Консультация для педагогов «Социально – коммуникативное развитие ребенка в процессе общения со сверстниками»
консультация
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Социально – коммуникативное развитие ребенка в процессе общения со сверстниками»
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т.е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Характеризуя современного ребенка, Д.И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение социально-коммуникативной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения.
Именно речь обслуживает основную, генетически исходную функцию речи – коммуникативную. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка и является основной формой общения детей дошкольного возраста. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.
Общение— один из ведущих факторов психического развития ребёнка. Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым. Немаловажную роль играет при этом и «техника общения» — приемы установления контакта, умение почувствовать состояние речевого партнера, готовность к общению, умение поддерживать беседу, вести диалог.
Дети, у которых возникают трудности во взаимоотношениях,предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Неприятие ребенка в коллективе отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, характера. Оно порождает замкнутость, неверие в свои силы, повышенную обидчивость, упрямство, агрессивность. Особое значение приобретают первые контакты ребенка со взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения его со сверстниками. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции.
Поэтому, умению вести диалог со сверстниками – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить. Умение общаться со сверстниками диалогически – актуальная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого
Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.
Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М.И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.), коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
С точки зрения М.И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов.
Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.
На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.
На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.
На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее".
Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.
Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса.
Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.
Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания.
Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования.
На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи в процессе общения со сверстниками.
Проблема речевого общения...
Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вош...
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»Цель: способствовать оказанию помощи семье в вопросе развития социально-коммуникативных навыков ребенка.Данный м...
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»Цель: способствовать оказанию помощи семье в вопросе развития социально-коммуникативных навыков ребенка.Да...
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребенка»...
Консультация для родителей Речевое развитие ребенка в процессе общения со взрослым.
Влияние взрослого на становление речи ребёнка....
Агрессия как социально-коммуникативное развитие детей и социальное общение со сверстниками»
Способствовать осознанию собственных эмоций и чувств других людей,а также научить ребенка выражать свой гнев безопасным для себя и окружающих способом...