Проект "Я и Родина моя"
проект (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Николаевна

Проект "Я и Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt.docx154.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 2 «УЛЫБКА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 

Тема: «Я и Родина моя»

Составила:

Воспитатель

МКДОУ  дет\сад№2

Смирнова Н.Н.

2023 г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 

Тема: «Я и Родина моя»

Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны.

Продолжительность – 3 месяца

Автор проекта: воспитатель Смирнова Наталья Николаевна

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий интегрированного типа.

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – воспитатель, дети, родители.

Девиз проекта:

«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

формирование мира и межличностных отношений.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Новизна

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из  приоритетных в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности. Материал подается в интересной и доступной для детского восприятия форме – интерактивный альбом, который состоит из стихов, рисунков и творческих заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми, в отличие от пассивного запоминания, предполагает осмысленный подход ребенка к материалу, более глубокую его проработку и запоминание. Такое построение психолого-педагогической деятельности,  поможет ребятам разобраться в сложных вопросах и узнать: - о себе и о своей семье, осознать себя членом семьи; - об истории своего края; - о родной стране, государственных символах Российской Федерации.

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

  1. Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
  2. Помочь детям осознать себя членом семьи.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родной деревне.
  4. Ознакомить детей с символами родного поселения, района, государства.
  5. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
  6. Воспитание уважения к труду.
  7. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
  8.  Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
  10. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  11. Воспитывать желание быть полезным своей деревне.
  12. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для  себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей


*  позитивная установка на восприятие патриотического материала
*  владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений с взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своего города Заволжска

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных  знаний детей в символах родного города, района, государства

* ощущение любви  к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

 * проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам,  повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
  • Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
  • Разработка  мероприятий  «Моя малая Родина» и «День Российского Флага».

Этапы реализации проекта

  1. Разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  2. Проведение диагностики нравственно-патриотической сферы детей старшего дошкольного возраста и родителей .
  3. Подведение итогов диагностики  патриотической сферы детей и родителей.
  4. Беседа и групповые консультации с родителями детей старших и подготовительной групп на родительском собрании по темам:

«Всё начинается с детства».

  1. Разработка  и проведение цикла  бесед для детей старшего дошкольного возраста на темы: «Я и моя семья», «Мой родной город Заволжск», «Заволжский район», «Природа родного края», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм».
  2. Контрольная диагностика детей нравственно-патриотической сферы.
  3. Проведение родительского собрания по итогам контрольной диагностики детей нравственно-патриотической сферы. Оценка этапов реализации проекта детьми.

Реализация содержания проекта.

Данный проект был апробирован в рамках МКДОУ -  Детский сад № 2 «Улыбка» в 2019 году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, экскурсии, продуктивная деятельность  объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурно-историческим  наследием родного города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе воспитателем, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. А самое главное были созданы  необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Достигнутые результаты:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город. Дети начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. По итогам контрольной диагностики детей по нравственно-патриотическому воспитанию, мы можем смело утверждать, что практически все ожидания от проведения данного проекта оправдались: познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края и государства повысилось на 25%;  уровень знаний истории родного города Заволжска повысилось на 40%; повышение значимости ребенка в жизни семьи  повысилось на 45%..

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

1 блок «Семья и ближайшее окружение»

2 блок «Детский сад – мой второй дом»

3 блок «Родной свой край люби и знай!

4 блок «Россия – Родина моя»

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наша Родина Россия"

Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...

Проект "Моя родина - Колпино"

Проект  "Моя родина - Колпино",  реализованный в старшей логпедической группе....

проект "Жить -Родине служить"

Материал может быть использован на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, художественному чтению. Сценарий КВНа можно использовать в работе с родителями....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»

Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....

Разработка и реализация игрового образовательного проекта в детском саду. ПРОЕКТ «Защитник Родины»

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ...

проект "Будем Родине служить- будем Родину любить"

Российский воин бережетРодной страны покой и славу,Он на посту, и наш народГордится армией по праву.Спокойно дети пусть растутВ любимой солнечной Отчизне.Он охраняет мир и труд,Прекрасный труд во имя ...