Правовое воспитание детей в ДОУ
методическая разработка (средняя группа)

 Капустина Татьяна Валерьевна

Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни.

Максим Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ДОКЛАД

Правовое воспитание детей дошкольного возраста.

  

Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. 

Максим Горький

Сегодняшние дети -  это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

  Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественными отношениями, поведением людей, ответственностью человека за свою судьбу.

 

  • Когда же начинать знакомить ребёнка с правами, когда начинать воспитывать обязанности не нарушать права других людей?
  • Когда он станет взрослым?
  • Когда будет учиться в старших классах?
  • Не поздно ли?

Ведь в таком случае он проживёт без знаний своих прав и обязанностей какую-то часть жизни, привыкнет к тому, что его права порой нарушаются, да и сам он нарушает права других людей. И возникает необходимость перевоспитывать. А перевоспитывать всегда труднее, чем воспитывать. Начинать учить  ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права необходимо с малых лет. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности.

  В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

  В нашей группе  уделяется большое внимание правовому воспитанию дошкольников. В своей работе с детьми  я решила использовать тему «Ознакомление дошкольников с основами правового  воспитания».

  Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Декларация прав ребенка(1959)

Конвенция ООН о правах ребенка(1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

  Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Составила перспективный план своей работы и  подобрала беседы по правам ребёнка, подбирая те, которые на мой взгляд понятны и доступны детям. Свою работу начинаю проводить с детьми младшего возраста.

  Дети младшего возраста учатся вести себя в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми. В среднем возрасте продолжаю работу по развитию коммуникативных способностей, формирую нравственные нормы поведения, дети учатся оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные. С детьми старшего возраста проводится работа по формированию нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, знакомятся с понятием «право», с Конвенцией о правах ребёнка.

  Работу провожу по двум направлениям:

1. Работа с родителями:

Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

2.Работа с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

  По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:

• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

• Развитие представлений о здоровом образе жизни;

• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;

• Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;

• Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

  Для формирования  у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.  Поэтому знакомство детей с  правами, с Конвенцией осуществляла через разнообразные формы работы:

 

  • Беседы о правах.  
  •  Непосредственная образовательная деятельность.(занятие)
  • Ролевые игры.

В игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на игрушки, на собственное мнение. В игре дети учатся считаться с мнениями и интересами других детей, распределять игрушки, роли, убирать пособия после игры. Ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно – правовых норм поведения.

  • Театрализованные игры, драматизацию;

Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

  • Дидактические игры, игры с правилами.

Дидактические игры по правовому воспитанию помогают ребёнку в накоплении социального опыта, расширении области правовых знаний. Игры с правилами способствуют также усвоению прав.      

  Проводили такие игры, как «Чудесные очки» - помогает ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера,  «Я и мои чувства» -   игра развивает  чувства индивидуальности, «Ласковые имена» - игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу, «Я не должен...»- дети учились  разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовались знания детей о социальных нормах, «Угадай, кто это» - игра учит мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности и другие.

• Проводила праздники и вечера развлечений,  закрепляли основные права детей

Организовывала:

• Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.)

• Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п.)

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Герои сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам общества. В сказках «Красная шапочка», «Серая шейка» нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь. Герои сказки «Три поросёнка», «Заюшкина избушка» могут пожаловаться на неприкосновенность жилища.  В сказке «Золушка» нарушено право ребёнка на отдых.    Читая  сказку  «Три медведя», закрепляли   представление детей о праве на имущество и неприкосновенность. Детям задавались вопросы: «Какое право нарушала девочка?», «Имела ли она  право входить в чужой дом без разрешения?». Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Дети отвечали на вопросы: «Почему обитатели птичьего двора смеялись над утёнком и прогоняли его?», «Почему называли гадким?», «Какие чувства испытывал утёнок на птичьем дворе?», «Почему нельзя так  относиться к живому существу?». Размышляя о прочитанном, у детей вызывается чувство неприятия унижения личности и желание сопротивляться насилию, таким образом дети осознают право на защиту от унижения, грубого обращения.  

  Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города. Проводила экскурсии в библиотеку, музей там нам рассказывали о нашем городе, показывали видеофильмы.   К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы.      

Затем ознакомила в доступной форме с историей  страны, с ёё символикой. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага».  «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге)?», «Найди ошибку в изображении герба (флага)?».  С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.

  Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным селом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей;  в детском саду и школе есть медицинский кабинет и  медсестра, которая следит за состоянием здоровья детей.  Мы ходили на экскурсию к детской и взрослой поликлиникам.

  Закрепляя представления детей о своих правах,  проводилась образовательная деятельность по разным образовательным областям. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу,   закрепили знания о праве на образование, рисуя на тему «Моя семья»,  закрепляли знания о праве на семью.

  Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитывалось право ребенка быть таким, какой он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков. 

  Работу  с семьей начала с   изучения Конвенции о правах ребенка, провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе.  

  Был оформлен уголок для родителей: «Правам ребенка посвящается», где было поместин теоретический материал о Конвенции по правам ребенка. Проводились беседы, родительские собрания.

  Кроме того, использовались в  работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы:

«Ребенок и его права»,

«Влияние  родительских установок на развитие детей»,

«Искусство быть родителем»,

«Семь правил для всех»,

«Родительская любовь» и т.д.

Проводились совместные мероприятия с родителями, праздники:

«Моя дружная семья»,  

«День матери»,

«Папы- Защитники Отечества»,

«День восьмое марта»,

«Осенины».

  Для того, чтобы сблизить детей и родителей, предлагала им задания для совместной деятельности:

-создание герба семьи;

-конструирование на тему «Дом в котором я живу»;

-оформление газеты «Один день семьи»;

-изготовление ромашки  «Я и моё имя»;

-оформление « Родовое дерево».

   

   Анализируя свою работу в данном направлении, я сделала вывод: отношения детей в группе стали более уравновешенные, спокойные, бесконфликтные. Дети стали считаться с мнением других детей, научились слушать друг друга, оказывать друг другу при необходимости любую помощь. Дети называют многие права  и объясняют их содержание из Конвенции  о правах  ребёнка. Многие поступки детей из своей группы они объясняют с позиции того или иного права. Я стала замечать, что после прочтения того или иного художественного произведения дети стали размышлять о  нарушении или торжестве какого права в нём идёт речь.

   Хочется отметить и то, что значительно повысилась правовая сознательность родителей. Было замечено, что многие родители стали терпимее относиться к поступкам своих детей и их высказываниям. Мне очень приятно, когда родители откликаются на мою просьбу и вместе с детьми, выполняют, то или иное задание. Родители с желанием идут на контакт, обсуждая интересующую их тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе "Дети разных национальностей"

Презентация к занятию по правовому воспитанию дошкольников "Дети разных национальностей"...

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."

Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»

При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей  группе. Был проведен  подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...

Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Ваши права, дети!"

Данный проект направлен на формирование основ правового сознания дошкольников....