Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово
статья по развитию речи на тему
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово
Цель: развитие общения и взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей.
- Развивать творческие способности, самостоятельность, активность, культуру общения и поведение в социуме.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
- Создать благоприятные условия для привлечения родителей к активному участию в деятельности ДОО.
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Поэтому, я как педагог ставлю перед собой цель: социально - коммуникативное развитие детей, через общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Социальнокоммуникативное развитие направляю на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения.
Я выделяю несколько форм работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников через художественное слово:
1. Книжный уголок
В нем размещены книги разного жанра, портреты писателей, сказки, детские энциклопедии. Ребята принимают активное участие в его оформлении, что способствует социализации детей. Произведения художественной литературы содержат описание взаимоотношений героев, образов, которые формируют у детей начало нравственного сознания. Взаимоотношения взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создать этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, их переживаний, но и для освоения социально гуманного способа поведения. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких, окружающих их людей. У них начинают пробуждаться гуманные чувства – доброта, искренность, терпимость, могут противостоять любым проявлениям несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
2. Беседы
Для объединения детского коллектива, воспитания дружеских отношений, умения работать сообща, провожу ознакомительные беседы о создании книги, занятия, посвященные творчеству писателей, поэтов.
3. Мастерская по ремонту книг
Вместе с ребятами организовываем мастерскую по ремонту книг, где дети, работая в группах, общаются, делятся своим, хоть ещё маленьким, но опытом, слушают друг друга.
4. Сюжетно – ролевые игры
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, ее составляющая – общение.
Сюжетно – ролевые игры способствуют усвоению нормам и правилам поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях.
Играя в сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», дети самостоятельно распределяют роли, подбирают нужные атрибуты и аксессуары, общаются, размышляют, закрепляют правила поведения в общественных местах, обращения с книгой, знакомятся с новыми произведениями. В процессе игры активно работает мышление, воображение, память.
Этот вид деятельности способствует расширению рамок их социального познания, уверенности в собственных силах, отражает социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
5. Драматизация
Театрализованные, игры-драматизации – одно из самых эффективных средств развития социально-коммуникативных навыков ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.
С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество, поэтому я создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребенка быть непохожим на других, фантазирую вмести с ними, помогаю реализовывать их способности.
Игровая среда в группе наполнена наборами мелких игрушек, куклами, различными видами театров: плоскостной, пальчиковый, настольный. Имеется ширма для показа представлений с использованием кукол Би – Ба - Бо . Для игр-драматизаций, дети используют маски с персонажами героев сказок, для обыгрывания стихотворений по лексическим темам, например «Овощи», «Фрукты» – маски – шапочки.
В процессе такой деятельности мы с ребятами обсуждаем поведение героев, беседуем. Детям предоставляется возможность говорить о своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. Сопереживание героям инсценированных сказок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Дети осваивают азбуку взаимоотношений. Всё это сближает детей, делает их союзниками, партнёрами в общем деле.
6. Творческий конкурс
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья.
Ребенок в семье учится общению, социальному ориентированию, приобретает первый социальный опыт. Поэтому, чтобы достичь сотрудничества и взаимодействия, мною широко используется такая форма работы как творческий конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. Ребята и их родители стали активными участниками таких конкурсов как :
- «Любимый сказочный герой»
- «Сделаем книгу сами, своими руками»
- Творческие выставки по изобразительной деятельности.
Ребята с родителями с удовольствием выполняют задания, которые им предлагаю сделать дома, например, нарисовать рисунок «Моя любимая сказка». Советую вместе читать художественную литературу. Это улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
Очень важно, чтобы детям не только читали сказки, но и давали самим рассказывать их. Поэтому дошкольники с удовольствием инсценируют, драматизируют сказки. Эта деятельность развивает речевую выразительность, словесное творчество, формирует навыки устной речи детей.
С целью привлечения родителей к сотрудничеству и формирования единого подхода к развитию у детей социально - коммуникативных навыков, мы с ребятами подготовили инсценировку сказки В. Сутеева «Под грибом». Затем для родителей был проведен семинар «Сказка ложь, да в ней намек», в ходе которого обсуждалось: какие сказки читать детям, о необходимости обсуждать их с детьми после чтения, о моральных качествах героев сказок, о воспитании у детей любви к книге.
Очень важно, не забывать хвалить детей при подготовке к мероприятиям, потому что это позволяет расширить представления ребенка о его возможностях, воспитывает уверенность в себе, что позволяет социализировать детей на каждом этапе деятельности.
В уголках для родителей оформляю консультации, советы, пожелания, памятки: «Размышление и обсуждение прочитанного», «Социально-коммуникативное развитие дошкольников», «Речевой этикет».
7. Связь с социумом
Для формирования у детей навыков и способов взаимодействия с взрослыми и детьми, свободного общения, воспитания уверенности в себе, развития коммуникативных качеств, для преодоления застенчивости, в тесном сотрудничестве мною ведется работа с районной детской библиотекой. Работники библиотеки систематически посещают детский сад и приглашают к себе.
Детям предоставляется возможность самостоятельно записаться в библиотеку и стать ее читателями, выбрать понравившуюся книгу. Благодаря таким мероприятиям дошкольники увидели, где они живут, узнали о профессии библиотекаря, к тому же это воспитывает культуру поведения в общественных местах. У детей расширяется представление о значении библиотеки в жизни человека, способствует зарождению традиции семейного чтения, повышается педагогическая культура родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
Итогом проведенной мною данной работы можно назвать следующие результаты:
- созданы условия для развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников;
- детьми усваиваются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- дети стараются строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания;
- родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
Надеюсь, проделанная мною работа в этом направлении способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, внимательными, заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов по данному направлению.
Источники информации.
- Л. В. Абрамова, И. В. Слепцова. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. «Мозаика – Синтез», 2015 г.
- Портал «Мир дошколят». Портал «Мир дошколят». http://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/6053-sotsialbno_kommunikativnoe_razvitie.
- Сайт MAAAM. RU
- В. И. Петрова, Т. Д Стульник. Этические беседы с дошкольниками. «Мозаика – Синтез», 2015 г.
- Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. «Мозаика – Синтез», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками как условие успешной социализации.
Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками...
Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...
"Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16307682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 250px;"}}]]...
«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»
laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»...
Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми...
«Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устан...