"Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
проект (подготовительная группа)
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Соответственно, в процессе обучения детей основам финансовой грамотности формируются 4К- компетентности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_forum_wecompress.com_.pptx | 802.12 КБ |
na_forum_fingramotnost.docx | 22.82 КБ |
buklet_po_fingram.docx | 686.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность и социальная значимость Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Соответственно, в процессе обучения детей основам финансовой грамотности формируются 4К- компетентности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим
Нормативно-правовая база Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Это соответствует ФГОС ДО и Национальной Стратегии правительства России. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Цель : Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности Задачи: Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Определить возможность формирования 4К-компетенций в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности Сформировать картотеку игр по финансовой грамотности для формирования 4К-компетенций
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА 4К КОМАНДНАЯ РАБОТА КРЕАТИВНОСТЬ СПОСОБНОСТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ НАЛАЖИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА ОБЪЯСНЯТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ МНОГО РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ ВЫБИРАТЬ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ УМЕНИЕ ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОПРЕДЕЛЯТЬ ОБЩУЮ ЗАДАЧУ, СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЯТЬ РОЛИ ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ С РАЗНЫХ СТОРОН ИСКАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ ИНТЕРЕС В ПРЕОДАЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ
Формирование финансовой грамотности у дошкольников направлено на: любовь к труду уважение к результатам труда взрослых умение считаться с потребностями семьи тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо проявлять терпение при достижении желаемого ответственно относится к чужим вещам
Финансовая грамотность для дошкольников это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
ФОРМЫ РАБОТЫ театрализованные, дидактические, интерактивные, сюжетно-ролевые игры; тематические занятия; экскурсии (магазин, почта, налоговая); просмотр мультфильмов и презентаций; квест – игры МЕТОДЫ РАБОТЫ беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, проблемные ситуации, изготовление поделок. изготовление атрибутов к играм .
Сюжетно-ролевые экономические игры В сюжетно-ролевых играх участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов.
Дидактические и интерактивные экономические игры Все дидактические игры экономического содержания включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний .
Направления совместной деятельности педагогов и родителей по финансовой грамотности старших дошкольников * информирование родителей о задачах и содержании финансовой грамотности детей в детском саду и в семье; * участие родителей в работе по формированию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы) * информирование родителей о роли финансовой грамотности в формировании 4К- компетентностей у детей
Сравнительная характеристика уровней сформированности 4К –компетентностей в процессе обучения основам финансовой грамотности у дошкольников (январь 2022 г. и январь 2024 г.)
Заключение При ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки, нравственно – экономические качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду), но и навыки модели «4К»
Распространение опыта работы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Презентация проекта
«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Актуальность этой темы заключается в том, что в современной жизни активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Соответственно, в процессе обучения детей основам финансовой грамотности формируются 4К- компетентности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В этом проекте мы поставили перед собой цель: рассмотреть, способствует ли обучение детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности формированию 4К-компетенций.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста уже умеют применять свой личный опыт в игровой деятельности и повседневной жизни, умеют вычленять главное и конкретизировать детали, могут изменять правила в играх, предлагать применять придуманные самостоятельно.
Модель 4К включает: критическое мышление, командную работу, коммуникацию и креативность.
Существуют различные программы по финансовой грамотности. Мы в своей работе опираемся на УМК «Занимательные финансы», в котором формирование финансовой грамотности у дошкольников направлено на:
- любовь к труду
- уважение к результатам труда взрослых
- умение считаться с потребностями семьи
- тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
- проявлять терпение при достижении желаемого
- ответственно относиться к чужим вещам
Что же такое финансовая грамотность? Это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Финансовая грамотность дошкольников включает, если кратко, - знание о деньгах и правильное отношение к деньгам.
В своей работе мы используем различные формы и методы работы, представленные на слайде. Но в этом проекте мы рассматриваем формирование 4К – компетенций у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Рассмотрим формирование навыков модели «4К» в сюжетно – ролевых играх экономического содержания, например, таких, как «Магазин», «Аптека», «Банкомат» и др. Играя в эти игры, у детей формируется коммуникация (при общении друг с другом), критическое мышление (когда из нескольких предложенных вариантов надо выбрать лучше). В играх можно работать в команде (например, игра «Супермаркет») и даже можно формировать задатки креативности, когда ребенок оценивает ситуацию с разных сторон и учится принимать нестандартные решения.
Необходимо обращаться к ребенку напрямую, бросать детям вызов, побуждать их задавать вопросы. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу односложно на него отвечать. Лучше вызвать ребенка на диалог и спросить его о том, как бы он сам ответил на свой вопрос. Пусть он попытается самостоятельно найти ответ.
Второй важный аспект — развитие эмоционального интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций, умению их определить, назвать и контролировать.
На всех этапах формирования модели 4К требуется поддержка ребенка дома, в семье. Поэтому мы проводим разнообразную работу по формированию 4К –компетентностей: анкетирование по возникающим вопросам и проблемам, консультации по финансовой грамотности, создание интеллект-схем (например, на тему «Бюджет семьи»), родительские собрания. С помощью родителей мы также обогащаем РППС по финансовой грамотности играми, лэпбуками, различными материалами.
Сравнительная характеристика уровней сформированности 4К –компетентностей в процессе обучения основам финансовой грамотности у дошкольников показала прогресс в формировании у детей 4К-компетентностей
Можно сделать вывод: при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки, нравственно – экономические качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду), но и навыки модели «4К»
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РАЗДЕЛЕНА НА ЧЕТЫРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛОКА:
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАПРАВЛЕНО НА:
- любовь к труду
- уважение к результатам труда взрослых
- умение считаться с потребностями семьи
- тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
- проявлять терпение при достижении желаемого
- ответственно относится к чужим вещам
ФОРМЫ РАБОТЫ
- театрализованные, дидактические, интерактивные, сюжетно-ролевые игры;
- тематические занятия;
- экскурсии (магазин, почта, налоговая);
- просмотр мультфильмов и презентаций;
- квест – игры
МЕТОДЫ РАБОТЫ
- беседа, рассказывание историй и сказок,
- чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок,
- игры-занятия, сюжетно-ролевые игры,
- настольно-дидактические игры, проблемные ситуации, изготовление поделок.
- изготовление атрибутов к играм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Дидактическая игра «Хочу и надо»
Где воспитанники должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые» (чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад;
оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.
Игра «Что кому нужно?»
Цель: закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. Материалы: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Игра «Что можно и что нельзя купить»
Дидактическая игра «Размен»
Цель: Научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5. Суть игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Иркутска детский сад № 77
664043 г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б.
Е-mail: Тел.: 8(3952) 300-068
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составители: Арсенчук И.С. Смоленцева В.Н.
г. Иркутск, 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является социальной проблемой с самых р...
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....
Система мероприятий в обучении детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
ПАСПОРТ Актуальность Работа по формированию элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе....
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...
«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...