Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русское наследие»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkoe_nasledie.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
«Русское наследие»
Разработала
Старший воспитатель
МДОУ д/с №6 «Колокольчик»
Е.К.Трапезина
Введение в проект
Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
- ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
- ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
- ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
- ценность слова, как возможность общаться;
- ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
- ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
- ценность познания мира;
- ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
- Художественно- эстетическое развитие
- Коммуникативно – личностное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Вид проекта: информационно-практический
Цель проекта:
Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Задачи проекта:
- Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
- Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
- Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
- Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
- Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
- Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
Методы исследования.
*Экскурсия в мини музей.
*Беседы с детьми.
*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
*Чтение художественной литературы.
*Продуктивная деятельность(изготовление кукол - оберегов)
*Театрализованные игры.
*Рассматривание быта и посуды.
*Заучивание потешек, прибауток, закличек.
*Использование русских песен и танцев.
*Проведение русских народных игр.
*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
*Рассказ о народных обычаях и традициях.
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2022- май 2022 г).
Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Этапы реализация проекта:
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
*Изучение литературы по данной теме;
*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
*Составления графика посещения музея детьми;
*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Основной этап.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Через организацию бесед о музеях, о том , зачем они нужны? Что в них храниться? Кто, куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.
Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации мини- музея «Русская изба».
Формы работы с родителями.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации воспитателей;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники.
Заключительный.
*Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».
*Экскурсии.
*Приглашение гостей. Творческая презентация мини – музея.
*Проведение образовательной деятельности в музее «Ходит сон близ окон» (для детей), «Милости просим, гости дорогие»(для родителей).
*
Ожидаемый результат:
У детей:
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
- Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
- Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
- Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
- Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
- Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русской культуре,но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историческом и культурном наследии русского народа, будут знать имена предков, начнут проявлять интерес к событиям российской культурной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
- дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры
- имеют представления о традициях русского народа
- осознают принадлежность к своему народу
- используют в активной речи устный народный фольклор
умеют играть в народные игры, используют считалки и правила
- имеют представление о национальном костюме русского народа
- бережно относятся к наследию русского народа
У родителей:
- Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
- Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
- Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Работа по проекту включает образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, праздники, труд, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия, творческую деятельность детей самостоятельную и с родителями, театрализованную деятельность, индивидуальную и совместную продуктивная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...
Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...