Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии.
статья (старшая группа)
В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жизни в социуме. Прежде всего, это связано с тем, что в системе специального образования выработаны методики и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями, но недостаточно уделялось внимание социальной адаптации этих детей к социуму, так как они были изолированы от общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikatumeniy.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных умений у дошкольников в условиях инклюзии.
В данный период большинство родители детей с ОВЗ и инвалидностью настаивают на их включении в общеобразовательные учреждения для получения более качественного образования и эффективной адаптации к жизни в социуме. Прежде всего, это связано с тем, что в системе специального образования выработаны методики и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями, но недостаточно уделялось внимание социальной адаптации этих детей к социуму, так как они были изолированы от общества. Процесс совместного обучения и воспитания детей с нормативным развитием и детей, с какими-либо нарушениями в нем носит название – инклюзивное образование. Инклюзивное образование подтверждает возможность включения всех детей в совместное обучение, тем способом, который учитывает индивидуальные возможности и наиболее подходит каждому ребёнку. Следовательно, в дошкольном учреждении инклюзивное обучение предполагает процесс совместного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной общеобразовательной группы, но по разным образовательным маршрутам. Основная цель данной образовательной системы направлена на реализацию возможностей каждого ребенка, а не на «подтягивание» возможностей ребенка до необходимых норм развития ребенка-дошкольника.
Одной из основных задач социализации детей дошкольного возраста является формирование и развитие их коммуникативных умений, реализация данного направления, в инклюзивном образовании, дает возможность безбарьерного общения со своим ближайшим окружением всем детям вне зависимости от их особенностей развития. Коммуникативные умения дошкольников – это осознанные коммуникативные действия, основанные на имеющихся знаниях дошкольника и направленные на совместные решения общих коммуникативных задач. Ключевыми инструментами решения этой задачи является создание условий и система мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений бесконфликтного общения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормальным развитием в дошкольных образовательных учреждениях. Основными проявлением развития коммуникативных умений у ребенка с особенными потребностями и ребенка с нормой в развитии в условиях инклюзии станет их бесконфликтное общение и гармоничное взаимодействие друг с другом, с ближайшим окружением. Для этого необходимо обновление системы воспитания и обучения, поиск новых методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих коммуникативную активность и деятельность ребенка, способствующей дальнейшему развитию личности всех дошкольников в условиях инклюзии:
- Создание условий, необходимых для развития коммуникативных умений детей: - создание в ДОУ надлежащих материально-технических условий для социально-коммуникативного и речевого развитий; - организация специальной подготовки воспитателей ДОУ
- Развитие системы дополнительного образования ДОУ (получение дополнительного образования дает возможность свободного личностного выбора деятельности всем детям, определяет индивидуальное развитие каждого ребенка.
- СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
- Оказание родителям (законным представителям) специализированной методической помощи: в вопросах воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; понимании важности развития инклюзивного образования для детей с нормой в развитии.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания воспитательно-образовательного процесса по формированию коммуникативных умений с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей: организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода, игровая образовательная ситуация (проблемно-интегративное обучение), подталкивающая детей к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, дающая возможность высказать свою точку зрения; методы и технологии на развитие творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и; развитие игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевых игр и включение в нее всех детей
Учет перечисленных условий и обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзии окажут содействие на положительные результаты развития коммуникативных умений: проявление самостоятельности и инициативности в общении; развитие любознательности; сформированность умения формулировать вопросы и анализировать полученную информацию, выстраивая причинно-следственные связи; проявление активности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в совместных играх и деятельности; развитие способности договариваться, учитывая не только свои интересы, но и учитывая чувства других детей; умения сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; обладание адекватной самооценкой, умение проявлять свои чувства; умение разрешать конфликты с помощью речи.
Следовательно, современный детский сад должен стать местом, где все дети вне зависимости от своих образовательных потребностей получат возможность развиваться, взаимодействовать, постигать свои возможности, социализироваться и воспитываться полноценным членом общества. В тоже время, для ребенка с нормой в развитии инклюзивный опыт сформирует безбарьерное мышление, научит находить сильные стороны в каждом, сделает его более заботливыми, толерантным, сможет совершенствовать свои творческие (познавательные, социальные) навыки во время помощи ребенку с ОВЗ в их освоении, а главное у него сформируется умение выстраивать коммуникацию с разными людьми. Все вышеперечисленное в свою очередь, пересекается с одной из целей образования в интересах устойчивого развития – обеспечение прав всех детей на получение качественного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....
«Подвижная игра как средство развития коммуникативных умений у дошкольников 4 -5 лет».
Данная статья посвящена вопросу развития коммуникативных умений у дошкольников 4 – 5 лет по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективность формиров...
Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психическог...
Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...
Как развить коммуникативные умения старших дошкольников в условиях экологических проектов?
Результаты многочисленных исследований показывают, что у большинства дошкольников, коммуникативные умения сформированы на среднем уровне. Например, Людмила Филипповна Обухова и Инна Александровна Коре...