Формы взаимодействия с родителями воспитанников
консультация
Формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия с родителями воспитанников.
В современном обществе назрел ряд проблем, которые препятствуют гармоничному развитию тандема «родители-ребенок». Ускорился темп жизни, часто родители поглощены своей работой, после работы уставшие, не испытывают желания общаться с детьми, современным родителям, активно использующим компьютерные технологии, кажется неинтересными, устаревшими методы работы педагога и детей. В жизнь детей прочно вошел компьютер как средство развлечения и обучения.
Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т.к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.
Для того, чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с нами, педагогами, более свободным, активным, удобным, можно использовать современные средства коммуникации, которые прочно вошли в нашу жизнь и которые активно нужно использовать в нашей работе.
Цель сотрудничества с родителями.
Создать условия мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.
Все формы сотрудничества с родителями подразделяются на
коллективные (массовые), индивидуальные, наглядно-информационные,
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными
Традиционные формы работы:
#1047;накомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами
Формы сотрудничества.
Информационно – аналитические
Познавательные
Досуговые формы сотрудничества
Наглядно-ин-формационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские
Информационно – аналитические формы сотрудничества.
Цель: выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических опросов
Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
Картотека «Педагогическая копилка: «педагоги для родителей»
Анкетирование.
Индивидуальные блокноты
Тренинги
Семинары- практикумы
Составление социального паспорта семьи.
Почтовый ящик.
Интернет-анкетирование
Познавательные формы сотрудничества.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Мини-собрания
Педагогическая гостиная
Педагогический брифинг
Педагогическая библиотека для родителей
Устные педагогические журналы
Исследовательская - проектная деятельность
Интернет-журнал
Имитационные и деловые игры
Экскурсии.
Презентации семейных проектов.
Мастер – классы.
Дневник взаимодействия детского сада и семьи.
Встреча с интересными людьми.
Общение посредством SKYPE
По-прежнему в этой группе лидируют групповые родительские собрания.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей».
«Круглый стол».
Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей.
Клубы для родителей.
Проектные-исследовательские, ролевые, имитационные и деловые игры.
Дни добрых дел.
Досуговые формы сотрудничества.
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники , утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
Интерактивные досуговые мероприятия
Выставки работ родителей и детей
Дни добрых дел
КВН
Кружки и секции
Соревнования
Фестиваль.
Участие в конкурсах – выставках.
Совместные экскурсии выходного дня
Конкурсы с поощрением
К данным формам также можно отнести:
∙ клубы отцов, бабушек, дедушек;
∙ клуб выходного дня;
∙ выпуск стенгазеты;
∙ домашние гостиные;
∙ работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
∙ семейные встречи;
∙ веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
∙ музыкальные и литературные салоны;
∙ коллекционирование и т.д.
Наглядно –информационные формы сотрудничества.
информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Буклеты
Электронные газеты
Дни (Недели) открытых дверей Открытые
Просмотры занятий и видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Использование видеозаписей наблюдения за ребенком в процессе его деятельности, взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в детском саду и семье
Папки – передвижки.
Фотомонтаж.
Мини – библиотека.
Информационные стенды.
Видеотека.
Памятки.
Рекомендации:
Информирование через сайт, блог, группу в контакте
Интерактивные домашние задания для родителей и детей
Общение посредством SKYPE.
Мы хотим остановиться на такой форме сотрудничества как
Веб-квесты
Мы решили остановится на такой новой нетрадиционной форме сотрудничества как Квест-игра. Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Представленная форма организации деятельности детей имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи: – всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально- коммуникативному); – создание положительного эмоционального настроя; – развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; – действовать в команде, а не поодиночке; – помощь и взаимовыручка; – побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; – внимательность и смелость; – обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
Квест – это одна из форм деятельности, которая сейчас востребована в современных дошкольных учреждениях.
В форме квеста педагог получает возможность непосредственно взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, проводить активную индивидуальную работу и задействовать всех участников образовательного процесса, получая индивидуальный маршрут и продукты деятельности каждой семьи своей группы.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Дети вместе с родителями сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце находят клад, попадают на пир в сказочный дворец или получают подарок как продукт проектной деятельности.
В дошкольном учреждении веб-квесты можно активно использовать для совместного образования взрослых и детей, создания мотивации на создание тандема взрослый-ребенок.
Преимущества веб-квестов:
Возможность ежедневной работы с родителями
Заинтересованность родителя в работе с педагогом
Конкретный результат работы родителя с ребенком
Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.
#1044;оступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
#1057;истемность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
#1069;моциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
#1056;азумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
#1048;спользование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
#1053;аличие видимого конечного результата и обратной связи.
Как пример можно провести квест к проекту «Моя семья», где дети с родителями каждый день отправляются в путешествие от одной станции до другой и выполняют различные несложные задания:
В первый день выкладывают – в созданную группу в вайбер видео совместного с ребенком чтения пословиц и поговорок о семье.
Во второй день играя во флэш-игру «Семейные традиции», создают герб семьи.
На третий день, «Кулинарный поединок» каждая семья в группе публикует свой семейный рецепт.
Четвертый день создают генеалогическое древо.
Пятый день, как итог «Фотогалерея» создают альбом фотографий о совместных мероприятиях детей с родителями в течении прохождения квеста.
Похожий квест можно провести с вырезанием веб-снежинок, украшением елочки можно сделать на новый год, созданием календаря погоды или расписать по станциям путешествия родителей с ребенком летом, с заданиями по посещению определенных достопримечательностей, составлению рассказов, сказок или разучиванию стихов.
Можно провести собрание в форме квеста.
Цель родительского собрания: сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи собрания:
1. Формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
2. Осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе;
3. Развитие умения работать в команде.
Уважаемые родители, а теперь мы с вами немного поиграем как наши с вами дети. Все задания, в которые играют дети мы не сможем показать, так как их очень много. А вот с некоторыми из них познакомим. Пропуская через себя, вы лучше поймете своего ребенка: его трудности, его психические эмоциональные всплески во время игры, состояние сопереживания, интерес к игре и ее обучающие и развивающие стороны.
В сценарий собрания можно включить такие задания:
- Игра «Считалочка:
Цель: снятие внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.
- Упражнение «Веселая геометрия»
Цель: Сплочение команды.
- Упражнение «Замок принцессы»
Цель: учиться взаимодействовать в команде, приобретать навыки невербального общения.
- Упражнение «Побудь ребенком»
Цель: учиться толерантно относиться к другим родителям и адекватно и корректно реагировать на замечания или советы других родителей.
За каждый пройденный этап родители получают деталь пазла.
После прохождения всех этапов квеста родители собирают пазлы из тех частей, что получили на каждом этапе квеста, тем самым подтверждая успешное прохождение каждого этапа квеста.
Упражнение «Благо да ю»
Цель: положительное завершение квеста, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения:
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие в нашей группе стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит друг другу. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие».
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешное прохождение квеста аплодисментами!» (слова воспитателя после всех «даров»).
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить квест красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Пропуская через себя, то чем занимаются дети родители лучше поймут своего ребенка: его трудности, его психические эмоциональные всплески во время игры, состояние сопереживания, интерес к игре и ее обучающие и развивающие стороны.
Так же можно использовать квест игру в совместной досуговой деятельности детей и родителей, что способствует сплочению коллектива детей и их родителей; создаёт условия для выявления и развития личностных качеств; развивает умение взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, переживать друг за друга;
Мы считаем, что квест является новой перспективной формой организации работы с родителями
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия с родителями воспитанников. Классика и современность.
Классические и современные формы работы с семьями воспитанников....
"Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...
Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...
Презентация для педагогов ДОО по теме "Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО"
Данная презентация освещает актуальные вопросы в работе с родителями воспитанников, предлагая новые современные формы сотрудничества...
Формы взаимодействия с родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и мет...
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В учреждении сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный....
Интерактивная форма взаимодействия с родителями воспитанников
В материале показан пример интерактивного взаимодействия с родителями на примере проведения тематического выпускного праздника....