Консультация для воспитателей
консультация
"Использование природного материала в играх и поделках детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Консультация для воспитателей
«Использование природного материала в играх и поделках детей»
Выполнила воспитатель: Терёхина Светлана
Петровна
2024
Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Одним из важных направлений педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей,
Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Большие возможности для сенсомоторного развития дошкольников имеет дидактические игры с природным материалом.
Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т.к. именно малыши испытывают острую нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры в этом возрасте является не получение конкретного результата деятельности, а сам процесс игры. Ярким примером является излюбленные игры малышей с песком, водой, снегом, приносящие ребенку внутренний покой и радость. Эти игры полны свободы и независимости и являются простором для бесконечного экспериментирования. Поэтому природный материал можно успешно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, знакомство с формами и фактурой предметов, развития мелкой моторики и речи. С помощью игр с природным материалом осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия и речи. Малыши в ходе игр с различными природными материалами и их свойствами учатся сравнить объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, а также приобретают умение классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что закладывает фундамент для расширения сенсорного опыта младших дошкольников.
Игры с природным материалом – снегом, песком, глиной, водой, травой, палочкой, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями растений, мохом, корой и т.д. являются не только средством формирования важных тактильных и зрительных ощущений, но и прекрасным сырьем для изготовления детских поделок и игр с ними.
Игры с песком позволяют узнать его свойства: сухой песок — легко пересыпается из одной ёмкости в другую, влажный — позволяет лепить различные конструкции.
Игры с водой подводят малышей к пониманию того, что вода принимает форму сосуда и течет.
Наличие различных игрушек создает необходимые условия для разнообразной деятельности воспитанников и накоплению чувственных представлений. Большую роль играет участие в играх воспитателя. В процессе совместной игры с детьми педагог уточняет, изменяет состояние и свойства материалов, показывает последовательность и содержание игровых действий.
Так, педагог напоминает о том, что песок лучше полить, потому что с мокрым песком хорошо играть. Во время поливки песка организовывает наблюдение за водой: куда она делась, почему воды в песке не видно. Предлагая детям взять инициативу игры в свои руки, спрашивает, что можно сделать из мокрого песка? (дворик, сад, огород и т.д.). В ходе строительной игры воспитатель обращает внимание на способы действий: прихлопать стенки домика, чтобы они были красивыми и крепкими.
Подобные строительно-сюжетные игры с песком способствуют формированию ручных умений, навыков ориентироваться в расположении своей постройки в составе коллективной работы, т.е. закладываются навыки ориентировки в пространстве.
При играх с песком происходит обучение детей разнообразным действиям, обогащающим сенсорный опыт детей: набирать в формочки снег и изготавливать из него цветные льдинки, сделать горку из снега. В ходе игр у детей формируются представления о приемах преобразования снега, самым простым из которых считается лепка: например, лепят комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку. Изготавливая комы для снеговика, малыши усваивают свойства влажного снега: большая прочность, тяжесть и т.д.
В летнее и осеннее время при богатом выборе природного материала (желуди, шишки, веточки и т.д.) игровая деятельности младших дошкольников организуется на участке детского сада. Так, педагога дает малышам изготовленные из природного материала игрушки: цыплят, гусей, уточек, предлагает их рассмотреть и рассказывает о материалах, из которых они изготовлены. Вокруг этих птиц из найденного природного материала малыши делают заборчик для птиц, пруд, кормушки с кормом, обыгрывают постройку.
Из природных материалов изготавливают музыкальные инструменты: с помощью пластиковых бутылок или других емкостей, наполненных косточками от вишни, черешни, арбуза, персика педагог делает шумелки. В зависимости от наполнения бутылки определенным содержимым, различается звучание шумелки.
Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения: бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев – венки на голову. В играх с таким природным материалом дети повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Закрепление цвета, формы происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав.
Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные.
Интересны детям игры из природных материалов с ракушками, привезенными с отдыха из теплых стран. Малыши вместе с педагогами рассматривают отличия морских ракушек, изготавливают и обыгрывают поделки. В ходе поделок из ракушек происходит сенсорное воспитание: знакомство с различным формами.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит взаимодействие с окружающей средой, которое является мощным средством сенсорного воспитания.
Большую роль в структуре сенсорного воспитания дошкольников имеют дидактические игры с природным материалом.
Методические рекомендации для педагогов по обучению детей работе с природными материалами
1.Обеспечение активности и эмоционального настроя детей в процессе игровой деятельности с природным материалом.
2. Систематически организовывайте прогулки, экскурсии, в процессе которых наблюдайте за интересными предметами и явлениями окружающего мира, активно привлекайте воспитанников к сбору природного материала (шишки, семена клена, березы, различных цветов, засушенные травы и лепестки)
3. Храните собранный природный для детских поделок и игры аккуратно в коробках под крышками, наклеив соответствующие обозначения и разделив на ячейки для хранения мелкого материала.
4. Вместе с детьми рассматривайте, ощупывайте, обращайте внимание на оригинальность природных материалов причудливых форм (изогнутые веточки, интересные формы овощей и фруктов и т.д.)
5. В ходе изготовления детских поделок из природного материала используйте художественное слово.
6. Мастерите в присутствие детей, давайте им посильные трудовые поручения: смазать кисточкой с клеем внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха, надеть на нее шишку – получится грибок, с которым можно с помощью мелких игрушек разыграть различные сценки. В кусочек коры можно предложить ребенка вставить палочку, надеть на нее парус из бересты – изготовлена лодочка, которую можно пускать в таз с водой в группе, в лужи и ручейки на участке весной.
7.Поощряйте стремление детей собрать и использовать в играх и поделках природный материал различных регионов: ракушки, скорлупа грецких орехов, из теплых стран, шишки, семена из родного края.
8.Чаще планируйте в ходе совместной деятельности коллективное изготовление и обыгрывание различных коллективных композиций по мотивам сказок, водной, лесной тематики и т.д.
9. Активно привлекайте к сбору природного материала родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...