Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
материал (младшая группа)

Тимонина Надежда Николаевна

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_raspechatat.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  № 66»

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Тимонина Н.Н.

«Покажи где у тебя»

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Воспитатель дотрагивается (или поднимает) до какой-либо части тела и называет ее( это моя правая рука), и просит показать ребенка такую же на своем теле. Игра продолжается по кругу со всеми детьми.

«Солнышко»

Цель: формировать знания о месте расположения частей тела, умение ориентироваться на собственном теле

Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром нос. Воспитатель предлагает расположить недостающие части лица на рисунке. Дети проговаривают, что они делают.

«Аист»

Цель: учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило: Аист отвечает после того, как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры: дети хором обращаются к ведущему – Аисту:

-Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу.

Ведущий – аист отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

- Топай правою ногой, топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, после правой ногой, после левою ногой, вот тогда придешь домой.

«Танец «Буги-вуги» под пение

Цель: учить ориентироваться на своем теле, повторять движения за воспитателем, развития внимания, памяти.

- Ручку правую вперед, а потом ее назад

- И опять ее – вперед, и немного потрясем.

- Мы танцуем Буги-Вуги, поворачиваем в круге,

- И в ладоши хлопаем вот-так –Хлоп-хлоп!

Далее части тела меняются (руку левую вперед, ногу и т.д)

«Где правая, где левая?»

Цель: учить понимать словесные указания в определении  правой и левой стороны. Развивать быстроту мышления.

Ход игры. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается – выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Игру можно проводить и на улице.

«Части тела»

Цель: упражнять детей ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры. Один из игроков дотрагивается до какой либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит «это моя левая рука». Начавший игру соглашается или нет. Игра продолжается по кругу.

«Лицом друг к другу»

Цель: упражнять в умении ориентироваться на собственном теле и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левый глаз, правое ухо и т.д.

«Замри»

Цель: учить детей воспринимать свое положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило: останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети, сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете свободно двигаться по группе. По сигналу(выключение музыки) вы останавливаетесь – замираете. Я назначу детей, которые должны сказать: «справа от меня, слева от меня…»Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

«Горячо-холодно»

Цель: закрепить знание детей о предметах, находящихся в группе, учить находить предмет по словесной инструкции, используя термины направления в пространстве.

Ход игры. Воспитатель расставляет предметы так, чтобы они были хорошо видны детям, а тот предмет, который надо найти – прячет недалеко. Ребенок ищет спрятанный предмет и если он подходит близко к нему – воспитатель говорит «горячо», а если ребенок идет в другую сторону – «холодно». Предмет можно взять только после того, как ребенок скажет, где он нашел предмет (например: я нашел куклу рядом с машинкой или за машинкой).

«Мяч по кругу»

Цель: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве.

Игровое правило: не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети, сегодня мы с вами будем играть в игру «мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Дети передают мяч по команде воспитателя вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, за спиной.

«Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: закрепить значение слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения.

Оборудование: зайчонок, кукла, мышонок, мяч.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. И говорит: направо пойдещь - куклу найдешь, налево пойдешь – зайчонка найдешь, прямо пойдешь – мышонка найдешь, назад пойдешь – мячик найдешь. Когда игрушка найдена, ребенок говорит куда он пошел, в какую сторону.

«Угадай, кого загадали»

Цель: развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, обозначающие пространственное расположение предметов.

Оборудование: 3 игрушки крупного размера.

Ход игры. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Воспитатель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном направлении. Затем педагог меняется местами с ребенком и загадывать игрушку буде ребенок.

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указанием воспитателя, с учетом ориентира.

Ход игры. Детям сообщают, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать подсказки и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, куда поворачивал, когда искал игрушку.

«Спрячем и найдем»

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети стоят вдоль стены группы. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит6 «Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.

Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

«Что изменилось»

Перед детьми на столе расположены игрушки в 2 ряда(верхний ряд и нижний). Воспитатель предлагает запомнить расположение игрушек и дети закрывают глаза. Воспитатель либо убирает игрушку, либо меняет 2 игрушки местами. Детям надо угадать, что и в каком ряду изменилось.

«Найди клад»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, используя термины направо и налево.

Воспитатель заранее прячет какой-нибудь сюрприз для детей и словесными инструкциями дети его должны отыскать.

«Найди свой домик»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети делятся на группы, каждая встает у импровизированного домика. По сигналу дети разбегаются на полянку в разные стороны. Затем по сигналу «найди свой домик» дети должны вернуться на свои места.

«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: формирование ориентировки ребенка в собственно теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади).

- В правую руку свой мячик возьми, над головою его подними и перед грудью его подержи. К левой ноге не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С ноженьки правой да к левой ноге, да на живот – не запутаться б мне.

«В лесу»

Цель: формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на магнитной доске. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило: выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал: магнитная доска, изображение березы с зелеными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ежик, медвежонок, домик, елочка.

Ход игры: «Дети, я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на магнитную доску березу.

-Как вы думаете, о каком времени года мы будем сейчас говорить?

-Почему вы так думаете?

- А что может находиться под деревом.

Другой ребенок выкладывает гриб, следующий зайца. Выставлю ежика, медвежонка, домик, елочку.

-Покажите правую руку, левую. Расположите справа от дерева ежика, а слева медвежонка.

-С какой стороны от дерева находится заяц, гриб?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа елочку.

-Назовите предметы правее гриба, левее ежика.

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, находить середину плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание. На ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в середине ковра, куклу посадить в левый нижний угол и т.д.

«Снежинки»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть верхний, нижний, середина плоскости.

Воспитатель предлагает детям листы бумаги и бумажные снежинки.

По словесной инструкции снежинки нужно расположить на листе.

«Назови соседей»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, определять местоположение предмета относительно другого предмета.

Используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти, например, домик и назвать, что расположено справ от него, что слева и т.д.

«Я еду на машине»

Цель: учить передвигать предмет на плоскости, ориентируясь по словесным указаниям педагога.

Перед каждым ребенком лист бумаги и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в заданном направлении. Например, поехали в центр листа и т.д.

«На, над, под»

Цель: учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

Материалы: изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.

Ход игры. Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки. Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети комментируют свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Ориентировка в пространстве один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений, направленных на ориентировку в пространстве для детей дошкольного возраста

Приложение к презентации для родителей:"Формирование ориентировки в пространстве у детей, ее значение в жизни ребенка"...

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непоср...