«Искусство говорить с детьми»
консультация
«Искусство говорить с детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_iskusstvo_govorit_s_detmi.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Искусство говорить с детьми»
Старший воспитатель Мохначёва Е.В.
«Каждое произнесенное тобой слово - Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем, память, историю предназначения, силу и нежность.
Только люди, почему - то об этом забыли»
(глаголы русских мудрецов)
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?
В программе «Детство» говорится: «Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических фраз».
Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.
Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Учить детей этому следует из лучших образцов родного языка. Речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок речь правильную и невольно воспринимает её.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Культурой речи называют её правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии ( правила литературного произношения), грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
Компоненты культуры речи педагога:
- Грамотность построения фраз.
-Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
- Простота и ясность изложения: немногословие.
-Выразительность: интонация и тональность, темп речи, паузы, динамика зв.у^ейшя голоса, словарное богатство, образность речи, дикция.
- Правильное использование специальной терминологии: '
исключение режущих слух фразеологических оборотов; исключение лишних слов.
Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка, но и понимать, как им пользоваться в литературной речи. Высшей культурой речи называется овладение чувством стиля. Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту его речь имеет черты разговорного стиля.
В общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля и его
разновидностями ( научный, публицистический, поэтический, деловой).
Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка:
- лексической: жилище - дом = квартира - пристанище = угол = гнездо = хата и т.п.
- грамматической: идти полем - по полю -через поле и т.п.
- фонологической: одну и туже фразу, например «садитесь» можно произносить с разной интонацией.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов вышедших из употребления.
Какие же самые распространённые ошибки в речи воспитателя?
-Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
- Засорённость лишними словами ( ну, вот, значит, это и т.п.)
- Неуместное использование звукоподражательных слов (ав - ав, топы - топы, би - би).
- Ошибки в речи (ложитьвместо класть, свекла вместо свёкла, колидор вместо коридор, комфорка вместо конфорка, придумай слово вместо припомни и т. п.)
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим принципам:
-принимать ребенка таким, каков он есть
-верить в способности воспитанников
-стимулировать их творческую активность;
-уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;-не унижать достоинства ребёнка;
-не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;-помнить, что любой может ошибаться;
-не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Практическая часть.
1.Вспомните и назовите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово».
-Каждому слову своё место.
-Остров словечко колет сердечко.
-Слово горы ворочает.
-Слово- серебро, молчание-золото.
-Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
-Пустые речи и слушать неча.
-Доброе слово и кошке приятно.
-Вспомнить добрым словом.
-Недоброе слово-больней огня жжёт.
-Не давшим слова - крепись, а давши-держись.
-Будь слову своему хозяин.
-Не бросай слова на ветер.
2. Подобрать прилагательные к слову « язык», (все)
- В речи мы часто путаем похожие слова: подпись - роспись, надеть - одеть, командировочный = командированный. Такие родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы и отличающиеся оттенками в значении, называют паронимами.
- Скажите правильно:
- Это ваша (роспись или подпись) на справке?
- Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.
Подпись:
- Действие по глаголу «подписать», означающему «заверить, подтвердить», поставив подпись.
- Надписать под чем-нибудь ( подпись под картиной).
- Собственноручно написанная фамилия (поставить свою подпись).
Роспись:
1. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Скажите правильно:
- Я(надеваю, одеваю) шапку.
- Я (надела, одела) пальто на Свету.
- -Мы (надеваем или одеваем) детей.
- Я (одела или надела) девочку Таню.
Глагол «надеть» употребляется ссуществительными неодушевлёнными (надеть шапку, туфли, медали), причём с ним всегда можно использовать существительные с предлогом «на» (надеть шапку на голову, очки на нос). Глагол же одеть сочетается только с существительными одушевлёнными и не допускает употребления при себе сочетания с предлогом «на» (одеть ребёнка, мальчика).
1.Поставте правильно ударение в словах: Звоним - звонИм, баловать = баловАть Коклюш = коклЮш, столяр = столЯр Алфавит = алфавИт, инструмент = инструмЕнт
Километр = киломЕтр, статуя = стАтуя Ворота = ворОта, щавель = щавЕль Месяцами = месяцАми, квартал = квартАл Красивее - красИвее, досуг = досУгДокумент - докумЕнт, искра = Искра. 4.Произнесите правильно:
-стакан чая (чаю), килограмм сахара ( сахару), много народа (народу), много шуму (шума), = употребляются обе формы.
- Что говорят, приглашая к еде? (Садитесь кушать, пожалуйста.) Когда вы принимаете пищу, вы говорите: «Я ем». Заключение:
Большую роль в работе над словом, над правильным произношением использованием грамматических средств оказывают словари: толковый, орфоэпический, орфографический. Эти словари помогут уточнить значение малопонятных слов, дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления.
Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"
Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм». Речи следует учить прежде всего путем...
Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"
Приложение к презентации....
Памятка для родителей "Искусство говорить с детьми"
Одним из слагаемых современной жизни взрослого является культура его речи. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым. Эта памятка поможет взрослому найти общий яз...
«Искусство говорить с детьми»
Консультация для воспитателей...
консультация для воспитателей «Искусство говорить с детьми»
Консультация о том, какими языковыми нормами должен владеть воспитатель....
консультация для воспитателей «Искусство говорить с детьми»
Консультация о том, какими языковыми нормами должен владеть воспитатель....
Искусство говорить с детьми
Презентация для воспитателей подготовленная к педагогическому совету....