Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников
материал по теме

Козырева Анна Николаевна

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети  учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, высказывать предложения. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. В практической деятельности я отмечаю, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками. Они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга; у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе. 

Нужно активно помогать детям в налаживании контактов друг с другом, стремиться организовывать общение: обогащать детей впечатлениями; учить сопереживать, радоваться, стоять за свои права. Именно при таком общении у дошкольников начинает развиваться способность понимать других людей, что подготавливает их к последующему общению со сверстниками, способствует становлению личности.

В процессе развития коммуникативных компетенций я использую разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развить коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться.

В связи с чем, в образовательном процессе по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста я активно использую метод проектной деятельности. Я разработала и реализую следующие проекты «Детская журналистика и диалогическая речь» направлены на обучение детей вести диалог. Задавать друг другу вопросы в определенной логической последовательности, правильно отвечать на них, брать и давать интервью. В ходе семейных проектов «Моя семья», «Сказка на ночь», у детей не только расширяются знания по изучаемой теме, формируются предпосылки поисковой деятельности, но и умение вести конструктивные беседы, отстаивать свое мнение. Но самое главное: сближают членов семьи, дают возможность больше общаться.

В процессе осуществления метода проектов решаются следующие задачи:

- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии формирования иноязычных коммуникативных умений старших дошкольников на занятиях по английскому языку

В современном мире существует потребность в интеграции обучения иностранному языку в образовательную деятельность дошкольных организаций, т.к. расширение межгосударственных связей, возможностей общени...

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...

Комплекс театрализованных игр для развития коммуникативных умений старших дошкольников

Театрализованная игра является областью активного развития коммуникативных умений дошкольников. Она позволяет развивать опыт социальных умений и навыков поведения, благодаря литературным произведениям...