Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии.
статья (старшая группа)

Андросова Алена Юрьевна

В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жизни в социуме. Прежде всего, это связано с тем, что в системе специального образования выработаны методики и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями, но недостаточно уделялось внимание социальной адаптации этих детей к социуму, так как они были изолированы от общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikatumeniy.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии.

В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жизни в социуме. Прежде всего, это связано с тем, что в системе специального образования выработаны методики и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями, но недостаточно уделялось внимание социальной адаптации этих детей к социуму, так как они были изолированы от общества. Процесс совместного обучения и воспитания детей с нормативным развитием и детей, с какими-либо нарушениями в нем носит название – инклюзивное образование. Инклюзивное образование подтверждает возможность включения всех детей в совместное обучение, тем способом, который учитывает индивидуальные возможности и наиболее подходит каждому ребёнку. Следовательно, в дошкольном учреждении инклюзивное обучение предполагает процесс совместного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной общеобразовательной группы, но по разным образовательным маршрутам. Основная цель данной образовательной системы направлена на реализацию возможностей каждого ребенка, а не на «подтягивание» возможностей ребенка до необходимых норм развития ребенка-дошкольника.

 Одной из основных задач социализации детей дошкольного возраста является формирование и развитие их коммуникативных умений, реализация данного направления, в инклюзивном образовании, дает возможность безбарьерного общения со своим ближайшим окружением всем детям вне зависимости от их особенностей развития. Коммуникативные умения дошкольников – это осознанные коммуникативные действия, основанные на имеющихся знаниях дошкольника и направленные на совместные решения общих коммуникативных задач. Ключевыми инструментами решения этой задачи является создание условий и система мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений бесконфликтного общения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормальным развитием в дошкольных образовательных учреждениях. Основными проявлением развития коммуникативных умений у ребенка с особенными потребностями и ребенка с нормой в развитии в условиях инклюзии станет их бесконфликтное общение и гармоничное взаимодействие друг с другом, с ближайшим окружением. Для этого необходимо обновление системы воспитания и обучения, поиск новых методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих коммуникативную активность и деятельность ребенка, способствующей дальнейшему развитию личности всех дошкольников в условиях инклюзии:

  1. Создание условий, необходимых для развития коммуникативных умений детей: - создание в ДОУ надлежащих материально-технических условий для социально-коммуникативного и речевого развитий; - организация специальной подготовки воспитателей ДОУ
  2. Развитие системы дополнительного образования ДОУ (получение дополнительного образования дает возможность свободного личностного выбора деятельности всем детям, определяет индивидуальное развитие каждого ребенка.
  3.  СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
  4. Оказание родителям (законным представителям) специализированной методической помощи: в вопросах воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; понимании важности развития инклюзивного образования для детей с нормой в развитии.
  5. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию коммуникативных умений с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей: организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода, игровая образовательная ситуация (проблемно-интегративное обучение), подталкивающая детей к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, дающая возможность высказать свою точку зрения; методы и технологии на развитие творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и;  развитие игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевых игр и включение в нее всех детей

 Учет перечисленных условий и обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзии окажут содействие на положительные результаты развития коммуникативных умений: проявление самостоятельности и инициативности в общении; развитие любознательности; сформированность умения формулировать вопросы и анализировать полученную информацию, выстраивая причинно-следственные связи; проявление активности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в совместных играх и деятельности; развитие способности договариваться, учитывая не только свои интересы, но и учитывая чувства других детей; умения сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; обладание адекватной самооценкой, умение проявлять свои чувства; умение разрешать конфликты с помощью речи.

Следовательно, современный детский сад должен стать местом, где все дети вне зависимости от своих образовательных потребностей получат возможность развиваться, взаимодействовать, постигать свои возможности, социализироваться и воспитываться полноценным членом общества. В тоже время, для ребенка с нормой в развитии инклюзивный опыт сформирует безбарьерное мышление, научит находить сильные стороны в каждом, сделает его более заботливыми, толерантным, сможет совершенствовать свои творческие (познавательные, социальные) навыки во время помощи ребенку с ОВЗ в их освоении, а главное у него сформируется умение выстраивать коммуникацию с разными людьми. Все вышеперечисленное в свою очередь, пересекается с одной из целей образования в интересах устойчивого развития – обеспечение прав всех детей на получение качественного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....

«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников 4 -5 лет».

Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективность формиров...

Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психическог...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Как развить коммуникативные умения старших дошкольников в условиях экологических проектов?

Результаты многочисленных исследований показывают, что у большинства дошкольников, коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. Например, Людмила Филипповна Обухова и Инна Александровна Коре...