Методическая разработка "Формирование у детей представления о народной игрушке"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Введение: С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народных игрушек, они были очень дороги ребятам и пробуждали творческую фантазию, помогали детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, не всегда современные дошколята могут играть с куклами-пеленашками, свистульками и игрушками-Петрушками, потому что нет опыта и знаний о них. Дома практически нет таких игрушки, соответственно у детей есть недостаточные представления о народных игрушках.
Огромную роль в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста играет просветительская деятельность детей в условиях детского сада, когда у детей в процессе бесед, посещения мини-музея «Народного творчества» и практической деятельности формируются представления о народных игрушках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 1512»
Методическая разработка
по формированию представлений о народной игрушке
в жизни детей
Прозорова Татьяна Васильевна воспитатель ул. Красный Казанец, д. 19А 89154826695 |
г.Москва, 2020-2021 учебный год
Введение: С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народных игрушек, они были очень дороги ребятам и пробуждали творческую фантазию, помогали детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, не всегда современные дошколята могут играть с куклами-пеленашками, свистульками и игрушками-Петрушками, потому что нет опыта и знаний о них. Дома практически нет таких игрушки, соответственно у детей есть недостаточные представления о народных игрушках.
Огромную роль в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста играет просветительская деятельность детей в условиях детского сада, когда у детей в процессе бесед, посещения мини-музея «Народного творчества» и практической деятельности формируются представления о народных игрушках.
Исходя из вышеизложенного, мною был создан проект, направленный на формирование представлений о народной игрушке в жизни детей. Дети рассматривали, сравнивали народные помыслы, играли в народные игры, разрисовывали гипсовые модели игрушек. В проект активно были вовлечены родители: был проведен мастер-класс совместно с родителями, где вместе со своими детьми родители знакомились с разными народными промыслами и совместно разрисовывали дымковскую лошадку. Для подарка мамам на «День матери» были подарены дымковские рыбки, разрисованные ребятами и мамы были в восторге.
Актуальность: для достижения целей патриотического воспитания, которые представлены в рамках образовательной программы детского сада, мы раскрываем тему формирования представлений и понятий о народных игрушках. С этой целью должны быть выполнены следующие задачи:
1) Формирования у детей интересов к народной культуре благодаря знакомству с народными играми и игрушками;
2) Воспитание любви к Родине через призму изучения особенностей культуры родного края и страны;
3) Дополнительное вовлечение родителей ребенка в образовательный процесс.
Наиболее полное этнокультурное образование ребенка становится возможным благодаря использованию тех предметов, которые на регулярной основе встречаются в окружении ребенка.
Перед воспитателями и родителями стоит важная задача – воспитать в детях любовь к Родине и заинтересованность в культуре родной страны посредством музыки, литературы и искусства. Одной из наиболее эффективных методик в таком случае выступает специально организованная практическая деятельность.
На данный момент в детском саду нет достаточно обширного подхода к формированию творческого воображения детей. Следовательно, необходимо более активное воздействие со стороны воспитателей и взрослых в данной отрасли. С этой целью необходимо разработать специальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста.
Творческие способности ребенка наиболее активно развиваются в детстве, когда имеется наибольшая потребность в них. В свою очередь особенности народной культуры позволяют придать важный настрой для этих способностей. Необходимо проработать подходы для наиболее эффективного знакомства детей с творческим наследием Родины.
Народное искусство было признано крайне важным с точки зрения воспитания. Первоначальное эстетическое образование детей формируется именно во время изучения народного творчества собственных земляков. Однако первоначально следует подготовить специальные условия, которые позволят гораздо проще приобщать детей к изучению народной культуры.
Важен планомерный и постепенный подход. Сначала необходимо подобрать правильную литературу, которая наиболее простым и понятным языком постепенно расскажет детям об особенностях конкретного промысла, позволит уточнить приемы и методы, используемые для создания конкретного элемента.
Для начала необходимо рассмотреть объекты декоративно-прикладного творчества, объясняя детям принципы создания тех или иных элементов. Алгоритм обучения детей рисованию определенных узоров должен выглядеть следующим образом:
- Знакомство детей с конкретным объектом декоративно-прикладного творчества;
- Формирование навыков, позволяющих нарисовать данный объект.
Целью данной работы является развитие навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Для достижения данных целей мною был разработан проект «Народная игрушка в жизни детей. Знакомство с дымковской игрушкой». Он направлен на формирование более качественного представления о народных игрушках.
Ссылка на проект в старшей группе:
https://docs.google.com/document/d/1pDJkxHNVD8-0VwpJDYy2aqS0RXQLy9Nj9TFW-AQqT70/edit?usp=sharing
Тип проекта: Познавательно-творческий
Цель: Изучение культуры родного края для формирования любви к Родине, а также заинтересованности к особенностям народной культуры благодаря знакомству с разновидностями народных игр и игрушек.
Проблема: отсутствие достаточных знаний о народном искусстве у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей;
- Формирование стабильного интереса в народном творчестве через народные игрушки;
- Активное развитие творческих способностей;
- Развитие навыков работы в коллективе;
- Увеличение вовлеченности родителей в проект.
Формы организации работы с детьми
- Коллективная деятельность преподавателя с детьми. Совместное изучение познавательной и художественной литературы, активная исследовательская деятельность, хоровое пение, развивающие игры и беседы. Активная творческая деятельность.
- Обсуждение проблем в контексте народных промыслов;
- Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей. Дополнительное изучение материалов, таких как иллюстрации, презентации, познавательная литература.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение детского интереса к народному творчеству;
- Формирование любви к Родине;
- Формирование первых знаний и представлений о народных игрушках;
- Появление навыков работы в коллективе;
Дети должны уметь:
- Отличать элементы народного промысла;
- Знать отличительные особенности различных народных художественных направлений.
Выводы:
Детский сад является важнейшей ступенью в формировании у детей первых знаний и представлений о народном творчестве. Первое знакомство происходит посредством народных игр и игрушек. При этом крайне важным становится участие родителей в данном процессе, поскольку все полученные навыки и знания должны закрепляться в семейной жизни. То есть, подразумевается тесная работа воспитателей с родителями. Эффективность такого подхода подтверждается совместной встречей в онлайн формате на базе платформы ZOOM на мастер-классе «Роспись Дымковской лошадки».
Ссылка на мастер-класс:
https://drive.google.com/file/d/1_Pnkw2poERdmYMmE7WWxloA2Trqm0kHU/view?usp=sharing
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
проект по знакомству детей с русской народной игрушкой
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.Несмотря на кажущуюся п...
Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".
laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего» Знакомство детей с русской народной игрушкой....
Методическая разработка "Театр детям" на основе народных сказок, для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Методическая разработка проектной деятельности "Театр детям" кукольный....
Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.
Задание1. Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, ...
Проект в группе детей раннего возраста "Народная игрушка"
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ...
Досуг в подготовительной группе (для детей с ОВЗ) «Народная игрушка»
Закрепление знаний о народных промыслах. Развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду....