Проект "Современный воспитатель"
проект на тему
Ключевые слова: ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт , самообразование - одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности педагога, формы самообразования.
Основные идеи проекта: в проекте раскрываются формы организации методической работы в ДОО по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию, профессиональной успешности педагогов, этапы реализации проекта.
Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Для организации работы по самообразованию в ДОУ должны быть созданы все условия. Приложения к проекту содержат карту самооценки готовности педагогического работника к реализации ФГОС дошкольного образования,индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов, модель методической деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sov.vospit.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
- Краткая справка – аннотация по проекту
1.1.Миссия методической службы. Непрерывное мотивирование педагога к изучению новой информации и опыта, самостоятельному приобретению знания, к умению проводить самоанализ и самооценку.
Цель проекта: Организация методической работы в ДОО по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию, профессиональной успешности педагогов.
Задачи проекта:
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному приобретению и применению знаний, решению актуальных проблем построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
- Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
- Обеспечить непрерывное образование педагогов ДОО.
1.2. Актуальность проекта
Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Российское государство постепенно стало осознавать ценность профессиональной успешности во всех видах человеческой деятельности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что нынешнее общество нуждается в социально – активных профессионалах, имеющих фундаментально образование, основательную практическую подготовку, высокие нравственные принципы. Успешность деятельности и личностной реализации педагога в данной сфере становится ориентиром формирования профессионального мировоззрения и целостного сознания.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Профессиональная успешность создаёт реальные предпосылки к самореализации и развитию творческих способностей, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств, степень развитости которых входит в профессиональную культуру всех специалистов, работающих в системе образования.
Всё это актуализирует разработку проблем, обращённых к формированию личности педагога, обоснованию условий для его саморазвития. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного мотивационно-смыслового отношения педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении знаний, в овладении профессиональными умениями и навыками; определяет содержание ценностных ориентаций, повышает эффективность процесса интеграции педагога в профессионально – педагогическую среду и соответствующую культуру.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь». Стандарт педагога в качестве профессиональной компетентности воспитателя рассматривает следующие аспекты: толерантность: профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребёнок; умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп и отдельных детей, имеющих ограниченные возможности здоровья:, владение ИКТ-компетенциями; способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Особенно актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Проанализировав ситуацию повышения квалификации педагогов в коллективе, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними.
Самообразование - одно из эффективных средств формирования профессиональной компетентности педагога.
К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Поэтому проект «Современный воспитатель» является актуальным и своевременным.
- Ожидаемые результаты проекта.
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
1.Создание интеллектуальной практической базы для совершенствования профессионального мастерства.
2. Создание комфортного психологического климата в коллективе.
3. Развитие умений ставить цели, задачи, планировать работу; работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.
4. Повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности.
1.4. Механизм реализации проекта
Для определения перспектив успешности педагога дошкольного образования и повышения уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:
- результаты освоения воспитанниками содержания образовательной программы, представленные в виде социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
- итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательно-исследовательской, коммуникативной и пр. деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
- анализ участия педагогов в методической работе, конкурсном движении.
- оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, мастер – классов, занятий и др.
- аттестация.
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной деятельности, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом.
2. Описание проекта.
2.1 Предмет исследования составляет: организация работы педагогов по самообразованию в МАДОУ ДС «Дарование».
Условия для профессионального роста педагога.
- Наличие мотивации. Постепенное вхождение и приучение педагогического коллектива к постоянному самообразованию.
- Создание творческой атмосферы, в которой бы у каждого педагога возникла потребность в саморазвитии.
2.2. Программа выполнения работ по проекту.
Подготовительный этап - 2013г.
Задачи этапа:
1.Создание условий для самообразования педагогов.
2. Разработка диагностических и исследовательских материалов по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
3. Выбор модели системы непрерывного образования и профессиональной успешности педагога.
Инновационные направления методической работы:
Маркетинговое: изучение спроса педагогов
Информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОО;
Социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
Научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОО;
Психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
Управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива
План мероприятий по реализации проекта.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Приобретение и изучение методической литературы | В течение года | Заведующий Старший воспитатель |
Увеличение числа подписных изданий | Декабрь – январь | Старший воспитатель |
Изучение нормативно – правовых документов, | В течение года | Старший воспитатель |
Выбор тем по самообразованию | Сентябрь | Старший воспитатель воспитатели |
Изучение спроса педагогов | В течение года | Заведующий Старший воспитатель |
Проведение мониторинга успешности педагога | Начало и конец года | Старший воспитатель |
Создание модели непрерывного профессионального роста | Декабрь | Заведующий Старший воспитатель |
2.3. Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов. Разработанный мониторинг (см Приложение №1), позволяет отслеживать эффективность самообразования педагогов, используемые диагностические карты, карты самообразования и самоанализа, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности, сильные и слабые стороны каждого. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией в методическом кабинете.
В ДОО проводится разноуровневая, дифференцированная методическая подготовка. Для наиболее эффективного достижения результата педагоги делятся на следующие группы по уровню педагогического мастерства:
- по степени креативности;
- по уровню профессиональной компетенции;
- по уровню профессионального мастерства (см. Приложение №2)
В методическом кабинете создаются необходимые условия: постоянно обновляются и пополняются библиотечный фонд справочной и методической литературой, тематические каталоги, библиографические списки, папки содержащие материалы, отражающие опыт работы педагогов, портфолио, банк электронных ресурсов.
Методические журналы используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.
Составляются каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучается влияние самообразования на изменения в образовательном процессе.
2.4. Основной этап – 2014 г.
Задачи этапа:
1.Разработка рекомендаций, памяток по организации работы по самообразованию
2.Организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОО.
3.Развитие сотрудничества с другими ДОО.
4.Организация участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, вебинарах.
План мероприятий про реализации проекта.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Разработка графика работы педагогов для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете. | Сентябрь | Старший воспитатель |
Сбор педагогами информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем по данной проблеме другими ДОО. | В течение года | Старший воспитатель Воспитатели |
Составление перспективного плана контроля и проектных мероприятий. | Сентябрь-октябрь | Старший воспитатель |
Проведение открытых мероприятий, районных творческих объединений (мастер - классы, методические семинары, фестивали передового педагогического опыта и др.), | В течение года | Заведующий Старший воспитатель |
Обеспечение условий для профессионального роста кадров - методическое объединение; - совет наставников; - творческая группа; - деловые игры; - дискуссионные клубы; | В течение года | Заведующий Старший воспитатель |
Культуротворчество характеризует высший уровень развития человека и содержательно связано с функционированием воображения, способностью видеть целое в процессе преобразующей активности. Самоанализ деятельности способствует профессиональному «продвижению», развитию «само» в деятельности и обеспечивает конкретные позиции успешности. От того насколько правильно спланирована работа по самообразованию зависит успешность педагога. При этом у педагогов формируется механизм профессионального становления, который помогает развивать: самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самообучение, самовоспитание, самоконтроль, самообладание, самодисциплину, самостоятельность.
В основе становления, развития и функционирования педагогической деятельности лежат механизмы саморазвития и саморегуляции.
Данные понятия правомерно рассматривать не только в контексте рефлексивного управления, но и как относительно самостоятельные функции, обеспечивающие стабильное, динамичное и направленное развитие личности и деятельности педагога ДОО.
В качестве функций они строятся в логике управленческого цикла (самоанализ – самопланирование – самоорганизация - самоконтроль- саморегулирование) и обеспечивают индивидуальное развитие на рефлексивной основе (самосознание, самопознание) – самоопределение – самовыражение – самоутверждение - самореализация - саморегуляция).
Педагогическая деятельность рассматривается как системное целостное образование проекции личностных качеств и профессиональных умений.
Пути самосовершенствования основываются на технологиях развития и саморазвития. В том числе таких как: познание себя, тренировка воли, управление эмоциями, умение выйти из кризиса, освоение психотехнологий. Педагогического воздействия, освоение профессиональных технологий (деятельностная форма взаимодействия), сознательное самоограничение (самоорганизация и саморегуляция).
Исследователи выделяют четыре блока в самопознании.
1.Личностные свойства, индивидуальность.
2.Конструктивные и познавательные способности (проектирование собственного развития на основе индивидуального познания).
3.Коммуникативные и организаторские способности (организация взаимодействия, например, межличностных отношений) к реализации оптимального педагогического воздействия, осуществлению обратной связи.
4.Рефлексивные способности активизирует опыт индивида. Самоанализ на основе взаимных оценок, самооценку с целью и регуляции прогнозирования собственного развития и регуляции.
Рекомендуется уделить внимание психологическому здоровью и эмоциональному благополучию, используя для логического построения «дерево целей».
Цели:
1)ГЦ- формировать готовность к саморазвитию посредством самоорганизации и саморегуляции; также ставит перед собой несколько целей:
- Вц1- формировать компетентность педагогов;
- Вц2- обеспечивать овладение технологиями саморазвития;
- Вц3- закреплять устойчивое мотивационно- ценностное отношение к этому вопросу;
- Вц4- актуализировать потенциальные возможности самореализации;
- З7- включаться в активный процесс деятельности;
- 38- овладевать профессиональными умениями;
- 39- знать способы и методы самоорганизации и саморегуляции; в процессе осуществления своей деятельности;
2)цА3- можно разбить на нижеследующие цели:
- 310- анализировать программы саморазвития;
- 34- овладевать знаниями о механизмах саморазвития;
- 35- знать способы и методы самоорганизации и саморегуляции.
3)цА- характеризуется такими целями, как:
- 36- выделять приоритетные и второстепенные задачи;
- 31- обеспечивать мотивационную готовность к саморазвитию;
- 32- способствовать осознанию ценности самосовершенствования;
4) цА1- состоит из одной цели:
- 33- стимулировать построение программы саморазвития.
Обобщающий этап 2015 г.
Задачи этапа:
1.Создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной образовательной среды в ДОО;
2. Обобщение опыта работы педагогов по самообразованию;
План мероприятий по выполнению проекта
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Создание электронного банка данных по темам самообразования. | Декабрь | Старший воспитатель |
Организация и проведение творческих гостиных «Педагог 21» | В течение года | Старший воспитатель Воспитатели |
Размещение передового опыта педагогов на сайте. | В течение года | Старший воспитатель |
Формы самообразования организованные в нашей ДОО многообразны:
— работа с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;
— участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов, вебинарах;
— получение консультаций специалистов, практических центров;
— работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.
Результат: Рефлексия полученного опыта и на его основе — построение нового опыта.
Принципами организации педагогической деятельности являются: «Принцип фейерверка»: Раскрой себя!
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй!
«Принцип успеха»: Реализуй себя!
Сложная природа и противоречивый характер развития профессиональной успешности педагогов требуют опоры на систему методологических принципов: единство (системного и целостного подходов; теоретического и эмпирического; сознания и деятельности; личностного и профессионального развития педагога), принцип творческого характера педагогической деятельности.
Успешность педагогической деятельности – не столько продвижение по социальной лестнице, сколько новый уровень самоуважения, самодостаточности, уверенности в завтрашнем дне.
Создание модели непрерывного профессионального роста способствует развитию профессионализма и успешности, умению планировать свою работу по самообразованию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Воспитатель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Коммуникативная компетентность педагога ДОУ.
Умения | Оценка | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | ||
1.Коммуникативные умения | ||||
1)грамотно держаться во время занятий и после (осанка, мимика, движения, пантомимика) | ||||
2)подавать себя, подчеркивать свое достоинство | ||||
3) контролировать и корректировать свое эмоциональное состояние и поведение в целом | ||||
4)устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт с детьми | ||||
5)снимать излишнее психическое напряжение у себя и у дошкольников | ||||
6)создавать атмосферу безопасности, творчества и вдохновения на занятиях иностранного языка | ||||
7)управлять своим вниманием и внимание детей (привлекать, овладевать, поддерживать и т.д.) | ||||
8)владеть технологией взаимодействия и техникой речевого воздействия (дыхание, дикция, темп, голос) | ||||
9)вызывать к себе симпатию и интерес | ||||
10)избирать оптимальный тон в общении с детьми(технологии прямого и косвенного воздействия) | ||||
11)знать механизмы общения и средств коммуникации(подражание, убеждение, заражение) | ||||
12)анализировать и учитывать индивидуально-типологические особенности и состояния детей | ||||
13)анализировать и регулировать характер взаимодействия с детьми | ||||
14)задавать вопросы и отвечать детям | ||||
15)диагностировать характер усвоения детьми отобранного материала | ||||
16)ставить диагноз ошибки ребенка, понимать и оптимизировать причины его затруднений | ||||
17) исправлять ошибку: вовремя и нужным способом оказывать помощь детям при затруднениях | ||||
18) дифференцированно оценивать знания, действия детей (отметка, суждение, само/взаимооценка) | ||||
19)заменять детали в работе и поведении детей | ||||
20)прогнозировать поведение и развитие дошкольников | ||||
21)учитывать и использовать зону актуального и ближайшего развития ребенка | ||||
22)планировать и гибко изменять коммуникативную структуру занятия | ||||
23) конструировать содержание материала и адаптировать его к актуальному развитию детей | ||||
24) передавать свое активно положительное отношение к материалу, заражать интересом | ||||
25)использовать контекст учебно- речевой ситуации для стимулирования речевой активности детей на занятии, реализовывать принцип коммуникативности | ||||
26)организовывать деятельность на занятии | ||||
27)организовывать и поддерживать контакт во время занятия (с группой, подгруппой, ребенком) | ||||
28)осуществлять обратную связь в процессе передачи информации и ее усвоения дошкольниками | ||||
29)поддерживать благоприятный климат на занятии, атмосферу творчества и безопасности | ||||
30)организовывать материал сообразно детским особенностям |
Приложение № 1
Карта самооценки готовности педагогического работника к реализации ФГОС дошкольного образования
Критерий | Оценка | |||
«да» | «скорее да, чем нет» | «скорее нет, чем да» | «нет» | |
Когнитивный аспект (знания) | ||||
Знание роли и значения введения ФГОС в современной дошкольной образовательной организации | ||||
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС: | ||||
Конвенция о правах ребенка, ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) | ||||
Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года | ||||
ФЗ- 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012. | ||||
Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 годы» | ||||
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» | ||||
Знание примерных основных образовательных программ | ||||
Мотивационный аспект | ||||
Понимание значения ФГОС для современного образования | ||||
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС | ||||
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС | ||||
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем | ||||
Готовность к преодолению затруднений | ||||
Активность в самоообразовании | ||||
Участие в разработке ОП ДО | ||||
Личностный аспект | ||||
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения с участниками образовательных отношений | ||||
Индивидуальный подход к обучающимся | ||||
Технологический аспект | ||||
Знание программно-методического материала | ||||
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем элементов развивающего характера | ||||
Умение организовать эксперимент, опыт | ||||
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная) | ||||
Умение предоставлять выбор обучающемуся (выбор индивидуальной образовательной программы) | ||||
Знание и использование инновационных технологий | ||||
Владение ИКТ | ||||
Осуществление взаимодействия и информирования родителей через сайт |
Индивидуальные диагностические карты анализа
профессионального мастерства педагогов.
№ | Параметры оценки |
|
1. | Ценностные ориентации педагога. Общие: умение критически мыслить умение не пасовать перед трудностями ответственное отношение к труду адекватность самооценки Профессиональные: -сформированность системы педагогических принципов -гуманистические ценные ориентации на работу с детьми активность в защите интересов детей и оказании им помощи отношение к ребенку как к главной ценности стремление к самообразованию стремление к сотрудничеству обладание авторитетом | |
2. | Культура педагога Общая: развитие коммуникативных навыков и умений культура общения культура внешнего вида Профессиональная: культура поведения с детьми культура рабочего места, группы эстетическое оформление группы | |
3. | Общие знания, умения, навыки эрудиция проявление творчества в работе умение распределять и переключать внимание умение концентрировать внимание на решении педагогической проблемы знание нормативных документов ДОУ умение координировать свою деятельность с деятельностью других членов педагогического коллектива | |
4. | Профессиональные знания, умения и навыки Общие: умение планировать работу своей группы умение оценивать уровень развития детей своей группы умение организовывать детей на занятии и в свободной деятельности умение использовать в работе новые технологии и методики умение создавать в группе спокойную атмосферу умение организовывать работу с родителями умение осуществлять индивидуальный подход умение создавать зону успеха каждому ребенку умение выслушать и услышать ребенка Специальные: умение выразительно читать литературные произведения владение основными видами движений владение навыками рисования, лепки, конструирования умение петь, танцевать | |
5. | Психофизиологические свойства личности такт гуманность рефлексия требовательность к себе организованность инициативность выдержка умение управлять своими эмоциями |
Данную диагностическую карту можно заполнять по 3-х балльной системе оценок параметров работы воспитателя и по трем уровням: самооценка педагога, оценка деятельности педагога членами педагогического коллектива, оценка деятельности педагога администрацией ДОУ. Высчитав средний балл, получаем объективную оценку и сможем увидеть проблемы в профессиональной деятельности педагога.
Диагностическая карта личностных качеств воспитателя.
Состав диагностических | Диагностические параметры | Баллы |
Мотивы\потребности | Ориентация на цели и задачи ДОУ Желание совершенствовать себя, свою деятельность и условия труда. | |
Чувства\эмоции | Наличие волевого контроля за своим поведение Адекватность эмоционального состояния воспитателя. Педагогической реакции на деятельность детей Доброжелательность на возбуждение детей Уверенность в своих педагогических действиях Удовлетворенность результатом педагогического труда | |
Интересы | Наличие интереса к педагогической деятельности Широта и разнообразие интересов, в т.ч. профессиональных Устойчивость (длительность сохранения интересов) в т.ч. профессиональных | |
Речь | Общая культура речи Связность и убедительность изложения Развернутость и доступность высказываний Логическая четкость, завершенность высказываний. | |
Воля | Целеустремленность (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам) Самостоятельность (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям) Настойчивость (способность достигать поставленные цели и доводить принятое решение до конца) | |
Характер | Отношение к коллективу: коллективизм, активность в делах коллектива честность, справедливость общительность, коммуникабельность Отношение к труду |
Оценка производится по всем (или частично) параметрам путем самооценки (или рейтинговой оценки) в 3-х бальной системе.
0 баллов – показатели не проявляются, иногда слабо выявлены
1 балл – проявляются редко и недостаточно выражены
2 балла – проявляются часто и достаточно выражены
3 балла – проявляются всегда и ярко выражены
Далее высчитывается коэффициент личностных качеств, который = фактическому количеству баллов деленному на максимальное количество баллов и умноженное на 100% .
Результат равный 80% - оптимальный
79% - 60% - допустимый
59% - 30% - критический
ниже 30% - недопустимый
Диагностика уровня организации воспитательной работы в группе.
№ |
|
|
1. |
| |
2. |
| |
3. |
| |
4. |
| |
5. |
| |
6. |
|
Оценка уровня воспитательной работы осуществляется по 3-х балльной системе:
0 баллов – отсутствие профессионального навыка, умения
1 балл – большое количество замечаний по организации воспитательной работы
2 балла – замечания по работе минимальны
3балла – навыки, умения прочные, стойкие, замечаний по организации воспитательной работы нет
Максимальное количество баллов 18.
18 –15 – высокий уровень
14 - 11 – оптимальный
10 – 7 – критический
6 баллов и ниже – низкий
Приложение №2
Дифференцированный подход в работе с педагогами
Группы педагогов
Приложение № 3
Сферы успешности педагогической деятельности
Мотивационная | Операциональная |
1 | 2 |
1)профессиональные ценности, идеалы; 2)понимание значимости своей деятельности; 3)профессиональное мировоззрение; 4)владение этическими нормами; 5)профессиональные притязания; 6)призвание и намерения; 7)мотивы и их наличие (внешние – интерес к заработку, внутренние – стремление к самореализации); 8)цели, сильное целепологание; 9)интернальность, как поиск в самом себе причин успеха-неуспеха; 10)профессиональные смыслы и смыслотворчество, определяющие профессиональную устойчивость; 11)позитивная динамика мотивации; построение собственного сценария в профессии; 12)индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений; 13)позиция профессионала-признание себя в данной деятельности; стремление к профессиональному росту; 14)готовность к гибкой переориентации как в рамках профессии, так и вне её; 15)профессиональные межличностные отношения ожидания; 16)удовлетворённость трудом (соответствие своего уровня притязаний, результатов определённым требованиям) | 1)профессиональные и психологические знания о труде; 2)самосознание, образ профессионала; 3)профессиональные и психологические действия, умения, навыки, технологии; 4)обученность, обучаемость, умелость; 5)способности (общие и специальные), профпригодность; 6)профессиональное мышление; 7)результативность, эффективность труда; 8)психологическая оценка результатов; 9)трудо-, работоспособность; 10)достижение статуса, категории, разряда; 11)приёмы профессионального роста, наличие позитивной динамики; 12)достижение разного рода результатов трудовой деятельности, своего акме; 13)индивидуальный стиль деятельности, общения в рамках профессии; 14)свободное владение несколькими видами деятельности. Общение в профессии4 15)способы деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных условиях; 16)творчество и инновации |
Карта педагогической активности педагога _______________________
Деятельность | Учебный год | |
2013-2014 | 2014-2015 | |
Организовывал | ||
Участвовал | ||
Присутствовал | ||
Руководил | ||
Победил | ||
Изучал | ||
Читал | ||
Смотрел | ||
Слушал | ||
Исследовал | ||
Подготовил | ||
Помогал |
Приложение №4
Модель методической деятельности
Модель методической деятельности, включает в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик. В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в cхеме.
Типы методической деятельности
Исследовательский тип (обеспечивает инновационные процессы) | Экспериментальный тип (обеспечивает переход из режима развития в режим функционирования) | Коррекционный тип (обеспечивает функционирование) |
Метод | Внедрение метода | Методика | Применение методики | Гарантированный результат педагогической деятельности |
Создание метода
Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.
При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.
При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Содержание методической работы старшего воспитателя.
Функции управления | Содержание методической работы старшего воспитателя. |
Информационно - аналитическая | Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнение программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактики. |
Мотивационно - целевая | Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно – методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно – воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создаёт для этого условия. Систематизирует и организует диссеминацию передового педагогического опыта, современных научных разработок. |
Планово - прогностическая | Прогнозирует развитие научно –методической работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов, совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную работу, годовой план, методическую работу. |
Организационно - исполнительская | Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания методических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями. |
Контрольно - диагностический | Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество образовательного процесса, развивающей предметно – пространственной среды. |
Регулятивно – коррекционная (оперативно – функциональное регулирование) | Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации воспитательно – образовательного процесса, повышении квалификации, экспериментально – поисковой работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...