Проект «Современный воспитатель»
проект

Мохначёва Евгения Васильевна

Проект «Современный воспитатель»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sovremennyy_vospitatel.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала: Старший воспитатель: Мохначёва Е. В.

Ключевые слова: ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт , самообразование - одно из эффективных  средств формирования профессиональной компетентности педагога, формы самообразования.

Основные идеи проекта: в проекте раскрываются формы организации методической работы в ДОО по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию, профессиональной успешности педагогов, этапы реализации проекта.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Для организации работы по самообразованию в ДОУ должны быть созданы все условия. Приложения к проекту содержат карту самооценки готовности педагогического работника к реализации ФГОС дошкольного образования, индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов, модель методической деятельности в ДОУ

Проект «Современный воспитатель»

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи: 

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

  • Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий: учебный год

Пути решения поставленных задач: 

  1. Создать условия для самообразования педагогов:
  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Увеличение числа подписных изданий;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
  1. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
  2. Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
  3. Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.
  4. Составить перспективный план проектных мероприятий.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

  1. Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
  2. Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
  3. Анализ участия педагогов в методической работе.
  4. Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
  5. Аттестация.

Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”.

План проектных мероприятий

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап
исследовательский

1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии”

Май

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов”

Май

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы”

Август

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

2 этап
подготовительный

Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Сентябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

Разработка плана проектных мероприятий

3 этап
практический

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования)

Сентябрь

Май

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Составление педагогами плана-карьеры

Сентябрь

Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений.

Октябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Адреса передового опыта “Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов” (из опыта работы воспитателей)

Педсовет

№ 2

Ноябрь

Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы

Практическое занятие “Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой”

Декабрь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций.

Педсовет

№ 3

Январь

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.

Оформление инновационного банка

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы)

Педсовет

№ 4

Март

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения

Подготовка и проведение семинара для слушателей института повышения квалификации

Апрель

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности

Творческий калейдоскоп (тематические недели)

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений

В течение года

по плану ГУО

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

4 этап
заключительный

Читательская конференция “Творческий поиск воспитателей: обновление содержания дошкольного образования”

Апрель

Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Деловая игра “Аукцион идей”

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта

Педсовет

№ 5

Май

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Заключение

Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”. Краткий план их проведения приводится ниже.

Читательская конференция

Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.

Оформление выставки.

План проведения

Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.

Обмен мнениями.

Принятие и выработка рекомендаций.

Деловая игра “Аукцион идей”

Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Задачи: 

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.
  • Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
  • Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.

Наглядность: деревянный молоток, плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.

Домашнее задание:

Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных программ, технологий.

Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?

Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?

Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).

Литература 

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
  2. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
  3. Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30
  4. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36
  5. Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.
  6. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39

Приложение 6

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.

  1. Этап – работа с подготовленным материалом

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

  1. Этап – подготовка к выступлению

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Памятка к исследовательской работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

 и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы  по схемам:
  • ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО
  • Использование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  1. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Современный воспитатель"

 Главное научить современного педагога  верить в себя и в своих воспитанников!...

Проект "Современный воспитатель"

 Главное научить современного педагога  верить в себя и в своих воспитанников!...

Проект «Современный воспитатель»

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога....

Проект "Современный воспитатель"

Ключевые слова: ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт , самообразование - одно из эффективных  средств формирования профессиональной компетентности педагога, формы само...

Проект “Современный воспитатель”

Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Статья.Современный воспитатель: новые профессиональные компетентности в условиях реализации Национального проекта "Образование"

Что такое профессиональная компетентность педагога? Это соответствующие знания и опыт педагога, способного предвидеть возможные результаты, диагностировать их, анализировать педагогическую ситуацию и ...

Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...