»,  Г. Сапгир «Садовник», К.Д. Ушинский: «Как рубашка в поле выросла», «Два плуга», Е. Пермяк «Трудовой огонек», Алексей Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева « Папа-тракторист», «Сказка про гороховый стручок и агронома тётю Клаву» О. Матвеевой.

Дидактические игры: «Назови растение, выращенное овощеводами (садоводами)», «Что растет в поле и саду», «Бабулина кашка», «Что в борщ, что в компот», «Найди пару».

Викторина «В мире растений»

Цель: Повторить и расширить знания воспитанников о профессиях связанных с растениеводством; развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;

Социально-коммуникативное

Экскурсии на станцию юннатов, библиотеку

Физическое развитие

Физминутка «Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Подвижная игра «Беги к тому, что назову», «Садовник»

Соревновательное упражнение «Чья команда быстрее соберется?»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Сельскохозяйственная техника»

Аппликация «Что растет в огороде (саду)»

Лепка «Мы сажали огород…»

Конструирование из ЛЕГО-конструктора «Машины-помощники будующего»

Оригами «Тюльпан», «Морковь»

Прослушивание песен; «Антошка», «Урожайная», песня из мюзикла «Мама» - «Хороша деревня наша».

Просмотр мультфильмов «Одна счастливая деревня», «Веселый огород», Сельхозтехника для малышей» 

Театрализованная деятельность:  Инсценировка русской народной сказки «Вершки и корешки».

Акции «Прорастим семена цветов», «Огород на окне»

Трудовая деятельность «Посадка зерновых семян», «Посадка лука»

Опытно-экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку», «Испечем мы каравай» (с использованием соленого теста).

Взаимодействие с родителями:

Сбор для рассматривания фотографий родственников, живущих в селе. Рассказы родителей «Как я проводил лето в селе, деревне».

Оформление фотоколлажа «У бабушки в деревне».

Создание альбома «Кто помогает фермеру».

ОТРАСЛЬ ЖИВОТНОВОДСТВО

Познавательное развитие

НОД: «Профессии людей, связанные с животноводством»

Цель: Формировать представления о животноводстве, как составной части сельского хозяйства. Познакомить с основными направлениями животноводства: коневодство, кролиководство, пчеловодство, птицеводство, свиноводство; с трудом с профессией доярки, свинарки, врача-ветеринара, скотника, пастуха; дать понятия о пользе которую приносят они животным; развить любознательность, память, внимание, речь.

Речевое развитие

Презентация: «На ферму»

Цель: расширить представление детей о разнообразии профессий отрасли животноводство, конкретных трудовых действиях, продолжать учить составлять рассказ, используя опорные картинки, воспитывать бережное отношение к животным.

Рассматривание иллюстраций, фотографий о профессиях отрасли животноводства.

Чтение произведения А. Барто и П. Барто «Думают ли звери?», Валентина Осеева "Маленький цыплёнок на большой земле", Георгий Александрович Балл «Рано утром», Змитрок Бядуля «Прибаутка об Уточке», Владимир Арбеков «Пирожок», пословицы и поговорки, приметы, связанные с животными, потешки, разучивание считалок, разучивание скороговорок, загадывание загадок, В. Кожевников «Кто живет в хлеву?, В. Берестов «Коровушка», А. Тангрыкулиев «Бык», К. Ушинский «Два козленка», Е. Чарушин «Баран», «Лошадь»

Дидактические игры: «У кого какие детки», «Чей инструмент?», «Помоги накормить животных», «Кто, что делает?».

Викторина «Домашние животные»

Социально-коммуникативное

Экскурсии на станцию юннатов, библиотеку, музей

Физическое развитие

Физминутка «Петушок», «Козлик»

Пальчиковая гимнастика «Лошадка», «Бараны»

Подвижная игра «Козлята и волк», «Коза рогатая», «Пастух и овечки»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «На ферме»

Аппликация из салфеток «Поросенок»

Лепка (объемная) «Барашек»

Конструирование  «Фермерское хозяйство»

Оригами «Собачка»

Прослушивание песен: К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: Куры и петухи, Птичник; Н. Любарский. «Курочка», В. Витлина. «Лошадки скачут», С. Разоренов. «Два петуха», М.Лукач «Песенка о веселом пастухе».

Просмотр мультфильмов «Сказка о ленивом пастухе», «Профессия ветеринар», «Машинки и животные на ферме» 

Театрализованная деятельность:  Инсценировка русской народной сказки «Зимовье зверей», «Как теленок потерял свою маму».

Акции «Поможем животным в питомнике», «Мы в ответе за тех, кого приручаем»

Трудовая деятельность «Посадка овощей на огороде детского сада» (для животных на станции юннатов)

Опытно-экспериментальная деятельность «Получение сладко-сливочного масла из сметаны».

Интеллектуальная игра «Животноводство»

Взаимодействие с родителями:

Выставка рисунков «Наши верные друзья»  

Оформление фотоколлажа «Такие разные хвостатолапые!».

Создание альбома «Дети рисуют животных».

III этап (Обобщающий) –

     Подведение  итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.

     Защита проекта - итоговая презентация проекта на родительском собрании (слайд-шоу).

Выводы и результативность работы над проектом. 

У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер.  В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и  трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи, мы выполнили.

Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Анкета для родителей «Ранняя профориентация в ДОО»

Уважаемые родители!

Профориентация дошкольников новое направление. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых происходит в младшем возрасте. В зависимости от способностей, психологических особенностях характера и темперамента, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей  формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

1. Считаете ли Вы необходимым проводить в ДОО работу по ранней профориентации дошкольников?

-Да -Нет -Затрудняюсь ответить

2. Как Вы считаете, ранняя профориентация поможет ребенку в выборе профессии?

-Да -Нет -Затрудняюсь ответить

3. Разговариваете ли Вы дома с ребенком о том, кем Вы работаете?

-Да –Нет

4. Беседуете ли вы со своим ребенком о разных профессиях?

-Да -Нет

5. Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом по профориентации детей дошкольного возраста?

-Да -Нет -Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Профессии сельского хозяйства" для детей средней группы

Презентация для детей средней группы о профессиях сельского хозяйства...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессии людей сельского хозяйства»

Цель занятия познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями людей сельского хозяйства, о взаимосвязи между людьми разных профессий....

Паспорт проекта "Профессии в сельском хозяйстве"

Проект призван расширить представления детей о сельском хозяйстве.Воспитывать познавательный интерес детей средней группы ДО....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Люди труда. Знакомство с профессиями в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, агроном)»

Познакомить детей с профессиями людей, работающих в сельской местности - тракторист, комбайнер,агроном. Способствовать пониманию значимости сельскохозяйственного труда. Воспитывать уважение к сельскох...

Мир профессий. Сельское хозяйство. Профессия – Фермер.

Цели: образовательные: воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам; познакомить детей с профессией фермер; показать значение труда в жизни человека; расширять знания об особен...

Презентация "Профессии сельского хозяйства"

Сформировать элементарные предстваления о профессиях сельского хозяйства. Воспитывать положительное отношение к людям этих профессий....

Знакомство с профессиями сельского хозяйства

Дидактическая игра Знакомство с профессиями сельского хозяйства...